Три уровня родительства

Автор статьи: 404

Уже более 10 лет я консультирую, провожу тренинги и семинары для родителей. Благодаря этому опыту, у меня есть возможность поделиться своей гипотезой о том, что происходит в процессе воспитания, исходя из претензии родителей. Сразу отмечу, что я не пытаюсь обесценить те усилия, которые прилагают родители на том или ином уровне. Скорее пытаюсь констатировать факт существования этих состояний.

Три уровня родительства.

1 уровень: родитель все время что-то пытается сделать с ребенком. Все силы уходят на кормление, уход, приглядывание, лечение – на опеку ребенка. При нарушении поведения, воздействовать родитель по большей степени тоже пытается на ребенка.Уровень, конечно, важный. Без него не будут учтены базовые потребности ребенка. Но, в каком бы возрасте не был ребенок, для них будет более важным то, что бы он был накормлен, одет и физически здоров, остальные потребности не учитываются.
Главное, чтобы родитель дошел до нужной степени отчаяния, тогда он будет способен обратиться за помощью к специалистам, и появиться возможность повзрослеть до следующего уровня.

Основные вопросы: «Что с ним не так и что нужно делать, чтобы было так, как положено?»
Претензия: к ребенку. Ребенок виноват в том, что происходит.
Причина: невозможность взять на себя ответственность за происходящее вне материальной сферы.

2 уровень: родитель все время пытается что-то сделать с собой. Все силы уходят на то, чтобы найти ошибки в своем воздействии на ребенка. На этом уровне очень много вины и стыда. Иногда, от усталости, родители опять проваливаются в 1 уровень, но быстро возвращаются. При нарушении поведения у ребенка, родитель во всем винит себя. Основное воздействие направлено на себя самого – чтение литературы по воспитанию, тематические тренинги, вебинары, консультации у психолога. На этом уровне, при кажущейся высокой ориентации на ребенка, не учитываются его личностные особенности, возрастные кризисы, плохое физическое самочувствие, внешние факторы. Родитель слишком переполнен своими чувствами, чтобы увидеть реальное положение вещей.

Основные вопросы: «Что я делаю не так? Где я ошибся?»
Претензия: к себе самому. Я целиком виноват в том, что происходит.
Причина: гиперответственность, страх совершить ошибку.

3 уровень: родитель пытается воздействовать как на себя, так и на ребенка. Силы уходят не на поиск виновного (я или ребенок), а на оценку ситуации, поиск зоны ответственности. Родитель понимает, что в любой новой ситуации нужно разбираться. Он достаточно осведомлен о возрастных особенностях, чувствителен как к базовым потребностям, так и к эмоциональным потребностям своих детей. При этом он достаточно хорошо знает свои особенности и уважает свои потребности. Он понимает, что может быть не прав и готов нести за это ответственность, но понимает, что и ребенок может быть не правым. Если ему сложно самому, то он может попросить о помощи у членов семьи или у специалистов. На этом уровне, родители собрали все самое лучшее из предыдущих уровней. Именно благодаря своему опыту на 1 и 2 уровнях, они ищут баланс. Это не значит, что они все время спокойны и безмятежны. Просто у них больше возможности и внутренних сил, даже после самого страшного цунами, увидеть тот фундамент, на котором выстроены отношения с ребенком, ими самими и заложенный. После этого цунами не рушатся ни родители, ни дети.

Основные вопросы: «А что собственно происходит? В чем причина этой ситуации?»
Претензия: к ситуации. Что нужно делать с тем, что имеется.
Причина: Эмоциональная зрелость.



Просмотров: 304
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Худшие ошибки, какие может сделать родитель при общении с ребенком
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Родитель глазами ребенка
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Когда ребенка бьют «палкой», а родитель-«стесняшка»
  • Современный родитель: как уменьшить негативное влияние на ребенка от просмотра тв?
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Родитель-нарцисс. Феномен нарциссического расширения и его влияние на формирование SELF ребенка.
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • 3 слагаемых психологической травмы. Об этом должен знать каждый родитель!
  • Ох, уж эти родители... Чувствующий родитель
  • Родительские установки в воспитании... (или я родитель, он ребенок... я решаю каким он должен быть)
  • Наши Родители. Родитель-Начальник
  • Наши Родители. Родитель-Подкаблучник
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Родитель, Ребенок, Взрослый - части внутри меня!
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Критический Родитель и Ребенок внутри нас. Гармоничные отношения.
  • Отношения Родитель-Ребенок. Как выстроить сохранить и выжить
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Чтобы родитель был РЯДОМ
  • Ребенок, родитель, взрослый.
  • Ребенок vs Родитель (Э.Берн)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь