Феномен среднего ребенка: поиск привязанностей за пределами родительской семьи

Вы наверняка задумывались, почему дети одних и тех же родителей вырастают такими разными по характеру? В действительности дети, воспитывающиеся в одной семье, растут как будто в разных семьях. Рассмотрим в качестве примера семью с тремя детьми. Первенец еще застал то время, когда он был единственным чадом и получал безраздельно все внимание родителей, а затем ему пришлось пережить болезненное свержение с трона младшим братом или сестрой. Самый младший ребенок, напротив, никогда ни с кем не делил свой статус «младшенького». Что касается среднего ребенка, то его положение гораздо менее определенное. C рождением нового ребенка в семье он теряет преимущества младшего, но и не получает привилегий самого старшего, оставаясь вторым номером при счете с любого конца.

С точки зрения эволюции успех родителей зависит от количества потомства, которое принесут их дети. Чем старше ребёнок, тем ближе момент появления у него детей и тем ценнее он для родителей. Этот фактор становится явным в моменты, когда нужно принимать судьбоносное решение. Испокон веков, когда одного ребёнка нужно было принести в жертву для выживания остальных, самым вероятным кандидатом становился самый младший. Поэтому приверженность первенцев устоям и ценностям своих родителей есть не что иное, как следствие уверенности в своей безопасности по праву рождения первым [1].

Можно предположить, что средний ребенок в семье получает меньше «родительских инвестиций» хотя бы в силу объективных причин: ограниченности материальных, временных и других ресурсов в семье.

Как показало одно из исследований на тему влияния фактора порядка рождения в семье на личность человека, средний ребёнок меньше привязан к родителям, чем старшие или младшие дети, и больше ориентирован на поиск значимых отношений вне родительской семьи. Проведенный среди 245-ти студентов опрос продемонстрировал, что средние дети больше ценят дружбу, нежели семью. Они с меньшей готовностью оказывают поддержку родителям в нужде, чем первенцы или младшие [1].

Шведский психолог Элизабет Шёнбек, специализирующаяся на психологии детей из многодетных семей, в своих работах также ссылается на многочисленные исследования, которые подтверждают, что старшие и младшие дети в критических ситуациях в первую очередь обращаются к родителям, а средние чаще ищут поддержки у друзей [3].

В силу своей сиблинговой позиции средний ребенок более коммуникабелен и социален, чем его младшие или старшие братья и сестры. С детства привыкший искать компромисс между своими желаниями и потребностями других детей в семье, он развивает в себе качества дипломата и эффективного переговорщика. Средний ребёнок охотнее прислушивается к мнению других, он часто сомневается в своей правоте и не склонен бросаться в крайности.

«Если старший ребёнок – звено между родителями и детьми, то средний – звено между самими детьми, между хранителем и модернизатором, между долгом и развлечениями» [3]. Как отмечает шведский психолог, среднему ребёнку иногда бывает трудно определить свое место в семье, даже если разница в возрасте между ним и сиблингами составляет 3-и – 4-е года.

Исследование роли порядка рождения детей во взрослой жизни  [2] показало, что матери не склонны выбирать средних детей ни в качестве своей поддержки, ни в качестве самого эмоционально близкого человека.

Суммировав теорию и исследования фактора порядка рождения, можно сделать вывод о том, что заложенный в ранние годы паттерн оказывает долгосрочное влияние на формы поддержки и близость между поколением родителей и детей.

Есть несколько теоретических и практических объяснений феномена влияния очередности рождения детей на отношение к ним родителей. Избирательность родителей зависит от ряда переменных, включая возраст детей, возраст родителей, порядок рождения детей, их пол и условия появления.

Помимо очередности рождения, на формирование личности ребёнка влияют пол детей, разница в возрасте между братьями или сестрами, а также количество детей в семье. Пол ребёнка и его сиблингов определяет такие качества личности, как мягкость, нежность, чуткость или жесткость, стремление к конкуренции. Мальчик, который воспитывается с младшей сестрой, обычно нежнее, мягче, галантнее, лучше разбирается в женской психологии. А если мальчик растет с младшим братом, в нем, как правило, сильнее развито соревновательное начало.

Степень конкуренции между сиблингами зависит от разницы в возрасте между ними, и чем она меньше, тем сильнее проявляется соревновательное начало. Если дети погодки, то отношения между ними развиваются по типу близнецов. Когда второй ребёнок появляется на свет спустя шесть и более лет после рождения первенца, то можно говорить о них как о функционально единственных детях, поскольку они всегда будут находиться на разных стадиях развития, что устраняет почву для конкуренции. Их отношения с большой долей вероятности будут напоминать взаимодействие родителя и ребёнка.

 

Использованная литература:

  1. C. Salmon, Birth order and relationships (Family, friends and sexual partners) / Human Nature, 2003 year, Vol. 14, No. 1, pages 73 – 88.
  2. J. Jill Suitor, Karl Pillemer . Mothers’ Favoritism in Later Life. The Role of Children’s Birth Order. Research on Aging, January 2007; vol. 29, 1: pp. 32-55
  3. Э. Шёнбек. Старший, средний, младший: как очередность рождения ребёнка влияет на формирование его личности. – М. Ломоносов, 2010 г. – с. 240 – (Прикладная психология).


Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какой супруг средний ребёнок? Порядок рождения в семье и характер.
  • Между мной и тобой: что бывает, когда дети встают между родителями
  • Кому подходят в супруги старшие дети? Порядок рождения в семье и характер
  • Кому подходит в супруги младший ребёнок? Порядок рождения в семье и характер
  • Старшие и младшие дети в семье: как способствовать хорошим отношениям?..
  • Как не обижаться на родителей, если они любят одного из детей больше?
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Когда дети в качестве родителей или перепутанные роли
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Что такое группа поддержки для родителей, имеющих маленьких детей?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Чем больше отношения в семье напоминает ад, тем меньше мы его страшимся
  • Братцы-кролики. Лисички-сестрички. (Размышления о роли родителей в дружбе или не-дружбе детей в семье.)
  • Безопасность детей: что зависит от родителей
  • Какой в супружестве единственный ребёнок? Порядок рождения в семье и характер
  • Как порядок рождения детей влияет на их судьбу?
  • "Я - средний, универсальный" . Как влияет очередность рождения.
  • Что ждет родителей балующих своей детей в старости.
  • Два и больше или Несколько шагов в сторону от конкуренции между детьми
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Как сохранить семью, когда после рождения ребёнка нарушена интимная жизнь?
  • Как сохранить семью или когда лучше развестись - фрагмент 10 (Если между супругами нет взаимопонимания)
  • Почему меняются отношения в семье после рождения ребенка
  • Как влияет на нас порядок рождения в семье
  • Развод родителей - реакция детей. Младшие школьники.
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь