Часть 2.2. Истерический тип личности. Истерогенные семьи: воспитание дочери.

Продолжение. Начало в очерке https://www.psyoffice.ru/article/124586/

В истерогенных семьях с дочерьми воспитание построено таким образом, чтобы сформировать тот самый паттерн утрированной слабой инфантильной женственности. Позитивное внимание родителей обращается не на личность девочки, ее стремления, умения, поступки, а на качества, которые интересны интересны и удобны обществу в лице родителей.

Например, можно хвалить маленькую дочь за то, как прекрасно она выглядит в нарядном платье, и ругать, если это платье было испачкано в ходе игры в песочнице. Подтекстом ребенку отправляется расстановка приоритетов – важно, чтобы на тебя было приятно смотреть, и твои потребности (а от души копаться в песке – это и эмоциональная подпитка, и исследование мира, и возможность быть на равных с остальными детьми в этом процессе) не должны этому мешать.

Другой пример – в гости к семье приходит незнакомый ребенку взрослый. Он тянется обнять девочку в качестве приветствия. Девочка не хочет обниматься с чужим дядей, она отстраняется или убегает в другую комнату. В истерогенной семье, чаще всего, ребенка убедят принять объятия чужого человека, потому что «так правильно», «нельзя игнорировать дружелюбие» или «хозяин должен быть гостеприимным». Иными словами, родители учат ребенка быть послушным, удобным для других.

Учитывая, что маленький ребенок не способен сам ориентироваться в моральной оценке своих поступков, он полагается на реакции родителя, даже если они противоречат чувствам и желаниям самого ребенка. Так формируется почва для появления постоянных внутренних конфликтов между тем, чего хочется мне, и тем, что надо всем им. И если перевес в воспитании склоняется в сторону «надо», если тепло и принятие можно получить только в случае, если ты "подстроился", то со временем навык распознавания своего внутреннего эмоционального наполнения утрачивается, и единственное, на что ориентируется ребенок, а после и взрослый, это реакция со стороны. Именно отсюда берется чувство внутренней пустоты истерика, которое жадно, но почти всегда безуспешно заполняется извне, за счет отношений с другими людьми.

Тем временем, отношения отца и матери проходят по той же схеме. Отец эмоционально холоден и недоступен, при этом властен и авторитетен. Мать вынуждена подавлять собственные эмоциональные реакции, так как в отношениях с супругом их практически невозможно разместить. Слабая позиция матери не позволяет ей отстаивать границы в отношениях с отцом, и она вынуждена подчиняться даже в тех решениях, которые не разделяет. Здесь могут быть разные варианты: если эмоциональная глухота отца не тотальная, периодически возможны истерики матери, шантажные действия, скандалы, угрозы разводом и даже суицидом.

Удовлетворение потребности в близости может смещаться и пытаться реализоваться в других отношениях, например, в детско-родительских.

В случае воспитания девочки это чаще реализуется в удушающем материнском контроле и опеке. Дочь в свою очередь тоже понимает неравное распределение власти между родителями, в сознании ребенка уже сложилась концепция важности отца и вторичности матери. Ребенок понимает на уровне ощущений, что для того, чтобы избежать постоянных материнских интервенций, надо объединиться в коалицию с отцом. Поведение отца не такое преследующее, а также у него можно получить защиту от матери, ведь последнее слово всегда за ним.

Если бы позиции супругов были равными, воспитательная стратегия была бы продуктом договоренности взрослых. Когда баланс власти в союзе нарушен, воспитание становится набором противоречивых действий.

Коалиция отец-дочь воспринимается матерью болезненно, потому что она не меньше нуждается в его поддержке. Если же холодный по отношению к супруге отец вдобавок подчеркнуто теплый в контакте с дочерью (это может проявляться в том числе и в потакающем поведении, когда отец балует девочку как свою маленькую принцессу), у матери возникает ревность, которая не всегда допускается до осознания, но влияет на отношения семьи. Ревность матери, вместе с детско-родительской разнополой коалицией, придает отношениям инцестуозную окраску, что само по себе является травматичным опытом для ребенка. Интересно, что в некоторых истерогенных семьях идет чуть ли не прямая конкуренция матери и дочери за внимание отстраненного отца.

*инцестуозная окраска отношений не означает прямых сексуальных действий между родителями и детьми, но означает эмоциональную атмосферу, создающую контекст того, что ребенок непозволительно близок к родителю и занимает, по сути, не свою позицию.

Пренебрежительное отношение отца к матери со временем становится собственной установкой растущей дочери по отношению к ее женственной части личности. Думаю, каждый встречал девушек и женщин принципиально поддерживающих дружбу и деловые отношения только с мужчинами, описывая женщин, как недалеких, приземленных и малоспособных существах. Обесценивая прочих женщин, истерическая психика обесценивает и саму носительницу этих черт. Это может проявляться не только в установках в общении, но и в трудностях освоения традиционных женских ролей (матери, жены), в соматических болезнях, в первую очередь связанных с мочеполовой и репродуктивной системой.

В отношениях с другими дискомфорт и сопротивление может возникать в ситуациях, требующих мягкости и эмпатичности (ассоциации с приниженным статусом матери), сложности возникают и в отстаивании своих границ (так как они были практически стерты в отношениях с отцом).

Стоит добавить, что женщины истерического типа часто выбирают себе в партнеры эмоционально-черствых в супружеских отношениях мужчин, таким образом наконец занимая метафорическое место матери.

В следующей части мы рассмотрим воспитание сыновей в истерогенных семьях. Но это не все. 

Для жителей Петербурга: 07.12.2018 я и мои коллеги из команды «Невредные советы» https://vk.com/club174586009 проведем открытую встречу на эту тему. Больше информации по ссылке https://vk.com/event174446817 

 

 



Просмотров: 939
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Воспитание в неполной семье. Трудная работа матери и отца.
  • О разделении ролей, часть 3: в чем разница между влиянием отца и матери?
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Техники «Рука Матери/Отца» и «Рука Матери и Отца»
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Принятие отца и матери
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • О роли матери и отца в воспитании детей.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • День отца или власть матери.
  • Я хочу убить своего отца, и жениться на своей матери. Помогите, что мне делать?
  • Если у матери нет личной жизни – она живет личной жизнью дочери…
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Отношения взрослых матери и дочери: интенция и форма.
  • Выцветание роли Отца и Матери. Как потерять достоинство и доверие.
  • Как дочь становится для матери соперницей?
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери
  • Откуда берется агрессия матери по отношению к ребенку?
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Долгожданный Малыш родился! Какие изменения в жизни Матери и Отца произойдут
  • Долгожданный Малыш родился! Какие изменения в жизни Матери и Отца произойдут
  • Ненасытная мать, или Истерический невроз матери взрослой дочери
  • Фрагменты сессии «След жестокости отца по отношению к дочери в ее отношениях с мужчинами».
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Как эмоциональные послания матери могут разрушить жизнь дочери
  • Конфликт матери и взрослой дочери. Что стоит за словами?
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • Почему внешность матери может стать проблемой для девочки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь