Всем родителям девочек хочется, чтобы их дочурка чувствовала себя уверенной, красивой и счастливой. Для этого мы прикладываем множество усилий: подбираем для нее очаровательные наряды, красиво заплетаем волосы, помогаем ей реализовать свои творческие способности, выражаем нежность и восхищение. Но, иногда, несмотря на старания взрослых, девочка может чувствовать недовольство собой. Например, решить, что она дурнушка или недостаточно способная, может расстраиваться из-за того, что у нее мало подруг или нет таких красивых вещей, как у других девочек. С чем же связано появление столь критичного отношения к себе? Уже начиная со старшего дошкольного возраста у девочки постепенно формируются представления о себе. Раньше она воспринимала себя цельно, поскольку не могла посмотреть на себя «со стороны», теперь же она изучает и оценивает свой характер, внешность, успехи. В большей степени ее идентичность складывается из отношений с другими людьми, и во многом зависит от эмоциональных реакций близких взрослых, сверстников, воспитателей и учителей. Девочка слышит множество оценочных суждений о своей внешности, поведении, способностях. Постепенно, они как мозаика складываются в более менее цельную картинку, куда со временем добавляются новые элементы. Но, конечно, ваша дочь видит себя не только глазами других людей. Она мечтает и фантазирует, представляя себя принцессой, бесстрашной путешественницей, или героиней любимой истории. И эти грезы, эмоционально заряженные и волнующие также формируют ее представления о себе, внутренний образ. Она вдруг может начать вести себя высокомерно, уподобляясь сказочной особе королевских кровей или демонстрировать смелость и независимость.
И, конечно, формирующийся образ себя не может состоять только из позитивных черт. И это нормально! Когда раз за разом что-то не получается, например, аккуратно писать в тетради или нарисовать красивый рисунок, девочка может почувствовать себя неумехой. Если в школе ее будут дразнить из-за рыжих волос или слишком высокого роста, даже если дома этими чертами умиляются, она ощутит себя дурнушкой. Тот факт, что она в чем-то «проигрывает» другим детям может оказаться очень болезненным для ее отношения к себе. Ваша дочь может чувствовать зависть к более хорошеньким или успешным в учебе подругам, она может испытывать ревность к тем кто популярнее в детском сообществе, кто ведет себя уверенней и ярче. Всем нам знакомы подобные переживания, мы зависим от мнения и оценок окружающих, порой они давят на нас, «заставляя» чувствовать себя неуверенно. И поэтому мы не можем говорить о том, как девочке избежать недовольства собой, а только о том, как смягчить эти болезненные чувства. А, также о том, как в будущем стать менее зависимой от мнений и реакций окружающих. Зачастую, такая зависимость от критики особенно сильна, если родители в большей степени ориентированы на внешний эффект и культивируют чувство превосходства. Например, часто повторяя дочери — ты самая лучшая, ты самая красивая, на празднике ты пела лучше всех. Понятно, что таким образом мы выражаем любовь и поддержку, но опасность в том, что дети принимают все за чистую монету. Лучше, чтобы ваши похвалы звучали более реалистично и имели отношение именно к ней, преувеличенные дифирамбы в духе «ты лучше всех», звучат обезличенно. Можно сказать: «Нам понравилось как ты пела на празднике, было приятно смотреть, как спокойно и уверенно ты держишься. А еще мы заметили, как ты внимательно слушала своих подруг». Бывает и другая крайность, столь же щедро как похвалы родители отвешивают нелицеприятные, критикующие замечания: не сутулься, не вертись, ты слишком громко смеешься, если будешь столько есть — лопнешь. Под градом подобных замечаний девочка может почувствовать себя беспомощной и никчемной. У нее вечно все не так, у нее никогда ничего не получится. И если вы, возможно, объясняете свою критичность желанием того, чтобы дочь избавилась от изъянов и недочетов, она может воспринимать это как недостаток любви. Это не означает, что совсем не нужно делать замечания, речь лишь о том, чтобы делать их в необидной для ребенка форме. Например, вместо того чтобы говорить напрямую о ней, вы можете сказать о себе: «Ты знаешь, когда я была девочкой я была такой же непоседой и болтушкой как ты, у меня из-за этого было много неприятностей в школе, да и родители расстраивались. Постепенно я научилась вести себя спокойней и почувствовала себя лучше. Меня перестали ругать и учиться стало гораздо легче». Дочь услышит в ваших словах понимание и поддержку, а также уверенность в том, что ее трудности временные и преодолимые. Нередко бывает, что девочку могут начать дразнить в школе из-за внешности, редкого имени, или даже национальности. Это очень болезненно и унизительно, а главное это всерьез сказывается на ее отношении к себе. Ее могут дразнить из-за неровных зубов, но она будет чувствовать, что она «страшная», «уродливая» вся, целиком. В этом случае вашей девочке нужно максимум вашей поддержки и защиты. Не стоит высказываться в духе: «Они все глупые, не обращай внимания». Таким образом вы лишь обесцените ее переживания, дадите понять, что не готовы вдаваться в подробности и беспокоиться об этом. Расспросите ее подробно о том, что происходит. Дразнят ли ее все дети или какая-то группа, как она реагирует, что в связи с этим делают учителя. Так вы составите более менее полную картину и поймете достаточно ли будет вашей эмоциональной поддержки или необходимо вмешательство. Даже если переживания дочери по поводу своих недостатков кажутся вам детскими, несерьезными, преходящими важно понимать, что она в этот момент страдает всерьез. Более того, чувства ребенка тотальны, а это значит, что вашей дочери может казаться, что так она будет чувствовать себя всегда и это никогда не закончится. Вы можете говорить с ней о том, что ее достоинства и недостатки составляют ее портрет, единственный и неповторимый. Но что со временем он будет изменяться, а со многими недостатками не так и сложно справиться. Обязательно скажите ей о том, что ее переживания не навсегда, она взрослеет, меняется, учится новому. И то, что раньше казалось непреодолимым сейчас у нее отлично получается. Научите девочку заботиться о своей внешности, подчеркивать достоинства, прививайте ей хороший вкус, но и прислушивайтесь к ее пожеланиям и предпочтениям. А неровные зубы уже давно научились исправлять!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.