|
Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьиАвтор статьи: Гарасюта Злата Александровна
Вы наверняка задумывались, почему дети одних и тех же родителей вырастают такими разными по характеру? В действительности дети, воспитывающиеся в одной семье, растут как будто в разных семьях. Рассмотрим в качестве примера семью с тремя детьми. Первенец еще застал то время, когда он был единственным чадом и получал безраздельно все внимание родителей, а затем ему пришлось пережить болезненное свержение с трона младшим братом или сестрой. Самый младший ребенок, напротив, никогда ни с кем не делил свой статус «младшенького». Что касается среднего ребенка, то его положение гораздо менее определенное. C рождением нового ребенка в семье он теряет преимущества младшего, но и не получает привилегий самого старшего, оставаясь вторым номером при счете с любого конца. С точки зрения эволюции успех родителей зависит от количества потомства, которое принесут их дети. Чем старше ребёнок, тем ближе момент появления у него детей и тем ценнее он для родителей. Этот фактор становится явным в моменты, когда нужно принимать судьбоносное решение. Испокон веков, когда одного ребёнка нужно было принести в жертву для выживания остальных, самым вероятным кандидатом становился самый младший. Поэтому приверженность первенцев устоям и ценностям своих родителей есть не что иное, как следствие уверенности в своей безопасности по праву рождения первым [1]. Можно предположить, что средний ребенок в семье получает меньше «родительских инвестиций» хотя бы в силу объективных причин: ограниченности материальных, временных и других ресурсов в семье. Как показало одно из исследований на тему влияния фактора порядка рождения в семье на личность человека, средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети, и больше ориентирован на поиск значимых отношений вне родительской семьи. Проведенный среди 245-ти студентов опрос продемонстрировал, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие [1]. Шведский психолог Элизабет Шёнбек, специализирующаяся на психологии детей из многодетных семей, в своих работах также ссылается на многочисленные исследования, которые подтверждают, что старшие и младшие дети в критических ситуациях в первую очередь обращаются к родителям, а средние чаще ищут поддержки у друзей [3]. В силу своей сиблинговой позиции средний ребенок более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. С детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями других детей в семье, он развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности. «Если старший ребёнок – звено между родителями и детьми, то средний – звено между самими детьми, между хранителем и модернизатором, между долгом и развлечениями» [3]. Как отмечает шведский психолог, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-и – 4-е года. Исследование роли порядка рождения детей во взрослой жизни [2] показало, что матери не склонны выбирать средних детей ни в качестве своей поддержки, ни в качестве самого эмоционально близкого человека. Суммировав теорию и исследования фактора порядка рождения, можно сделать вывод о том, что заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей. Есть несколько теоретических и практических объяснений феномена влияния очередности рождения детей на отношение к ним родителей. Избирательность родителей зависит от ряда переменных, включая возраст детей, возраст родителей, порядок рождения детей, их пол и условия появления. Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало. Степень конкуренции между сиблингами зависит от разницы в возрасте между ними, и чем она меньше, тем сильнее проявляется соревновательное начало. Если дети погодки, то отношения между ними развиваются по типу близнецов. Когда второй ребёнок появляется на свет спустя шесть и более лет после рождения первенца, то можно говорить о них как о функционально единственных детях, поскольку они всегда будут находиться на разных стадиях развития, что устраняет почву для конкуренции. Их отношения с большой долей вероятности будут напоминать взаимодействие родителя и ребёнка.
Использованная литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|