|
Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - ИнтересАвтор статьи: Остривная Елена Анатольевна
Разговор о том - хотят или нет учиться сегодняшние школяры - частое явление. Причём в коннотации: как их заставить учиться, как обязать получать знания. Мне бы хотелось поговорить о том, как мотивировать на получение знаний, сделать ученика союзником в образовательном процессе, и даже больше, стать с ним на одну сторону баррикад против невежества и лени. Для этого учителю необходимо уверовать самому в правильность этого подхода, мотивировать себя и стать для ученика человеком, который будет помогать ему думать эффективно, обеспечит вовлеченность и взаимопонимание, простимулирует поиск комплексных решений и выработку устойчивых взаимных соглашений. То есть стать для ученика, в парадигме личностно-ориентированной педагогики, фасилитатором, человеком, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом как основа человекоцентрированной технологии обучения, в России концепция человекоцентрированного подхода в обучении с позиций психологии разработана И.С. Якиманской). И особенно важным это становится при работе с классом, здесь роль учителя-фасилитатора приобретает функции создания единой среды для взаимопонимания, обеспечивающего бесконфликтный и комфортный поиск эффективного результата в обучении каждого участника. А теперь перейдём к самому интересному: как обеспечить мотивацию, приводящую к интересу в процессе обучения. Здесь нет лёгкого пути, но методы существуют: 1) Вовлеченность. Главная проблема вовлеченности ребёнка в процесс – это самоцензура, когда он выводится из процесса принятия решения, его мнение никому не интересно, его роль «делать, что говорят» и всё. Дети вынуждены принимать правила игры и часто не говорят то, что на самом деле думают. Учителю подчас тяжело взять на себя риск за то или иное мнение, оппонировать и вести диалог. Существование таких рамок и боязнь выйти за них оказывают гнетущее воздействие. Запреты на открытое высказывание мыслей похожи на подводные течения реки. Они размывают русло обсуждения. Заставляют многих неосознанно «редактировать» свои мысли перед тем, как они что-то скажут. Кто хочет, чтобы его критиковали за идеи, которые еще не сформировались окончательно? Чтобы защитить себя, человек занимается самоцензурой. Задача учителя в этом случае: создать комфортные условия для менее разговорчивых учеников, уменьшить преждевременную критику, помочь каждому включить его ум, вместо того, чтобы выключить его и отстраниться. 2) Взаимопонимание. Главная проблема во взаимопонимании в процессе обучения – этобезапелляционные высказывания. Задача учителя: показывать, что отсутствие взаимопонимания нежизнеспособно и неэффективно, ему необходимо оставаться беспристрастным, чтобы выслушивались и учитывались все точки зрения, и чтобы у каждого ученика создавалось ощущение, что кто-то доверяет ему и понимает его. 3) Выработка комплексного решения, когда работает весь класс. Главная проблема при выработки комплексного решения – это психология проигравшего/победителя в любой дискуссии. Задача учителяобъяснить классу всю ценность мнения каждого, как вклада в поиск правильного решения поставленной задачи. 4) Обучение новым способам мышления. Главная проблема – это отсутствие культуры взаимодействия, когда учитель не владеет методами совместной работы. Задача учителя: организовать продуктивно мыслящий класс. Теперь поговорим о навыках, которые помогут педагогу справиться с этими задачами: 1) Умение превращать проблемы в решение, умение генерировать и продвигать нестандартные идеи взаимодействия, которые учитывают интересы каждого ученика. Что должен чувствовать ученик при эффективной мотивации: 1) Признание своего вклада в результаты работы. Таким образом, мотив — это своего рода механизм, который вызывает активность и определяет направление и содержание действия. Выделяется три функции мотива в качестве регулятора: 1) побуждение к активности, деятельности (энергетический потенциал); Ну, и заканчивая, приведу 15 правил мотивации для студентов Гарварда. Именно об этом «15 правил мотивации для студентов Гарварда». А главные враги мотивации интереса в обучении – это неверие в себя учителя, недоверие и равнодушие к ученику. Здесь не помогут даже 15 правил мотивации для студентов Гарварда. Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=16533&showentry=6394 Блог автора в «Живом журнале»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|