|
Терапевтические возможности вальдорфской педагогикиАвтор статьи: Бородулькина Татьяна Александровна
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ Задекларировано, что современная система образования направлена на обеспечение духовного, социального, психического и физического здоровья человека, что и обуславливает поиск наиболее оптимальных здоровьесохраняющих образовательных технологий и систем. Одной из таких систем является вальдорфская педагогика, активно развивающаяся в мире и в Украине. Терапевтический, оздоровительный характер вальдорфской педагогики не вызывает сомнений, что подтверждается как практикой вальдорфских учебных заведений во всем мире, так и международными независимыми сравнительными педагогическими исследованиями, представленными в научных публикациях зарубежных и отечественных (С. В. Гозак, Е. Н. Ионова, Л. В. Литвин, О. Н. Лукашенко и др.) авторов. Отметим, что вальдорфская педагогика является не столько здоровьесохраняющей системой, сколько здоровьесозидающей, оздоровительной, терапевтической, так как направлена не только на охрану и сохранение здоровья учащихся, но и на здоровое развитие каждого ребенка. Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штейнер одной из главных педагогических задач обозначил обучение ребенка правильному дыханию (а правильное дыхание, как известно, является основой здоровья, обеспечивает нормальное звукообразование, плавную, выразительную речь) и правильному ритму в чередовании бодрствования и сна [1, с. 18-19]. Не случайно весь учебно-воспитательный процесс в вальдорфской школе строго ритмичен, а в методических пособиях по школьным предметам обращается внимание педагогов на ритмизацию дыхательного процесса и движений ребенка. Также в вальдорфской педагогике большой упор делается на формирование воли и развитие чувств ребенка (чувства: осязания, жизни, движения, равновесия, обоняния, вкуса, зрения, тепла, слуха, слова, мысли, чувство «Я»). Как отмечает Петер Бюхи: «Если нам удастся построить воспитание и преподавание так, чтобы они способствовали укреплению здоровья или даже действовали исцеляющее, мы сделаем самое значительное в смысле истинного образования человека. <…> Важно, чтобы тренировка чувств и их укрепление вошли во все области преподавания, не только в уроки искусств или дополнительные терапевтические занятия» [2, с.16-17]. Терапевтический эффект вальдорфской педагогики проявляется в оздоровительной школьной среде (предметно-пространственное окружение, интерьер классной комнаты, архитектура вальдорфской школы, игровая площадка и т.д.), общей организации учебно-воспитательного процесса (ритмичный распорядок учебного дня, недели, года; преподавание «эпохами»; выделение главных уроков и специальных предметов; реализация феноменологического подхода в преподавании учебного материала; сопровождение основным учителем детей на протяжении 8 лет их обучения; ограниченное использование учебников и аудиовизуальных средств; отсутствие до 8 класса оценивания в баллах достижений учеников; содержательный и стимулирующий характер оценки и др.), особом содержании учебных программ и грамотной методической организации каждого из учебных предметов. Отметим, что многие учебно-методические пособия, разработанные вальдорфскими педагогами по различным школьным предметам, могут использовать в своей работе не только учителя, преподающие соответствующие предметы, но и психологи, психотерапевты, арт-терапевты, дефектологи, логопеды, социальные педагоги. Важную роль в учебно-воспитательном процессе вальдорфской школы играют музыкальные, художественные и практические элементы, которые выступают как в виде отдельных предметов (музыка, живопись, пластицирование, рукоделие), так и являются неотъемлемыми составляющими учебного процесса на других уроках. В методических руководствах к данным предметам, кроме описания технологии работы с тем или иным материалом, обращается внимание на терапевтическое значение занятий для развития ребенка и его здоровья; предоставляются психологические рекомендации учителю относительно понимания природы ребенка и особенностей его развития на каждом из возрастных этапов; глубоко раскрываются аспекты музыкальной терапии, цветотерапии, глинотерапии и др. В вальдорфской педагогике есть уникальные предметы терапевтической направленности: «Рисование форм» и «Эвритмия», направленные на гармонизацию ребенка, развитие его творческих сил, чувства движения, равновесия, жизни и др. И еще одним важным терапевтическим аспектом вальдорфской педагогики является лечебное направление, реализующееся прежде всего через программу «Дополнительный урок», направленную на помощь детям, имеющим трудности в обучении. Данное направление в вальдорфской школе осуществляет специально подготовленный лечебный педагог. Список использованной литературы 1. Штейнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики / Р. Штейнер. – М.: Парсифаль, 2005. – 200 с. 2. Бюхи П. Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм / П. Бюхи. – К.: Изд-во «НАИРИ», 2014. – 116 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|