Удачное начало учебного занятия со студентами напрямую оказывает влияние на его дальнейший ход и организацию. Оно составляет интригу, которую хочется разгадать, углубиться за грани сказанного, чтобы изведать еще непознанное для себя, тем самым создавая эмоцию интереса. В 50-70 гг. ХХ в. такой подход к изучению нового учебного материала называли понятиями: «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка», «введение, захватывающее учащихся» или «психологический довесок». Более того, было доказано – чем выше привлекательность и значимость результата для личности, тем сильнее будет мотив. Это важно учитывать не только в начале лекции или семинара, так как интерес необходимо поддерживать в положительной динамике на протяжении всего обучения. Поэтому предлагается использовать указанный прием на практике в форме разработанных нами упражнений:
«Мини-ситуации в задачах» – короткие задания в виде проблемных ситуаций, для успешного решения которых требуется выстроить цепочку взаимосвязей между предпосылкой случившегося, поведением человека в конкретной ситуации и путями выхода из нее. К примеру, на учебной дисциплине «Психологическое консультирование» можно применить мини-ситуацию: «Женщина 30 лет, имеет двух детей дошкольного возраста и воспитывает их одна, так как муж бросил семью. Он не помогает материально, никто не навещает детей. Клиентка обращалась за помощью в различные инстанции и службы, писала официальные запросы, но мужа найти не могли, соответственно и решений на материальную помощь никто не принимал. Женщина пришла к психологу с вопросами: «У меня нет денег, чтобы содержать семью, немного помогала мама, но ее запасы подошли к концу. Что мне делать? Я бы пошла работать, но кто же будет заботиться о детях? А в ближайшем детском саду места отсутствуют». Студенты выражают свое мнение, оценку сказанному предлагается сделать самим же, но уже в конце лекции после освещения педагогом базового теоретического материала.
«Гипотеза» – используется в качестве выдвижения студентами гипотез о явлениях, процессах, взаимосвязях и закономерностях в контексте изучаемого учебного материала. Например, предлагается ответить на вопрос: «Реально ли молодому специалисту создать свою систему психологического консультирования? Обоснуйте свой ответ» или другое задание: «Приступая к новой теме об особенностях учебной мотивации, предлагается предположить и сформулировать на основе пройденного учебного материала, какие факторы оказывают большее влияние на данный процесс и почему? Приветствуются примеры из личного опыта». Данный прием позволяет концентрировать внимание, осмысленно подходить к изучению учебного материала, развивать аналитическое мышление и, что не менее важно, формирует владение научным языком.
«Задачи-сравнения» – в процессе овладения новым материалом предлагается сравнить разные стороны изучаемого предмета, первоначально выделив в них отдельные признаки, т. е. применить метафору: «Психология – это наука, область знания или искусство?», «Клиент – это субъект или объект в работе с психологом?» или «Гендерные особенности мужчины и женщины, их психологическая идентичность». Отвечая на вопросы в ракурсе сравнительных характеристик субъектов или объектов, студенту необходимо не только владеть содержанием учебного материала, но и анализировать имеющиеся знания, при этом приведение примеров для иллюстрации сказанного стимулирует осмысленность аргументов и доводов.
«Занимательные аналогии» – применяются в ходе выявления и доказательства имеющихся взаимосвязей между изучаемой теорией и практикой, к примеру: «С целью ознакомления с индивидуальными особенностями ребенка вы будете изучать личное дело воспитанника или побеседуете с ним по заранее подготовленным вопросам?» или «В чем знания возрастной психологии помогают педагогу-исследователю и педагогу-практику?».
«Рассказ с подтекстом» – составление рассказа по 4-5 фотографиям или иллюстрациям из газет и журналов, вырезанным и наклеенным на картон и создающим тем самым открытки. Изображения между собой не связаны общим сюжетом – их студенты отбирают перед выполнением задания в хаотичном порядке. Для этой цели предлагается объединиться в малые подгруппы и составить логично-выстроенный, последовательный рассказ по теме практического занятия. К примеру, для студентов-психологов темы могут звучать таким образом: «Истоки семейного конфликта», «Один день из жизни счастливой семьи», «Детский опыт взрослой женщины», «Семейная роль супруга» и др., а для студентов педагогических направлений другие: «Истоки положительных и отрицательных результатов в семейном воспитании», «Обучение и воспитание – вместе или порознь?», «Учитель как зеркало интеллигентности» и др. Тем самым иллюстрации используются в качестве опорных ассоциаций. Вариантов рассказов может быть несколько. В заключение необходимо сделать вывод по смыслу изложенного материала в форме пословицы или поговорки, напоминающей короткий подтекст.
«Риторические вопросы» – в начале лекции продуктивно использовать риторические вопросы для аудитории. Задавая их, необходимо как бы «приобщать» слушателя думать. Он, в свою очередь, обдумывает вопрос, и если сделать небольшую паузу, сам сможет найти ответ. Через несколько секунд необходимо дать подтверждение правильности мыслей. Это создает у студентов чувство радости, а процесс слушания становится от этого не только осмысленным, но и творческим.
«МАК» – метафорические ассоциативные карты успешно применяются в психологическом консультировании. Данную технику можно проводить и в работе со студентами, предложив по результатам освоения каждой из тем представить набор из пяти карт (наклеенные на картон иллюстрации из журналов) по содержанию пройденного материала. В качестве итога вывести метафору как основополагающий вывод. На контрольном срезе знаний по результатам пройденного раздела разработанные студентами карты, включая метафоры, объединяются в общие колоды по темам. Студенты вытягивают наборы карт и пишут краткие эссе. В результате карты являются не только опорными сигналами для повторения учебного материала, что облегчает запоминание, развивает мыслительные и логические процессы, но и помогают осмысленно и с интересом подойти к изучению содержания осваиваемых тем занятий.
«Запоминающийся вывод» – итог по содержанию проведенного учебного занятия должен быть ярким и запоминающимся, поэтому необходимо разнообразить подходы к его проведению, к примеру: составить синквейн; провести блиц-опрос со всей группой или перекрестный опрос в парах; задать интригующий вопрос, ответ на который будет звучать на следующем занятии; предложить составить итоговую цепочку полученных знаний, когда мысль выражается в одном предложении и передается от одного студента к другому в качестве дополнения и т. д.
Положительный эмоциональный отклик в ходе создания учебных ситуаций возникает в связи с тем, что обучающиеся имеют возможность работать в интерактивном режиме, а также при групповом взаимодействии в решении практико-ориентированных задач. Однако кроме начала, интрига должна сохраняться на протяжении всего занятия. Так, студентов особо привлекают в рассказе преподавателя примеры из личного педагогического опыта. Именно такой метод, хотя и считается уже давно известным, не потерял своей актуальности на современном этапе, так как позволяет понять сложные процессы, мысленно окунувшись в практическую действительность и проведя аналогии. Тем самым возникает интерес и осмысленность в освоении новых знаний. В данном контексте также актуально применение опорных сигналов, которое действеннее всего в начале изучения тематического раздела. Ее суть заключается в создании студентами последовательных опорных сигналов в виде схем, рисунков и таблиц по ходу изложения преподавателем учебного материала. Систематизация знаний производится посредством свертывания и развертывания информации.
Положительное влияние на развитие осмысленности учения оказывает проектная деятельность студентов, которая заключается в создании нового совместного продукта сотворчества по результатам решения общего задания. По трудоемкости и новизне выдвигаемых идей, требующих мыслительного анализа, данный вид работы является исследовательским. Данная форма организации вызывает особый интерес и стремление «добывать» знания, так как позволяет проявить самостоятельность при решении практико-ориентированных задач, активизировать имеющийся потенциал сложившихся представлений, а также формирует навыки работы в группе.
Все выступления по ходу семинара корректируются и дополняются мнениями участников других групп, чтобы получился общий проект, а не разрозненные результаты идей. Подводя итог, производится обобщение, оценка (соответствие результата целевой установке, глубина и последовательность изложения материала, неординарность его представления) и рефлексия (уровень личного участия и полученный опыт), намечаются сроки для оформления проделанной работы в общий проект для возможной реализации его в практической деятельности.
Для осмысленного восприятия учебного материала важным является осознание и понимание студентами критериев оценки по каждому из видов аттестации (входному, текущему, промежуточному и итоговому). В этой связи рекомендуется два направления работы преподавателя: 1) разработка критериев оценки и разъяснение их студентам для осознания, понимания требований и стремления следовать им; 2) стимулирование обучающихся на проведение самоконтроля, самооценки, рефлексии собственных действий и поступков в ходе выполнения учебной деятельности с опорой на знание критериев оценки педагога, что напрямую влияет на осмысленность, целеустремленность и самостоятельность. При этом педагогу необходимо самому соблюдать требования, которые он установили для освоения учебной дисциплины во избежание «двойных стандартов» оценки и конфликтных ситуаций вследствие этого.
В заключение следует отметить, что в становлении специалиста модель современного высшего образования является личностно-ориентированной и предполагает создание в вузе оптимальных педагогических условий с целью успешной социально-психологической адаптации, активизации учебной деятельности студентов, полноценной реализации их познавательных потребностей и мотивов, формирования осмысленности действий и поступков. Все это напрямую повлечет за собой развитие индивидуальных особенностей и способностей, расширение представлений об изучаемых процессах и явлениях, совершенствование умений и навыков профессиональной подготовки.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.