|
Три уровня родительстваАвтор статьи: 404
Уже более 10 лет я консультирую, провожу тренинги и семинары для родителей. Благодаря этому опыту, у меня есть возможность поделиться своей гипотезой о том, что происходит в процессе воспитания, исходя из претензии родителей. Сразу отмечу, что я не пытаюсь обесценить те усилия, которые прилагают родители на том или ином уровне. Скорее пытаюсь констатировать факт существования этих состояний. Три уровня родительства. 1 уровень: родитель все время что-то пытается сделать с ребенком. Все силы уходят на кормление, уход, приглядывание, лечение – на опеку ребенка. При нарушении поведения, воздействовать родитель по большей степени тоже пытается на ребенка.Уровень, конечно, важный. Без него не будут учтены базовые потребности ребенка. Но, в каком бы возрасте не был ребенок, для них будет более важным то, что бы он был накормлен, одет и физически здоров, остальные потребности не учитываются. Основные вопросы: «Что с ним не так и что нужно делать, чтобы было так, как положено?» 2 уровень: родитель все время пытается что-то сделать с собой. Все силы уходят на то, чтобы найти ошибки в своем воздействии на ребенка. На этом уровне очень много вины и стыда. Иногда, от усталости, родители опять проваливаются в 1 уровень, но быстро возвращаются. При нарушении поведения у ребенка, родитель во всем винит себя. Основное воздействие направлено на себя самого – чтение литературы по воспитанию, тематические тренинги, вебинары, консультации у психолога. На этом уровне, при кажущейся высокой ориентации на ребенка, не учитываются его личностные особенности, возрастные кризисы, плохое физическое самочувствие, внешние факторы. Родитель слишком переполнен своими чувствами, чтобы увидеть реальное положение вещей. Основные вопросы: «Что я делаю не так? Где я ошибся?» 3 уровень: родитель пытается воздействовать как на себя, так и на ребенка. Силы уходят не на поиск виновного (я или ребенок), а на оценку ситуации, поиск зоны ответственности. Родитель понимает, что в любой новой ситуации нужно разбираться. Он достаточно осведомлен о возрастных особенностях, чувствителен как к базовым потребностям, так и к эмоциональным потребностям своих детей. При этом он достаточно хорошо знает свои особенности и уважает свои потребности. Он понимает, что может быть не прав и готов нести за это ответственность, но понимает, что и ребенок может быть не правым. Если ему сложно самому, то он может попросить о помощи у членов семьи или у специалистов. На этом уровне, родители собрали все самое лучшее из предыдущих уровней. Именно благодаря своему опыту на 1 и 2 уровнях, они ищут баланс. Это не значит, что они все время спокойны и безмятежны. Просто у них больше возможности и внутренних сил, даже после самого страшного цунами, увидеть тот фундамент, на котором выстроены отношения с ребенком, ими самими и заложенный. После этого цунами не рушатся ни родители, ни дети. Основные вопросы: «А что собственно происходит? В чем причина этой ситуации?» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|