Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...


Одной из целей терапии является получение нового опыта. Опыта реагирования, отношений, поведения, на который можно опираться и которым можно пользоваться в жизни. Терапевт изучает наличный опыт клиента, находит неработающие стратегии и предлагает попробовать что-то новое в терапии и в жизни. Это новое - это чаще всего реагирование и поведение из взрослой позиции, где есть возможность выбора и проявления творчества. Более осознанное и эффективное. Это даёт новые возможности клиенту, укрепляет взрослую позицию, появляется ощущение ресурса. 

 

Но в какой-то момент это перестаёт работать. Клиент пытается применять новый опыт в жизни, но у него "не получается". Он может буквально заставлять себя нарабатывать опыт взрослого реагирования и закреплять его, не чувствуя внутри ни желания ни интереса это делать. Это может сопровождаться злостью, виной, стыдом, рассказываться терапевту как жалоба на самого себя или попытки себя оправдать.

Терапевт же в стремлении поддержать взрослую часть может предлагать новые способы, напоминать моменты, когда это работало, в конце концов обвинить клиента в нежелании брать ответственность за свою жизнь и выходить из зоны комфорта. Клиент формально согласен, он правда не хочет брать ответственность, ему правда страшно что-то менять кардинально, может возникнуть желание вообще бросить терапию и страх это сделать.

В этой ситуации за кадром остаётся желание клиента обесценить терапию и терапевта. Обесценивание предположительно лишает результатов, которые уже достигнуты и разрывает отношения.  А невозможность обесценить терапевта толкает к обесцениванию себя, который "не хочет меняться" и взрослеть. И с которым надо что-то сделать. 

Лучше пробовать найти в этом ценность и призвать терапевта в союзники. 

Почему же клиент не хочет взрослеть? Что внутри сопротивляется новому опыту и цепляется за старый? И зачем? Думаю, это что-то детское, что-то отчаянно чувствующее необходимость быть ребёнком и получать при этом поддержку, уважение, заботу, но лишённое права голоса.

 

Для меня история про детские части во взрослом человеке - это истории, за которыми много тяжёлых переживаний и боли, ведь не просто же так ребёнок не смог повзрослеть. И в этом месте взрослые стратегии отторгаются, пока не пережит этот травматичный опыт, в который страшно погружаться, если нет ощущения достаточной безопасности, доверия терапевту и самому себе. И часть эта активизируется как сопротивление на определённом этапе терапии. Ведь на самом деле, это ребёнок пришёл рассказать о своей боли в безопасной обстановке, чтобы его приняли и выслушали. Вместо этого два родителя учат его быть взрослым, осуждают, обвиняют, стыдят. И остаётся только закрыться и молча саботировать "взрослость", вызывая на себя агрессию и своей взрослой части и терапевта. Так клиент неосознанно проигрывает свою травму в отношениях с терапевтом.  Он не может сказать о детских потребностях прямо, это всегда было больно, стыдно, клиент чувствует себя плохим и неправильным, хочет спрятать эту плохость от себя и от терапевта. 

 

В этот момент терапевту важно остановиться и признать наличие сопротивления. Признать, что это не манипуляции, что это что-то важное. Признать невозможность быстрых изменеий и бесполезность призывов к взрослости и ответственности. Что нужно учиться понимать и слышать потребности ребёнка, который не будет говорить о них прямо, а будет их доносить на своём языке обид, обесценивания, требований и т.д. Важно учиться понимать этот язык и учить этому клиента. Клиент сам может ненавидеть эту часть, идентифицируясь с родителями, и новым опытом будет тут как раз идентификация с принимающим и внимательным родителем, замечающим естественные изменеия и поддерживающим их, но и способным находиться рядом, даже если изменений долго нет, не инициируя их, которым может быть терапевт. 

 

 




Просмотров: 600
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • "Не может, значит не хочет" Правда ли это?
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Почему они убиваю себя? Механизм психики, который может привести к детскому суициду
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Ошибки терапевта в работе с клиентом. Какую цену платит клиент за контрперенос терапевта
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • "Простите, мадам, но наш сын не может вести себя иначе!"
  • Познаем себя, чтобы лучше понимать и действовать: "Детские субличности"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Клиент злится на терапевта. Что делать?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • А может вы просто дурите самого себя?
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Пятая
  • Что делать, чтобы клиент не бросил терапию. Часть Шесть
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь