Иррациональные Решения Раннего Возраста: анализ теории эннеаграммы

Автор статьи: Макс Ильин

Многие слышали об эннеаграмме, и эннеатипах. Немногие слышали, что это частное развитие концепций Г. Гурджиева. И ещё "менее многие" - о том, что лежит в фундаменте этой типологии и этих типов.

Так вот, в основом потоке пропаганды Эннеаграмма продвигается как "изученные типы здоровых людей". Это - не знаю, может быть сами приверженцы в это искренне и верят. Но фундаментально - эннеатипы основаны на ранней патологии, патологическом дефицитном образе "Я".

Иррациональные Решения Раннего Возраста анализ теории эннеаграммы

Даже будем точнее - это не столько "образ" или "концепция", и не самоотношение; это всё "нарастает" позже. Согласно многим сомнительными источниками (как-никак, эннеаграмму записывают в ненаучную "парапсихологию", наряду с НЛП) - формирование ядра, базы эннеатипа происходит в период 5-12 месяцев жизни ребёнка. На этой стадии - он не оперирует никакими "знаковыми системами"; всё, что у него есть для "когнитивной обработки" мира - это тело, чувства и базовые эмоции.

То есть, в основе эннеатипы - лежит Дефицитное Само-Ощущение. Или "патологическая аффективная самость".

На этом основании, ошибочно полагать, что можно "работать с эннеатипом" стандартными методами когнитивной терапии (РЭПТ в том числе) - это не решения, принятые "ментально"; они приняты "чувственно", эмоционально, иррационально.

Ниже - попробую описать, как те или иные типы "порождаются". Ещё раз, для ясности - Иррациональное Патологическое Дефицитное Само-Ощущение (ИПДСО, блин) это результат решения, принятого после первичного разрыва связи "Ребёнок-Мать". Теоретики эннеаграммы не описывают - происходит ли это сразу в роддоме, после разрезания пуповины, или же это "определённая эмоциональная ситуация" - но примем за истину :) 

В результате ИПДСО, "ложного заключения" (или как это называют, Ложной Сущности) - формируется следующий вывод, "Ложная Самость". Грубо говоря, это система "От меня отказались, потому что я не такой -> Необходимо Стать Таким и Это Доказать".

В общем, "поехали" по типам:

№1. Критик/Перфекционист. ИПДСО - заключается в том, что "Я несовершенный, не соответствую идеалу, не подхожу под стандарты" и т.п.

Патогенный Вывод: Нужно Стать Лучшим, Совершенным, Идеальным и Безупречным. Соответственно, позже на это навешиваются сценарии, правила, верования и т.п.

№2. Помощник/"Ангел". ИПДСО - "Я ничтожество, никому не нужен". 

Патогенный Вывод: Стать Очень Нужным, Приятным Для Всех.

№3. "Достигатор"/Эксперт. ИПДСО - "Я ни на что не годен, некомпетентен"

Патогенный Вывод: Стать Незаменимым и Успешным, доказать "я могу!"

№4. Романтик/"Мазохист". ИПДСО - "Я неадекватен" (не соответствую).

Патогенный Вывод: Доказать свою адекватность; как правило - через "обесценивание" адекватности окружающих и оправдание "поломанности" мира.

№5. Созерцатель/Мыслитель. "Меня не существует, я невидим" 

Патогенный Вывод: Обосновать и закрепить своё существование.

№6. Скептик/Приверженец. ИПДСО - "Я обречён быть один".

Патогенный Вывод: Постоянно быть с кем-то, сомневаться в верности и т.п.

№7. Гедонист/Энтузиаст. ИПДСО - "Я несамодостаточен, не могу быть доволен; со мной невозможно долго находиться рядом"

Патогенный Вывод: Стремиться к полной самодостаточности и самоудовлетворённости.

№8. Лидер/"Челленджер". ИПДСО - "Я беспомощен".

Патогенный Вывод: Стать "всемогущим".

№9. Миротворец/"Терпила". ИПДСО - "Меня никто не любит" :)

Патогенный Вывод: Стать для всех самым любимым, приятным, неконфликтным и т.п.

* * *

Как можно увидеть из анализа... А если и нельзя, всё равно сейчас расскажу:

1) Эти иррациональные решения-ощущения - явно гетерогенны, т.е. относятся к достаточно разным уровням "принятия решения". Ну например, в случае №1 ("Я несовершенный") - это очевидно связанно с образом себя; но случаи №4, 6 и 7 - это более продвинутые логические цепи. Чтобы сделать вывод "со мной нельзя находиться долго" - нужно иметь основание; "я несамодостаточен" - то есть, не могу себя обеспечить нужным уровнем удовольствия - слишком, простите, "когнитивно непроводимо" для младенца.

2) Скорее всего, ощущение "я недостаточно ..." - трансформируется в решение-сценарий позже (когда ребёнок уже может оперировать сложными конкретными и формальными операциями); однако, в фундаменте всё равно остаётся аффективным переживанием разрыва границ.

3) Можно увидеть "вооружённым взглядом" сразу несколько обобщающих паттернов:

- Типы 3, 7 и 8 - это "агрессивные эннеатипы"; ориентированы на активное внешнее действие и "заслуживание".

- Типы 2, 6 и 9 - можно назвать "созависимыми", кооперативными; ориентация на общность, аффилиацию, связь с кем-то, отношения.

- Оставшиеся 1, 4 и 5 - можно отнести к "пассивным", или скорее - к Избегающим... Да, здесь затруднения :)

4) Для группы 1-8-9 - характерны проблематические эмоции Гнева; для группы 2-3-4 - Стыда (Само-Отвращения); соответственно, для 5-6-7 - Тревоги и Страха.

5) Есть мнение, что "Ложная Сущность" (на основе ИПДСО) - это самая крупная и сильная "Субличность", или - инкапсулированная в развитии идентичность.

* * *

Итак, эннеаграмма - это то, что в "Нью-Эйдж" принято называть "Ложным Эго" - иррациональное представление о самом себе. Жить "в эннеатипе" - это словно сзади у тебя всё время субъективный, фиктивный "кнут" (или даже "паяльник") - а спереди болтается "морковка" или "пряник" такой же природы. 

Фундаментально, это вроде бы нормально - в конце концов, у всех живых существ есть потребности, которые необходимо удовлетворять. Однако, если эти потребности обвешаны совершенно иррациональными условиями и правилами - их насыщение может и будет приводить к различному "неврозу".

* * *

В чём мой "месседж" основой этого поста - с "эннеатипом" нужно работать не столько рациональными (когнитивная терапия) или "магическими" (эмоционально-образная, воображение) методами; потому что ядро находится в сфере аффекта, чувств. Следует работать с само-ощущением, эмоциональным отношением к себе - что "нетривиально", но вполне возможно.

P.S.: более менее детально и практично описана тема у Стивена Волински. 



Просмотров: 561
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • "Портативная Психотерапия": "Аптечка" для психологической (само)помощи
  • Самопознание. Почему не нужно "чистить каналы" и "вращать чакры"? Не понятая йога
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Быть счастливым в отношениях. "Золотое" и "алмазное" правила этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь