Л.А. Седых, начальник. сектора психологического обеспечения и сопровождения ООО "Бюро сошал сервис", преподаватель курса Управление персоналом», педагог-психолог детский сад № 1350 г. Москва
29 Апр 2011, 11:50 AM
Влияние развода родителей на последующую жизнь детей.
Условие для стабильного функционирования семьи состоит в выполнении экзистенциальных функции по рождению, содержанию и социализации подрастающих поколений. Окружение семьи должно быть безопасным.
Для большинства неполных семей оно может являться недостижимой целью. Как известно, солнышко светит и добрым и злым… Семьи, где проживали переживание разводной ситуации, воспринимают подобный образ жизни как единственно нормальный. Члены неполных семей оказываются как бы втянутыми в постоянные циклы отрицания, агрессивного, деструктивного поведения. То, о чем они боятся, не хотят говорить, выплескивается в поведении, действиях. Неспособность справиться с чувством боли и конфликтными отношениями в ситуации переживания ухода (утраты) вызывает состояние ярости и неприятия окружающего мира. Оставшийся в семье взрослый остается на той стадии развития, когда пережил ситуацию невосполнимой утраты или травму (уход). Подобное состояние не может дать бережных взаимоотношений и эмоциональной поддержки остальным членам семьи. Психологический надрыв может «увести» к гиперактивности (синдром дефицита внимания), зажатости, скованности и неуверенности в себе.
Отсутствие чувства психологической защищенности ослабляет у вновь образованной ячейки по количеству родителей – неполной семьи – потребность в общении, приводит к деформации. Может проявляться в разных вариантах изоляции (сужения и выборности круга общения), оппозиции (по отношению к значимым близким), агрессии (близким, органам государственной поддержки).
Также отличительной чертой неполной семьи в ситуации ухода одного из членов семьи является: - отсутствие мотивов, связанных с временной перспективой, более или менее отдаленным будущим («жизнь как бы замирает»); - управление своими жизненными планами даже в случае острой необходимости («социогенный инфантилизм») Это чревато тем, что данной явление имеет свойство трансформироваться в социальное иждивенчество.
Уход близкого человека – всегда огромное горе для оставшихся членов семьи. Она наносит удар, что называется по всем фронтам: и по душевному здоровью и по состоянию организма. Среди проблем отрицательно влияющих на здоровье, сбои нервной и сердечно-сосудистых систем, приступы депрессии. При этом следует отметить, что это связано не столько с самим фактом ухода, сколько с тем, что люди во вновь открывшихся жизненных обстоятельствах предоставлены сами себе – они лишаются человека, который заботился о них. Банально бытовые проблемы и становятся фактором, который окончательно подкашивает здоровье.
Проявление и закрепление патологических черт характера могут мешать адаптивному поведению к взаимодействию с социальной средой и возможно станут одной из причин отклоняющегося (девиантного) поведения.
В идеале любая неполная семья должна получать профилактическую психологическую помощь через индивидуальные и групповые беседы, тренинговые занятия. Воссоздать условия для интрапсихических («Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах,— сперва социальном, потом — психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая»/Л.С. Выготский) пространств, проходя через которые члены семьи были бы способны к новым действиям, возможностям.
Искомые психологические навыки или процессы могут формироваться и стать нужными с точки зрения построения адекватных отношений с миром и другими людьми при помощи психологических техник совладения со стрессом.
Еще будучи студенткой психологического факультета, слушая лекцию, была заинтересована совершенно четкой формулировкой, высказанной преподавателем «неполная семья счастлива быть не может». Дальнейшая исследовательская и консультативная работа подтвердила – это факт. Это могут быть вытесненные самоощущения. В постразводной ситуации при работе с семьей должны быть разработаны дифференцированные подходы к психокоррекции в семьях. Каким образом, какими условиями помочь семье «не утонуть», а удержаться на плаву, без особых потерь, достойно интегрироваться в общество, развиваясь при этом личностно, минимизировать степень несчастливости.
Совсем недавно профессиональные исследования на заданную тематику в основном имели уклон о последующем воздействии развода на родителей. Сегодня разворот в постразводной ситуации произошел на детей. Среди отсроченных воздействий на ребенка выделяются: - недоверие к лицам противоположного пола; - обесценивание семьи; - роль жертвы; - неумение построения собственной семьи; - повторение жизненного родительского сценария; - смешение мужской и женской роли в семье; - отношение взрослых к престарелым родителям.
Самостоятельно семья не справится. Ей нужна поддержка. Хотя на сегодняшний день «дело утопающих, дело рук самих утопающих» и практическая помощь доходит далеко не до каждого адресата.
Не проводились исследования, причем масштабные семей, которые отсрочили разводную ситуацию до совершеннолетия детей. Вполне резонно, что картина была бы более удручающа по отсроченным воздействиям проживания детей для подобного рода семьях. Исследовательская работа по влиянию развода родителей на последующую жизнь детей еще в зачаточном состоянии, данные разрозненны, четкого ранжира сегодня нет. Продолжение следует.
Электронный адрес [email protected] Skype bsska441 Телефон 8 906 045 69 10
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.