Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)

Автор статьи: Оксана Роздорская

Краткая история запроса. Ко мне за психологической помощью обратились родители 8 летней девочки, которая, по их мнению, не могла управлять своим телом, поведением и настроением. Это проявлялось в неаккуратности (могла перевернуть или сбросить то, что стояло на столе, на полу и не видела в этом проблемы); забывчивости; переключении внимания с важного на второстепенные задачи; использовании элементов неуправляемой игры во время приема пищи, одевания, обучения; отсутствии родительского авторитета.

Но девочка могла часами заниматься творчеством (рисованием, лепкой, аппликацией), сочиняла сказки, играла конструктором в «свои» игры, вместе с мамой и папой с удовольствием играла в настольные игры, танцы.

В этой семье  были распределены домашние обязанности между всеми членами семьи, и когда девочка начинала что-то делать – маме приходилось убирать в двойном объеме еще и то, что разлилось, разбилось, перевернулось в результате помощи дочери.

После прояснения семейной ситуации, родители захотели узнать истинные причины неуправляемости поведения их дочери. Папа, мама и девочка начали искать ответ на вопрос:
 «Что меня устраивает и не устраивает в жизни?»

Авторская техника «Компромисс в семье»
совместно для родителей и детей
(Метафорические карты «Хабитат»)

Попросила открыто выбрать  2 карты, которые бы показали внутренние состояния: «мне хорошо жить» и «мне плохо жить». Анализ карт начали с негативного состояния, чтобы легче было впоследствии скорректировать его позитивной картой.

Авторская техника Компромисс в семье совместно для родителей и детей Мкарты Хабитат    

                  1                                               2                                             3

  1. Девочка назвала карту «Извержение» и рассказала о состоянии, в которое попадает во время разочарования от неуклюжести, плохих оценок в школе и не может самостоятельно из него выбраться. Она утверждала, что извержение заканчивается, когда ее обнимает мама.
  2. Мама назвала карту «Спешка» и поведала о том, что теряет ощущение жизни, когда спешно бежит к цели. В этот момент она ничего не чувствует и думает лишь о том, как расслабится и никуда не будет спешить после окончания дела. Пока не появится новая цель…
  3. Папа долго не мог дать название ситуации на карте. Вначале он говорил об угрозе экологии планеты, потом о состоянии своего здоровья и так родилось название – «Тяжесть дыхания». В результате спирального анализа выяснилось, что это состояние присуще ему во время работы. Там он считает себя птицей, теряющей свет и наполняющейся темнотой и тяжестью. Но он даже не задумывался о том, что вся эта грязь без изменений приносилась с работы домой. Мужчина считал, что такое состояние неизменно до выхода на пенсию. В ходе анализа он сказал, что просветы бывают во время отпуска, выходных дней, а при подведении итогов работы с картой увидел, что она не такая темная и у птицы светлое состояние может быть каждый день после окончания работы.

     

                 1                                             2                                               3

  1. Позитивную карту девочка назвала «Радость» и рассказала, что лягушки – это ее друзья и родители. Прояснилось то, что девочка считала маму и папу друзьями, но не родителями, которые могут наказать и должны воспитывать. Поэтому во время «воспитательного процесса» могла легким движением руки отбросить лягушек маму и папу в сторону, чтобы не мешали ей радоваться. Состояние вулкана появлялось тогда, когда отброшенные лягушки превращались в родителей и хотели установить ролевой порядок.
  2. Позитивное состояние мамы приобрело название «Спокойствие».  Она сказала, что такое погружение в воду – это нахождение в мире с самой собой, принятие себя и проявление нежности, женственности, доброты. А начинает она бежать за целями, когда дочь становится вулканом и подогревает воду озера (в котором она находится) до точки кипения. Женщина осознала еще одну причину погружения в работу – это спасение озера от загрязнения, ведь муж, придя с работы «загрязняет темнотой» то озеро, в котором она находит равновесие. Так, достижение поставленных целей сохраняет внутреннее спокойствие, но отдаляет ее от мужа.
  3. Папе очень понравилось его позитивное состояние, и он назвал его «Легкое дыхание». В анализе еще больше прояснились радужные планы на будущее, в котором мужчина хотел отдыхать и наслаждаться природой. Ему не представлялась возможной реальная жизнь, наполненная свежим дыханием и отдыхом. Это были красивые мечты, но не цели.

Пришло время выбирать карту компромисса (эмоционального фильтра), которая бы сглаживала острые углы негативных ситуаций.

    

               1                                                 2                                            3

  1. Выбрав карту с гориллой, девочка сказала, что любовь мамы всегда спасает ее от состояния «извержения». Но главное открытие, это то, что она осознала свою беспомощность в управлении вулканом и попросила у мамы защитить ее от внутреннего пожара. Девочка радостно добавила, что ребенок на рисунке в трусиках, потому что мама его вытащила, а одежда сгорела. Девочка озвучила свою готовность начать новые отношения с мамой.
  2. Женщина нашла компромисс, в результате которого муж освободится от тяжести после работы, и не будет впоследствии загрязнять ее озеро Равновесия. Это карта «Совместный отдых», где она выходит из воды, но находится рядом с мужем и ее ноги касаются поверхности реки. Здесь присутствует контакт с водой, но нет опасности «темного» вторжения в ее внутренний мир. Женщина призналась, что такие отношения с мужем были до рождения дочери.
  3. В качестве компромисса мужчина выбрал карту «Работа на земле». Оказалось, что это делание символизовало его жизнь в семье, но не рассматривалось как таковое. Он думал о работе на работе (ради денег) и о работе дома (от случая к случаю), ожидая при выходе на пенсию счастливой старости. Для мужчины стало открытием, что его работа не может обеспечить душевное спокойствие на старости лет. Он с удивлением отметил важность развития семейных отношений для безоблачной легкодышащей старости. Потом папа понял, что готов принимать помощь, которую всячески отвергал, не понимая намерений жены развивать обустройство домашнего хозяйства. Теперь для него открылось новое осознанное значение семьи. Семья – это главная энергия для восстановления после работы, источник творческих целей для обеспечения спокойной старости.

Последний этап работы – это синтез семейной ситуации.

Соединяем позитивные карты родителей и дочери.
Получаем семью до консультирования.

    

Соединяем негативные карты родителей и дочери.
Получаем картину проблемы в семье. Хорошо видно, что «Извержение» вулкана появляется в результате соединения папиной «темноты» и маминой «скорости».

    

Соединяем карты компромисса.
Видим результат психологического консультирования и решение проблемы.
Мужчина обрел совместные с женой цели, что трансформировало  фантазии в достижимую реальность, мама – гармоничные супружеские отношения, а дочка – помощь и любовь мамы, которую любит папа.

    

Результат консультирования: родителя ясно понимают и принимают свою ответственность за поведение дочери. Девочка признает свою роль дочери, потребность в обучении навыкам самообслуживания, получении знаний в школе. Поэтому перемены осознанны и все члены семьи готовы к искреннему раскаянию.

Папа раскаивается в том, что

  • не придавал значения семьи на пути обретения внутренней свободы, хотел иллюзорного душевного спокойствия в семье «без семьи»;
  • осуждал дочь за несерьезное поведение, а сам не брал ответственности за развитие отношений с женой и дочерью;
  • отказывал жене в совместном планировании будущего.

Мама раскаивается в том, что

  • убегала от эмоциональных состояний дочери вместо того, чтобы их предупреждать своим вниманием к ней и любовью;
  • игнорировала совместную деятельность с мужем из-за чрезмерного желания сохранить внутреннее спокойствие;
  • воспитывая дочь, думала о том, как ей трудно, но не задумывалась, сколько боли и тревоги в жизни дочери.

Дочка раскаивается в том, что

  • не хотела признавать авторитет родителей и поэтому игнорировала их замечания, воспитание, наказание;
  • не обращалась за помощью к маме из-за гордости и высокомерия;
  • отела быть «лучше всех», с кем общалась и дружила.

Это моя первая публикация такого рода. Начинаю делиться опытом). Интересно мнение специалистов.



Просмотров: 695
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дочь мамы, мама дочери
  • Девочка взрослеет? Как помочь дочери чувствовать себя уверенней.
  • Мама дочери-подростка: время балансировать
  • Манипуляторы в семье. История дочери, которая «слишком сильно любила» умирающе-бессмертную маму.
  • Когда мама не верит в успех взрослой дочери
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • Что происходит, когда папа хочет мальчика, а рождается девочка?
  • Девочка, девушка, женщина: где ты потерялась?!... Мама, а ты, что здесь делаешь?!
  • Метафорические ассоциативные карты как инструмент работы с отношениями в семье
  • Рассказ мамы - дочери, которая убила себя
  • Мама, которая украла. Счастье дочери.
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Дорогая мама, как ты меня достала. Почему взрослые дочери избегают общения с мамой
  • Любовь родителей к старшей дочери
  • Как одета женщина, которая лезет в отношения дочери
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • Девочка, которая не хотела взрослеть. О личной ответственности в жизни и консультировании.
  • парадокс родительского послания "Хорошая девочка- это взрослая девочка" (клиентская история)
  • Папа создаёт дочери судьбу?
  • Отцы и дочери: зачем ты мне, папа?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Часть 2.2. Истерический тип личности. Истерогенные семьи: воспитание дочери.
  • Мужчина - женщина - мальчик - девочка. Об идентичности
  • Мама, папа, я. Взаимодействие в семье
  • Мама и ее взрослая девочка
  • Техника работы с МАК (метафорические ассоциативные карты) «Не в свои сани…»
  • Моя мама никогда передо мной не извинялась. История одной дочери. Обратная сила (Часть 3)
  • Накажи меня! Держи в ежовых рукавицах! Дочери строгих родителей выбирают жестких мужей
  • Как отношения с папой влияют на жизненный успех дочери? Техника
  • Архетип «Хорошая девочка» и его Тень «Плохая девочка»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь