|
Вопрос о позитивном родительстве в рамках современной психологии и педагогикиАвтор статьи: Фрей Алина Игоревна
В современном мире, развивающемся по пути глобализации, пропагандирующем космополитичные взгляды, вполне логичным и рациональным видится повышение уровня толерантности в национальных, расовых и межклассовых вопросах. В целом прогнозируется рост морально-нравственных ценностей, гуманности как части достижения всеобщего человеческого блага. Однако в частности российская практика показывает, что при общей тенденции разрушения прежних институтов человек начинает испытывать потребность в идентификации с малыми группами, содержащими идейные и идеологические компоненты. Искоренение институтов Советского Союза (пионеры, комсомолы и т.д.) привело некоторых в лоно религии и веры, многие обратились к своим национальным корням. Как же обстоит дело с семьей? Нельзя голословно утверждать, что на наших глазах произошли коренные изменения в проницаемости семейных границ или возрос уровень родительской компетентности. Смена качества социальных детерминант не могла не повлиять на этот важный в жизни каждого человека институт становления и формирования личности. Динамика общественных событий конца XX – начала XXI века позволяет проследить определенную тенденцию. В целом можно сделать выводы о девальвации института семьи. Понятия супружества и родительства разводятся по разным углам. Для современного человека совершенно не обязательно наличие ребенка в браке, также как отсутствие постоянного партнера не может препятствовать содержанию и воспитанию детей. Отмечается падение числа браков, их «старение», увеличивается количество разводов, размываются полоролевые границы в вопросах семьи, воспитания, финансового обеспечения и т.д. Но нельзя винить во всем исключительно экономические спады или политические неурядицы. Это деформация ценностных установок общества. А.Я. Варга определяет семью как группу людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями, неформальная сторона которых, к сожалению, и по сей день остается малоизученной. Одной из наиболее важных функций семьи является социализация ребенка. Современная российская семья имеет следующие особенности:
В связи с этим вполне объясним возросший интерес со стороны правительств многих государств и международных организаций к проблеме семьи. Особенное внимание уделяется родительству, как подсистеме института семьи. Психологи, социологи, педагоги, юристы, руководители общественных организаций и многие другие ставят вопросы о защите прав ребенка, о создании оптимальных условий и выявлении объективных факторов его развития, а также вводят такие новые понятия, как «эффективное родительство», «осознанное родительство», «идеальное родительство», «позитивное родительство». Необходимо отметить тот факт, что заявленная проблема «позитивного родительства» на данный момент научно не проработана в достаточной степени, а является скорее частью терминологии тренингов и книг по популярной психологии, которая не обременяет себя сбором достоверных данных посредством надежных методик. Совет Европы по поддержке позитивного родительства определяет его как поведение родителей, при котором уважаются высшие интересы детей и их права, как они изложены в конвенции ООН о правах ребенка. При этом в данной Конвенции учитываются потребности и возможности самих родителей. Родитель должен проявлять заботу, обучать и направлять своего ребенка, воспринимать его как полноправную личность. Позитивный родитель не впадает в крайности в плане строгости или вседозволенности воспитания. Он устанавливает рамки, не ограничивающие ребенка в раскрытии его потенциала. И, конечно, не знает насилия. Таким образом, Европейское политическое сообщество еще с начала XXI века обеспокоено данным вопросом. Россия же только начинает делать первые шаги на пути к грамотному контролированию и мониторингу семейной проблемы. До сих пор вся семейная политика нашего государства ограничивалась в основном запретами и санкциями, а не позитивной пропагандой и способствованием развитию. Основная сложность исследования состоит в его оценочном субъективном характере, претендующем на нормативность родительства в целом: есть понятие «позитивное родительство», а все остальное, не подпадающее под стройную систему, – «негативное». Такой подход не допустим, что ставит перед нами, как исследователями, ряд очень сложных вопросов, требующих деликатного и этичного решения. Само по себе родительство - оценочно нейтральное явление. Его основной функцией является рождение и воспитание детей. Это интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, родительских чувств, отношений и позиций, установок и ожиданий, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Выделяют три фундаментальных компонента системы родительства:
Родительское воздействие, будь оно стихийно или осознанно, осуществляется постоянно. Потому необходимо иметь ввиду, что неосознаваемое, спонтанное, нецеленаправленное и безграмотное воспитание может привести к непоправимым результатам. Вот почему важно формировать у молодежи правильное отношение к семье в целом и к родительству в частности, обусловленное мировоззренческими и ценностными ориентациями. Б.Ф. Ломов подчеркивал взаимосвязь психических явлений и процессов материального мира. По его мнению, они составляют системное органическое целое. Психологическое образование поддается по-уровневому анализу, позволяющему детально изучить его. Исходя из данного положения, Р.В. Овчарова предприняла попытку описания уровней факторов формирования родительства:
Совокупное воздействие факторов рассмотренных уровней приводит к формированию определенной модели родительства в каждом конкретном случае. Общество в целом и родительская семья как частность задают извне определенный образец родительства либо определенные границы его вариабельности. Каждая конкретная личность осуществляет интериоризацию этой внешней модели, пропуская внешний опыт через призму своей направленности и особенностей, а затем происходит их согласование в единое целое. Каков же человек, готовый к родительству, предполагающему возможность самореализации ребенка? Дело в том, что это возможно только в ситуации зрелости межличностных отношений, участниками которых могут являться только зрелые личности. Только зрелый и компетентный человек способен воспитать личность в ребенке, раскрыть его индивидуальность и помочь актуализироваться в системе общественных коммуникаций. Р.В. Овчарова говорит о том, что зрелость человека как родителя – это системное образование, представляющее единство личностных и родительских составляющих, направленных на творческую реализацию процесса воспитания и развития ребенка в семье. Таким образом, можно говорить о том, что готовность к родительству и само родительство, как психологические образования личности, проходят множество стадий в процессе формирования. Человек испытывает на себе влияние множества разнообразных факторов, вбирает в себя огромное количество фактов и структурирует собственное мировоззрение, ценностную иерархию, в которой семье отводится конкретное место. Возвращаясь к вопросу о позитивности родительства, учитывая все вышеизложенное, можно предположить, что наиболее существенными его характеристиками являются:
Самым главным и основным показателем позитивности родительства является результат социализации ребенка, степень реализации его возможностей. Но, к сожалению, это все следствие. Актуальным же является выявление уровня готовности к позитивному родительству на начальных этапах, а также понимание, что на него влияет, и какие меры профилактики и коррекции мы в силах применить. Это сложная и открытая тематика, которая только завоевывает умы российских психологов и социологов, однако, она поистине как никогда актуальна.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|