Фабрика как матрица общественной жизни и учебного процесса

Современная отечественная школа: начальная, средняя, старшая и высшая организована как фабрика. Основной принцип фабричного производства – массовое производство. Следует отметить, что сама идея массового, а, впоследствии, и всеобщего образования возникла как реакция на потребность общественного производства в стандартизированной рабочей силе. Поэтому изначально в саму матрицу образования индустриальной эпохи вмонтированы три главных принципа: массовое производство, стандартизация, экономия средств.

Можно соглашаться или  не соглашаться  с утверждением К.Маркса «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К критике политической экономии, 1859), но влияние экономики на культуру и образование стало просто очевидным.

Индустриальное производство – высшая точка отчуждения человека от его сущности, время превращения человека в механизм. В эпоху индустриальной цивилизации личность – это результат фабричной обработки средствами образования, массовой информации, массовой культуры, идеологии и пропаганды. Высшая точка – тоталитарное общество, где всё общество организованное как одна фабрика, а каждая личность –  стандартизированный элемент (винтик) системы общественного производства. По сути, каждая личность в отдельности, да и все общество в целом начинает в индустриальную эпоху обслуживать совокупность механизмов, которая, ввиду глобализации и интегрированности, осуществляемой с помощью компьютерных и сетевых технологий реально превращается в единый механический  «организм» планетарного производства. Кстати, появление компьютерных сетей и разработка искусственного интеллекта – это рождение нервной системы этого технического Левиафана. Отдельные люди и человечество в целом все свои жизненные силы отдают этому механическому чудовищу, именно сейчас обретающему квазисознание: искусственный интеллект и искусственную нервную систему в виде сети интернет. Не удивительно, что темой антиутопий в искусстве индустриальной эпохи становится возникновение цивилизации роботов, которая вытесняет людей. В этих произведениях выявляется идеальная цель индустриальной эпохи – превращение людей в роботов или замена людей роботами.

И нужно чётко осознавать, что основная задача педагогики в эпоху индустриальной цивилизации – превратить людей в роботов, в винтики, в механизмы, в обслуживающий персонал единой всемирной фабрики. И «обрабатываться» человеческое сырье, должно по тому же принципу что любое другое сырье. Поэтому любое индивидуальное отклонение – препятствие, требующее излишних затрат. Личность для этой эпохи – это социально обусловленная психологическая клетка для индивидуальности, а индивидуальность – это то, что должно быть обработано, сглажено, подчинено, а то, что не поддается стандартизирующему педагогическому воздействию, лучше уничтожить, но этим уже занимаются другие общественные институты.

По-нашему мнению, любая попытка построить гуманную педагогику, т. е. которая будет поддерживать индивидуальность, развивать её, раскрывать способности, взращивать творческое начало – это в буквальном смысле кустарщина, т.е. попытка вернуться к ремесленному производству, которое априори было более затратным, чем стандартизированное индустриальное, а поэтому никогда не пойдет в «массовую педагогику».

Вот так, по нашему мнению, и существует современная педагогика: с одной стороны гигантская государственная фабрика людей-роботов, формирующая послушного послушных исполнителей и податливый для манипулирования электорат, а с другой, кое где, спорадически, в виде локальных педагогических экспериментов, часто с целью написать себе диссертацию и убежать в высшую школу, возникают «псевдооазисы» научной гуманной педагогики, сориентированной на индивидуальность ученика. И конечно, всегда были, есть и будут педагоги по Призванию, которые в силу своих сил и возможностей выводят своих учеников из тёмной и громыхающей Фабрики цивилизации к Свету Природы и Космоса.

Таким образом, по нашему мнению, любые инновации в сфере педагогики – это отчаянные и преимущественно безнадежные попытки прорваться к педагогике будущего, к педагогике постиндустриальной цивилизации, где, возможно, средоточием общественного производства станет человек, а педагогика – основной производительной силой. Без изменения сущности общественного производства, общественных отношений изменить массовую педагогику невозможно. Но делать прорыв в будущее – это долг педагогики. И в этом сущность принципиально новой задачи педагогики – не передавать уже накопленный опыт общества, а выстраивать будущее, выстраивая новую генерацию духовно свободных, творчески реализованных индивидуальностей.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Современное общество и современная личность. Размышления и цитаты
  • Как снизить чувствительность к мнению людей.
  • Невротическая личность. Тип второй. Движение против людей.
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • В борьбе за умы людей всегда побеждает та группа людей, в которой разрешается свинство.
  • Перфекционизм - манипулятивное орудие цивилизации
  • Убийство детей, как показатель душевного здоровья цивилизации.
  • Личность – правильный человек. Индивидуальность - испорченный человек
  • Личность в эпоху социальных медиа
  • Эфирное тело человека Новой Эпохи
  • Искусственный интеллект: конец эпохи психологов?
  • Инструктаж для деловых людей: Что должно быть в любой публикации
  • Херофобия. Скрытая болезнь, которая лишает людей счастья
  • 10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
  • Бытие определяет сознание
  • 93% людей на форумах никогда не смогут решить своих проблем.
  • Терапевтические возможности вальдорфской педагогики
  • Предубеждения по поводу психоаналитической педагогики.Часть 1.
  • Человек Новой Эпохи
  • От Чехова до Роджерса, или живая и мёртвая вода современной педагогики.
  • Вопрос о позитивном родительстве в рамках современной психологии и педагогики
  • По мотивам веселой педагогики: 28 способов порадовать Внутреннего Ребенка
  • Настроение людей — это самый главный фактор, который определяет жизнь в городе
  • Основной механизм образования лишнего веса
  • По этой причине большинство людей не смогут разбогатеть. Никогда!
  • По этой причине большинство людей не смогут разбогатеть. Никогда!
  • По этой причине большинство людей не смогут разбогатеть. Никогда!
  • Психологическая консультация по теме «Как поддерживать близких людей?»
  • «Гвозди б делать из этих людей». О нарциссической травме
  • Как перестать эмоционально обслуживать других людей?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь