Фабрика как матрица общественной жизни и учебного процесса

Современная отечественная школа: начальная, средняя, старшая и высшая организована как фабрика. Основной принцип фабричного производства – массовое производство. Следует отметить, что сама идея массового, а, впоследствии, и всеобщего образования возникла как реакция на потребность общественного производства в стандартизированной рабочей силе. Поэтому изначально в саму матрицу образования индустриальной эпохи вмонтированы три главных принципа: массовое производство, стандартизация, экономия средств.

Можно соглашаться или  не соглашаться  с утверждением К.Маркса «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К критике политической экономии, 1859), но влияние экономики на культуру и образование стало просто очевидным.

Индустриальное производство – высшая точка отчуждения человека от его сущности, время превращения человека в механизм. В эпоху индустриальной цивилизации личность – это результат фабричной обработки средствами образования, массовой информации, массовой культуры, идеологии и пропаганды. Высшая точка – тоталитарное общество, где всё общество организованное как одна фабрика, а каждая личность –  стандартизированный элемент (винтик) системы общественного производства. По сути, каждая личность в отдельности, да и все общество в целом начинает в индустриальную эпоху обслуживать совокупность механизмов, которая, ввиду глобализации и интегрированности, осуществляемой с помощью компьютерных и сетевых технологий реально превращается в единый механический  «организм» планетарного производства. Кстати, появление компьютерных сетей и разработка искусственного интеллекта – это рождение нервной системы этого технического Левиафана. Отдельные люди и человечество в целом все свои жизненные силы отдают этому механическому чудовищу, именно сейчас обретающему квазисознание: искусственный интеллект и искусственную нервную систему в виде сети интернет. Не удивительно, что темой антиутопий в искусстве индустриальной эпохи становится возникновение цивилизации роботов, которая вытесняет людей. В этих произведениях выявляется идеальная цель индустриальной эпохи – превращение людей в роботов или замена людей роботами.

И нужно чётко осознавать, что основная задача педагогики в эпоху индустриальной цивилизации – превратить людей в роботов, в винтики, в механизмы, в обслуживающий персонал единой всемирной фабрики. И «обрабатываться» человеческое сырье, должно по тому же принципу что любое другое сырье. Поэтому любое индивидуальное отклонение – препятствие, требующее излишних затрат. Личность для этой эпохи – это социально обусловленная психологическая клетка для индивидуальности, а индивидуальность – это то, что должно быть обработано, сглажено, подчинено, а то, что не поддается стандартизирующему педагогическому воздействию, лучше уничтожить, но этим уже занимаются другие общественные институты.

По-нашему мнению, любая попытка построить гуманную педагогику, т. е. которая будет поддерживать индивидуальность, развивать её, раскрывать способности, взращивать творческое начало – это в буквальном смысле кустарщина, т.е. попытка вернуться к ремесленному производству, которое априори было более затратным, чем стандартизированное индустриальное, а поэтому никогда не пойдет в «массовую педагогику».

Вот так, по нашему мнению, и существует современная педагогика: с одной стороны гигантская государственная фабрика людей-роботов, формирующая послушного послушных исполнителей и податливый для манипулирования электорат, а с другой, кое где, спорадически, в виде локальных педагогических экспериментов, часто с целью написать себе диссертацию и убежать в высшую школу, возникают «псевдооазисы» научной гуманной педагогики, сориентированной на индивидуальность ученика. И конечно, всегда были, есть и будут педагоги по Призванию, которые в силу своих сил и возможностей выводят своих учеников из тёмной и громыхающей Фабрики цивилизации к Свету Природы и Космоса.

Таким образом, по нашему мнению, любые инновации в сфере педагогики – это отчаянные и преимущественно безнадежные попытки прорваться к педагогике будущего, к педагогике постиндустриальной цивилизации, где, возможно, средоточием общественного производства станет человек, а педагогика – основной производительной силой. Без изменения сущности общественного производства, общественных отношений изменить массовую педагогику невозможно. Но делать прорыв в будущее – это долг педагогики. И в этом сущность принципиально новой задачи педагогики – не передавать уже накопленный опыт общества, а выстраивать будущее, выстраивая новую генерацию духовно свободных, творчески реализованных индивидуальностей.



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Что объединяет людей сегодня: а есть ли это?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Инструктаж для деловых людей: Что должно быть в любой публикации
  • От слияния к индивидуальности. Как это происходит у взрослых людей.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Я есть - это хорошо. Статья для людей с заиканием.
  • Настроение людей — это самый главный фактор, который определяет жизнь в городе
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делает людей несчастными? Как перестать быть несчастным уже сегодня
  • Как снизить чувствительность к мнению людей.
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Современное общество и современная личность. Размышления и цитаты
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Именно это отличает богатых людей от остальных. Мышление миллионера
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Экономить — это унизительно! Поэтому делайте это правильно
  • Близость — это живая встреча двух людей. Но мы часто бежим от нее
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Панические атаки. Что это и как с этим справиться? (памятка для клиента)
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Убийство детей, как показатель душевного здоровья цивилизации.
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • Как это любить себя и что это дает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь