|
Подростки и профориентация: как найти своё призвание?Автор статьи: Иванова Наталья Валентиновна
Кто больше переживает за профессиональное будущее – подростки или их родители? И те, и другие. Родители переживают, так как хотят лучшей участи своим детям. Дети переживают, потому что переживают родители… Потому что вокруг - большая панка вокруг ЕГЭ, большой ажиотаж по поводу поступления в вуз и т.д. Правда, здесь нужно отметить, что родители больше переживают за то, чтобы сын или дочь лучше устроились в жизни, а - не нашли своё истинное призвание… Что, на мой взгляд, более важно… Чтобы дети овладели престижной и востребованной специальностью, родители склонны навязывать своё мнение, зачастую оказывая медвежью услугу. Мне известны случаи среди моих знакомых, когда их дети, окончив то или иное учебное заведение, вручали свои дипломы маме и отправлялись работать совсем не по специальности. Я знаю одного молодого человеком, который по природе является демонстративной личностью, наделён актёрскими способностями. В школе он играл в КВН, вёл мероприятия, концерты и праздники… По настоянию родственников, которые были убеждены, что профессия должна быть серьёзной, он поступил в военное учебное заведение. И лично я не представляю, как этот весёлый, экспрессивный и творческий человек шагает по плацу или выполняет команды и приказы. Ведь ему приходится теперь держать себя в строгих рамках. Какая уж тут экспрессия?... Когда лучше всего начинать задумываться о будущей профессии? Идеальный вариант - в 8 или начале 9-го класса. Почему? Чтобы выявить интересы, способности и наклонности, направление деятельности и уже как-то прицелиться к учебному заведению и, следовательно, выбрать те экзаменационные предметы (ОГЭ), которые буду необходимы для поступления, то есть выбирать предметы ОГЭ с прицелом на ЕГЭ. А не так, чтобы сдать то, что полегче и отвязаться… Я говорю об идеальном варианте. Конечно же, на консультацию по профориентации приходят в самое разное время – 7-м, 9-м, 10-м и 11-м классах… И даже взрослые люди. Задумываться о своём призвании никогда не бывает рано и, что особенно важно заметить, никогда не бывает поздно. С чего я, как консультант по профориентации, начинаю свою работу? С того, что прошу человека вспомнить, чем он любил заниматься в детстве, в 5 лет. Действительно, почему в 5 лет мы чётко знаем, кем нам хочется быть – учителем, врачом, водителем, ветеринаром… а в 17 лет мы как слепые котята, не знаем, в каком направлении двигаться дальше? Есть два ответа на этот вопрос. Либо человек очень плохо знает себя, не чувствует себя, не знает собственных интересов и наклонностей…. Либо его интересы вошли в противоречие с мнением окружающих его близких людей (или же он увлекся поиском престижной сферы) и в результате утратил связь с самим собой… Очень большое подспорье, конечно же, может оказать родительская поддержка. Я сейчас больше говорю о поддержке психологической, нежели финансовой. О желании понять - в чём предназначение моего ребенка? Если родители, к примеру, не могут сами определить интересы и способности ребёнка, тогда нужно просто водить его по кружкам. Не стесняться перебирать кружки и секции. И тогда ребенок сам почувствует, чем ему нравится заниматься. К чему его влечёт? Это же и есть профориентация на практике. Огромную роль в выборе профессии, конечно же, играют школьные учителя. Харизматичный педагог так может увлечь ребенка своим предметом , что тот захочет связать с ним и всю свою жизнь. И это здорово! Правда, и тут можно ошибиться. У меня на консультации была девушка, которая бросила учёбу на 1-м курсе химфака в одном московском вузе. Когда я стала беседовать с ней, я увидела перед собой филолога - человека, страстно увлечённого литературой. - Как тебя на химфак-то занесло? – спросила я её. - Химия в школе нравилась. Выбрала ЕГЭ по химии. Вот здесь и кроется ошибка. Ошибка №1. Ставить выбор будущей профессии в зависимость от выбора предмета ЕГЭ. Что же получается в итоге? Подавая документы в вузы, школьники поступают туда, куда успешно «проходят» по конкурсу, согласно набранным баллам. Печально то, что таким образом они не имеют возможности поступить на желаемую (читай: подходящую) им специальность. Ошибка №2 – «Поступить во что бы то ни стало!». При этом, не учитывая ни интересов, ни наклонностей, ни собственных желаний... Проучившись в вузе один или два, а то и все пять курсов, молодые люди вдруг понимают, что оказались совсем не в том месте, где хотели бы находиться. Приходится пересдавать ЕГЭ, перепоступать в другой вуз или на другой факультет… Ошибка №3. «У нас все в семье врачи. Пусть и он (а) на врача учится». У меня на консультации была девушка, которая хотела быть художницей, но родители имели стоматологическую клинику и очень хотели передать своё дело дочери. Семейные разборки доходили до слёз. Не выдержав давления, девочка поступила в медицинский вуз. На мой взгляд, очень важно осознать, к чему тебя влечёт по-настоящему. Ради какой деятельности тебе хочется просыпаться по утрам? Ради какого дела тебя задумал Бог? Понятно, что деньги зарабатывать нужно. Никто этого не отрицает. Но… Важно понять: какая деятельность тебя наполняет и делает счастливым? Что ты готов делать даже бесплатно? Потому что не делать этого ты просто не можешь… Ответьте себе на этот вопрос честно… Хотя бы себе…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|