Аннотация. В статье рассматривается применение арт-педагогических методов в деятельности педагога-психолога, направленных на исследование перехода пассивной речи ребенка раннего возраста (1,5-3 года) в активную, развитую коммуникацию со взрослам.
Преодолению кризисных проявлений, связанных с процессом сепарации взрослого с детьми раннего возраста исследовано на примере работы группы раннего развития «Мама и малыш» в детском центре «Медвежонок» г.Ставрополя.
Внедрение методов арт-педагогики обеспечило эмоционально комфортные условия для удовлетворения базовой психологической потребности ребенка раннего возраста в чувстве защищенности, что явилось важным компонентом для творческого развития в последующие возрастные периоды. Кроме того методы арт-педагогики способствуют укреплению детско-взрослой взаимности и авторитетности родителя или педагога, что в свою очередь помогает ребенку, родителям, педагогам и психологам психологически верно проживать кризисные явления возрастного развития ребенка раннего возраста.
Внедрение методов арт-педагогики в развитие детей раннего возраста способствует повышению их адаптационных способностей, а также стабилизации эмоциональной сферы, что обеспечивает решение задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (сохранение и поддержке индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка, формирования социокультурной среды) на самом первом этапе психологического развития.
В настоящее время для решения наиболее сложных проблем образования разрабатываются инновационные арт-педагогические технологии (Л.Д. Лебедева, Н.Ю. Сергеева, С.А. Тяглова), которые следует применять в работе с детьми раннего возраста (П. Анисимов, Е.В. Таранова, А.Ю. Сметанина).
Цель исследования – представить наиболее эффективные арт-педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста.
Исследование влияния арт-педагогических методов на развитие речи детей раннего возраста (n=10) проводилось в психолого-педагогическом центре «Медвежонок» по программе «Мама и малыш» в г. Ставрополе. Возраст (1,5 – 3 года).
В период работы с детьми раннего возраста было создано психологическое пространство для повышения коммуникативных навыков, развитие которых создавало новый опыт социального взаимодействия и сотрудничества средствами арт-педагогики.
Объект исследования – арт-педагогическая деятельность педагога.
Предмет исследования – внедрение арт-педагогических методов в деятельность педагога-психолога в занятия с детьми раннего возраста как ключевой элемент преодоления кризисных явлений, связанных с сепарацией ребенка и значимого взрослого.
Кроме того, арт-педагогические технологии обладают всеми качествами педагогических технологий, органично вписываются в их структуру и позволяют эффективно развивать креативность детей дошкольного возраста в определенном алгоритме на основе арт-педагогических принципов.
Отбор и композиция методов в арт-педагогике очень тесно связаны с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Для детей раннего дошкольного возраста (n=10) мы использовали на занятиях следующие арт-терапевтические технологии:
- театрализация при помощи перчаточных и пальчиковых кукол для выполнения детьми «рутинных» или повторяющихся действий (приветствие, прощание, при смене деятельности) как помощь в реализации потребностей ребенка сначала в искусственных (творческая деятельность), а затем и в естественных условиях его жизнедеятельности;
- сказкотерапия, как ключевой способ подачи значимого материала занятия для создания эмоционально теплых межличностных отношений, в которых возможно максимальное творческое проявление и преодоление тревожности ребенка и родителя;
- танцевально-двигательная и музыкальная деятельность для актуализации индивидуально значимых зон переживаний ребенка и эмпатийного пристраивания взрослых (педагогов и родителей) к актуальному состоянию ребенка, для создания психологически комфортных условий искреннего проявления ребенком своих переживаний и осознание взрослыми и вербализация ими эмоций, чувств;
- наглядный метод (картинки, иллюстрации, видео материал);
- практические действия для преодоление тревожности ребенка при переходе к самостоятельным (без помощи родителя) действиям, а также как стимул к использованию активной речи;
- изобразительная деятельность как метод активизации креативности ребенка раннего возраста и опыт проживания этапов психологического развития, связанного с сепарацией с родителем (например, возможность пачкаться при использовании пальчиковых красок на занятии является эффективным способом для преодоления сопротивления ребенка использовать горшок).
Ниже представим шаблон занятий.
1. Заход
А) Музыкально-двигательная активность для снятия тревожности и формирования чувства безопасности и стабильности у ребенка. Прохождение по кругу разнофактурных разноцветных ковриков под музыкальное сопровождение за руку с родителем.
Используемое музыкальное сопровождение: Вольфган Амадей Моцарт Дивертисмент К 287
Б) Приветствие с театрализацией.
Педагог приветствует детей и родителей перчаточной или пальчиковой куклой. Разучивание ответной реакции от ребенка «Привет!», «Как дела?». Далее приветствие за руку с педагогом родителя, а затем ребенка (при отсутствии сигналов тревожности у ребёнка).
2. Круг эмоциональной настройки
А) Пальчиковая гимнастика. Дети садятся на колени родителям, которые сидят по кругу на мягких ковриках. Упражнение выполняется вместе с родителем.
Используемая пальчиковая гимнастика: «Топ-шлёп»
Б) Сенсорная интеграция с использованием логоритмики. Использование разнофактурных материалов и логоритмических упражнений для тактильной и эмоциональной настройки на занятие. Упражнение проходит в кругу.
Используемые материалы: перья, кисти, атласные ленты, песок, крупа.
Используемый логоритмический материал: «Прогулка», «Большие и маленькие капельки», «Домик».
В) Сенсорная интеграция. Телесная терапия. Игра-потешка «Шалтай-болтай». Родитель берет ребенка лицом к себе, обнимает, раскачивается в ритм потешки, смотрит в глаза ребёнку.
Г) Сенсорная интеграция. Эмоциональный контакт. Безопасность. Определение границ и времени занятия. Зажигание свечи.
Говорим слова: «Один, два, три ГОРИ!», топаем ножками, хлопаем в ладошки все вместе.
3. Круг времени.
Определение времени года, части суток и погоды. Выполнение упражнения происходит за столом с использованием наглядного материала: карточки, видео-презентация, фактурные игрушки, обозначающие природные и погодные явления (туча, снежинка, листок, цветок, птица в гнезде и т.д.)
4. Музыкально-двигательная пауза
Используемое музыкальное сопровождение: «Я бурый медвежонок» (Е.С Железнова «Музыка с мамой»)
5. Круг сказка. Использование метода сказоктерапии (мини истории про Медвежонка и его друзей – игрушек, которые попадают в различные обучающие ситуации), для представления основного блока занятия на выбор: цвет, форма, пространственные представление, знакомство с грамотой, знакомство с окружающим миром. Выполнение упражнения происходит на мягких ковриках на полу.
6. Музыкально-двигательная пауза
Используемое музыкальное сопровождение: «Мы попрыгаем» (Е.С Железнова «Музыка с мамой»)
7. Практическая деятельность. Обучение навыкам бытовых действий на выбор: полив цветка, чистка ботинка, подметание, сбор мусора со стола.
8. Круг творчество. Арттерапевтическое упражнение с использованием материалов на выбор по теме основного блока.
Используемые материалы: пальчиковые краски, акварель, соленое тесто, пластилин, картон, цветная бумага, клей, салфетки, вата, крупы, песок.
Используемое музыкальное сопровождение: Антонио Вивальди «Времена года»
9. Прощание
А) Хоровод. Упражнение выполняется попарно «родитель –ребенок» или все вместе.
Используемое музыкальное сопровождение: «Пузырь» (Е.С Железнова «Музыка с мамой»)
Б) Задувание огня свечки.
В) Аплодисменты друг другу.
В процессе внедрения методов арт-педагогики были достигнуты следующие результаты развития детей раннего возраста:
1. Получил развитие навык самостоятельной деятельности без помощи взрослого.
2. Расширился словарный запас и сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.
3. Отмечена положительная динамика коммуникативной способности (расширение и появление активной речи, сформированность умения составлять фразы из трех и более слов; увеличились показатели понимания обращенной речи).
4. Эффективное взаимодействие ребенка и значимого взрослого (ребенок может оформлять свои просьбы и выражать эмоциональные настроения при помощи слов, а не крика).
5. Движение рук и пальцев детей стали более четкими, дети активно откликаются на предложения взрослого поиграть с ним, знают последовательность и правила игр; стремятся к общению со сверстниками.
6. Наблюдается процесс сепарации значимого взрослого и ребенка раннего возраста.
В результате внедрения методов арт-педагогики в занятия по развитию речи и коммуникативного взаимодействия детей раннего возраста со взрослым было отмечено возрастание уровня готовности к групповому взаимодействию.
Список литературы
1. Тяглова С.А. Творческая технология арт-педагогического подхода в подготовке учителя // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 66-82.
2. Колягина В. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников. Учебно-методическое пособие – М.: Прометей. – 2018. - 107 с.
3. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений - М. : Academia, 2001. - 246 c. - (Пед. образование)
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руковдство для дестких психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми – Спб.: Речь, 2006. – 160 с.
5. Мишина М.М., Перевощикова Г.С. Фрустрационная толерантность у студентов-психологов как показатель профессиональной и личностной зрелости // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 2. С. 6–19. DOI: 10.18384/2310-7235-2018-2-6-19
6. Мишина М.М., Карпова М.Г. Сравнительное исследование особенностей тревожности у детей старшего дошкольного возраста. // Прикладная психология и психоанализ: электрон. научный журнал. – 2017. – № 3. URL:http://ppip.idnk.ru
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf