11.07.2017 "Молодежный вестник". Марина ВОСТРИКОВА, практикующий психолог
// В номере
Каждый родитель желает для своих детей самого лучшего. И когда ребёнок, окончив школу, выбирает место для дальнейшего обучения, мамы и папы принимают в этом активное участие.
Правда, помощь эта не всегда идёт на пользу. И хотя, по последним социологическим исследованиям, 80 процентов учащихся 9-11 классов имеют представление о своей будущей профессии , многие всё же делают профессиональный выбор не самостоятельно, а с учётом мнения родителей и друзей.
Личностная и эмоциональная неготовность к осознанному выбору профессий на данный момент является достаточно острой проблемой. Большое количество людей обращается за помощью к психологам после окончания вузов, техникумов и колледжей с проблемой «потери себя», незнанием, что делать дальше, куда идти работать, так как по выбранной специальности они трудиться не хотят.
Почему так происходит? Созревание личности начинается ещё в детстве, под опекой родителей. Можно выделить несколько типов воспитания, препятствующих психологическому взрослению детей.
ОХ УЖ ЭТОТ ОПАСНЫЙ МИР!
Гиперопекающий тип родителей. Мамы и папы в таких семьях окружают детей чрезмерным вниманием. Ребёнок растёт с пониманием того, что весь мир опасен. Вырастая, такой человек боится совершить ошибку, считает, что «лучше всего знает мама». При выборе профессии такие люди очень ведомы и беспрекословно слушают наставления родителей. После окончания учебного заведения они вновь ищут конкретных ориентиров от мам и пап. Гиперопекающие родители в большинстве случаев не учитывают способности своего ребёнка. По большому счёту собственных интересов у таких детей нет, так как они проживают жизнь своих родителей.
Я – НЕ ЮРИСТ. А ТЫ – ЮРИСТ
Бывает другой вариант родителей – «нереализованные». В своё время они упустили какие-либо возможности и теперь стремятся реализовать их за счёт своих детей. Это тот случай, когда, например, папа не стал юристом, а сына отправляют в юридический вуз без наличия у него способностей к этой профессии.
Все неосуществлённые желания таких родителей сваливаются на хрупкие плечи их ребёнка. Примерно на 1-2 курсе обучения студент понимает, что выбор был сделан за него и он совсем неверный. Он начинает из-за этого предъявлять претензии родителям, а те, пожимая плечами, отвечают: «Мы думали, тебе это нравится».
ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ?
Третий вариант развития – тревожные мамы и папы. Чаще всего это дети гиперопекающих родителей. Они опасаются жизни, боятся совершать ошибки. Своих детей также запугивают, дают им бессознательные установки: «Не высовывайся!», «Живи как все!», «Не рискуй!», «Ничего не меняй в своей жизни!», «Хорошая жизнь не для таких, как мы!».
Чаще всего от таких родителей можно услышать фразы: «Отец работает на заводе, и ты иди, кто тебя где ждёт?», «Пойдёшь работать ко мне, хоть зарплата небольшая, но на кусок хлеба хватит», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Такие родители, образно говоря, обрезают крылья детям, внушая им ощущение неуверенности.
ИЗ ЗОНЫ КОМФОРТА
Безусловно, существует и продуктивная родительская поддержка. Это семьи, где с самого детства в ребёнке формируют эмоциональную и личностную зрелость. Родители чётко осознают потребности своих детей, дают им достаточно самостоятельности. Например, когда малыш начинает ходить, родитель в ужасе не бегает за ним по пятам, боясь, что тот упадёт. Если дитя всё же падает, родитель оказывается рядом, успокаивает его, спокойно говорит о том, что ничего страшного не произошло. Ребёнок таким образом учится выходить из зоны комфорта.
Так что, дорогие мамы и папы, важно помнить всегда, что вы оказываете огромное влияние не только на выбор профессии ваших сыновей и дочерей, но и на всю их последующую жизнь. Помогайте своим детям, учитесь их слышать и слушать!
"Молодежный вестник". №14 (6329) 7 июля 2017