Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес

Разговор о том - хотят или нет учиться сегодняшние школяры - частое явление. Причём в коннотации: как их заставить учиться, как обязать получать знания.

Мне бы хотелось поговорить о том, как мотивировать на получение знаний, сделать ученика союзником в образовательном процессе, и даже больше, стать с ним на одну сторону баррикад против невежества и лени.

Для этого учителю необходимо уверовать самому в правильность этого подхода, мотивировать себя и стать для ученика человеком, который будет помогать ему думать эффективно, обеспечит вовлеченность и взаимопонимание, простимулирует поиск комплексных решений и выработку устойчивых взаимных соглашений

То есть стать для ученика, в парадигме личностно-ориентированной педагогики, фасилитатором, человеком, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом как основа человекоцентрированной технологии обучения, в России концепция человекоцентрированного подхода в обучении с позиций психологии разработана И.С. Якиманской).

И особенно важным это становится при работе с классом, здесь роль учителя-фасилитатора приобретает функции создания единой среды для взаимопонимания, обеспечивающего бесконфликтный и комфортный поиск эффективного результата в обучении каждого участника.

Волшебная формула Педагог  Мотивация  Ученик  Интерес

А теперь перейдём к самому интересному: как обеспечить мотивацию, приводящую к интересу в процессе обучения. Здесь нет лёгкого пути, но методы существуют:

1) Вовлеченность. Главная проблема вовлеченности ребёнка в процесс – это самоцензура, когда он выводится из процесса принятия решения, его мнение никому не интересно, его роль «делать, что говорят» и всё. Дети вынуждены принимать правила игры и часто не говорят то, что на самом деле думают. Учителю подчас тяжело взять на себя риск за то или иное мнение, оппонировать и вести диалог. Существование таких рамок и боязнь выйти за них оказывают гнетущее воздействие. 
Например, учитель говорит: 
- Разве мы уже не обсудили этот вопрос?
- Не отвлекайтесь!
- Поторопитесь – мы не укладываемся!
- Какое это имеет отношение к теме?
- Это невозможно. 

Запреты на открытое высказывание мыслей похожи на подводные течения реки. Они размывают русло обсуждения. Заставляют многих неосознанно «редактировать» свои мысли перед тем, как они что-то скажут. Кто хочет, чтобы его критиковали за идеи, которые еще не сформировались окончательно? Чтобы защитить себя, человек занимается самоцензурой. Задача учителя в этом случае: создать комфортные условия для менее разговорчивых учеников, уменьшить преждевременную критику, помочь каждому включить его ум, вместо того, чтобы выключить его и отстраниться.

2) Взаимопонимание. Главная проблема во взаимопонимании в процессе обучения – этобезапелляционные высказыванияЗадача учителя: показывать, что отсутствие взаимопонимания нежизнеспособно и неэффективно, ему необходимо оставаться беспристрастным, чтобы выслушивались и учитывались все точки зрения, и чтобы у каждого ученика создавалось ощущение, что кто-то доверяет ему и понимает его.

3) Выработка комплексного решения, когда работает весь класс. Главная проблема при выработки комплексного решения – это психология проигравшего/победителя в любой дискуссии. Задача учителяобъяснить классу всю ценность мнения каждого, как вклада в поиск правильного решения поставленной задачи.

4) Обучение новым способам мышления. Главная проблема – это отсутствие культуры взаимодействия, когда учитель не владеет методами совместной работы. Задача учителя: организовать продуктивно мыслящий класс.

Теперь поговорим о навыках, которые помогут педагогу справиться с этими задачами:

1) Умение превращать проблемы в решение, умение генерировать и продвигать нестандартные идеи взаимодействия, которые учитывают интересы каждого ученика.
2) Владение методиками структурированного мышления, например, мозговым штурмом для вовлечения и активизации процесса.
3) Всестороннее развитие внутренних возможностей класса в целом и каждого отдельного ученика.

Что должен чувствовать ученик при эффективной мотивации:

1) Признание своего вклада в результаты работы.
2) Что полученная им оценка объективна и заслужена.
3) Положительное оценивание больше стимулирует, чем отрицательное.
4) Что оценка поставлена сразу после правильного решения.

Таким образом, мотив — это своего рода механизм, который вызывает активность и определяет направление и содержание действия. 

Выделяется три функции мотива в качестве регулятора:

1) побуждение к активности, деятельности (энергетический потенциал);
2) выбор направленности деятельности (вектор «мотив-цель»);
3) придание личностного смысла деятельности, что повышает уровень осознания причин действий и поступков. 

Ну, и заканчивая, приведу 15 правил мотивации для студентов Гарварда
Восемь президентов США, сорок девять лауреатов Нобелевской премии, Дэвид Рокфеллер, Билл Гейтс, Марк Цукерберг — и это не полный список выдающихся студентов Гарварда, одного из самых известных университетов США и всего мира. Конечно, успех приходит не к каждому. Но тот, кто ленится, успешным не будет однозначно.

Именно об этом «15 правил мотивации для студентов Гарварда». 
1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то тывоплотишь свою мечту в жизнь.
2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано
3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания — вечна
4. Учеба — это не время. Учеба — это усилия
5. Жизнь — это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты вообще способен
6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием. 
7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом. 
8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит только с самосовершенствованием и решительностью. 
9. Время летит
10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами
11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее — реалисты
12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования
13. Сегодня никогда не повторится
14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги
15.Не попотеешь — не заработаешь.

А главные враги мотивации интереса в обучении – это неверие в себя учителя, недоверие и равнодушие к ученику. Здесь не помогут даже 15 правил мотивации для студентов Гарварда.

Статья опубликована на сайте https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=16533&showentry=6394

Блог автора в «Живом журнале»

 



Просмотров: 550
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проблема: Влюбленность ученика в учителя.
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Как всегда быть «при деньгах» — 3 совета от профессоров из Гарварда (которые помогут вам разбогатеть)
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Проблема выбора в теме работы: техника для принятия решения за 1 час
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Про школу | Как учителю поддержать ученика в “трудный период”
  • Как вы ведете себя, когда в вашу жизнь приходит проблема?
  • У каждого есть своя задача
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно добавить всего лишь два новых действия
  • Учитель, излечи ученика!
  • Проблема: отсутствие мотивации.
  • ЧП в Стерлитамаке: ученик школы напал с ножом на учителя и школьниц, после поджег класс
  • Как себя вести в семейной ссоре? 5 правил, которые помогут усмирить ураган
  • Педагогические приемы для развития мотивации и осмысленности у студентов вуза
  • Советы бывалого ученика или Как подготовить себя к экзаменам и ЕНТ
  • 5 типов родовых травм, которые влияют на нас, даже если мы этого не осознаем
  • Книги по психологии, которые стоит прочесть, даже если вы не психолог
  • Чтобы стать обеспеченным человеком, нужно освоить всего лишь два «денежных» навыка
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Проблема лишнего веса не в весе, а в том, чтобы чувствовать себя собой
  • Развитие мышления о другом человеке в процессе использования методов групповой психотерапии в обучении
  • Как относиться к своим чувствам, чтобы принимать эффективные решения
  • Учитель и ученик. Чтобы научить или чтобы наказать?
  • Как уйти от самых не осознаваемых привычек, которые есть у каждого из нас
  • Три правила, которые способны каждого сделать миллионером
  • Люди, которые играют в Учителя
  • Что я должна сделать, чтобы понять, кто я и никогда больше в этом не сомневаться?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь