Работа со страхами. Из опыта работы со студентами старшего подросткового возраста.

Автор статьи: Бареева Марина

Работа со страхами.  Из опыта работы со студентами старшего подросткового возраста.

 

Аннотация.

В статье изложен консультативный опыт работы со студентами 16-18 лет по работе со страхами. Раскрывается понятие страха. Приводятся примеры страхов. Описывается эффективная методика по снятию  и освобождения от страхов во время психологической консультации. Приведены примеры из практики. Изложены наблюдения за студентами после консультационной сессии.

Введение.

Тема страхов обширна и многогранна. Исследовать ее начали довольно давно. Еще Аристотель и религиозные деятели касались страхов в своих измышлениях, но они были больше философские, чем научные. С появлением науки психологи в 19 веке тема страхов стала иметь научную составляющую в ее изучении.

Многие зарубежные ученые занимались изучением страха, а именно Грэй, Рэчмен, Рейнгольд, Боулби, Е. Г. Захарова, Р. В. Овчарова, М. А. Панфилова и др.

Понятие и содержание страха у различных исследователей разное. Фрейд З. и Э. Фромм утверждают, что страх это аффект, который возникает в субъективной ситуации.

В. И. Гарбузов, А. И. Захаров рассматривают содержание страха  тесно связанно с характером межличностных, прежде всего, внутри семейных взаимоотношений.  Данные ученые утверждают, что страх – движущая сила развития личности.

Если обратиться за разъяснением, что такое страх, к словарю, то страх это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность.

Причины возникновения страхов впервые изучил  А. И. Захаров. Он опубликовал данные, которые показывают, как  различные факторы влияют на возникновение страхов, а о причинах появления детских страхов впервые заговорили, такие ученые как Ю.Е. Алешина, Л.Я Гозман.

Большинство страхов имеют временный характер. Их возникновение обусловлено возрастными периодами. Детские страхи чаще всего проходят и не наносят большого вреда ребенку. Однако, существуют такие формы страха, которые переходят в фобии. Именно они негативно влияют на эмоциональную сферу личности.

Ученые описывают три формы страха: испуг, боязнь и аффективный страх (самая высокая степень проявления данного чувства). Реакция на эмоциональные потрясения имеют различную степень влияния на человека.  Они неблагоприятно  влияют и на формирования характера, и на отношения с окружающими, и на адаптивные механизмы личности. Происходит это из-за того, что страх влияет на сознание человека. В зависимости от степени влияния может принимать форму, которая  трудно преодолима, и бесконтрольна со стороны сознания.

Длительное стрессовое влияние на ребенка, которое провоцирует в последствии развитие страха, могут привести  к невротическим отклонениям. Данное негативное воздействие влияет на формирование тревоги, обусловленное состоянием беспокойства и  опасений, не имеющих реальную основу возникновения. Без своевременной помощи ребенку, приводит к деформации эмоциональной сферы. Формируется негативная эмоциональность. Она проявляется в тревожности, негативистической демонстративностью и уходом от реальности.

А.И. Захаров, в своих исследованиях приводит данные, показывающие, что в первую очередь на формирование страхов у детей влияют внутрисемейные взаимоотношения. Он считает, что родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия, понимание характера и личности ребенка, его поступков.

По его мнению, родители не имеют достаточного количества знаний по воспитанию ребенка, не обладают коммуникативными навыками для адекватного общения с ним. Захаров утверждает, что это негативно влияет на всестороннее развитие личности дитя.

Также он затрагивает специфику воспитания в неполных семьях, количество которых неуклонно растет с каждым годом. Ученый обращает внимание на особенности положения таких семей в обществе.

Негативное влияние развода родителей, деструктивный стиль внутрисемейного общения повышает риск развития нервных расстройств, что является предпосылкой в деформировании личности.

Неполные и деструктивные семьи способствуют формированию в ребенке страхи и фобии. Выявлено, что  у детей, живущих в городах, страхи проявляются интенсивнее. Это обусловлено плотностью населения больших городов. Широкий выбор возможностей так же может формировать страх ответственности, боязнь сделать ошибку.

Исходя из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что актуальность работы со страхами не уменьшается, а только возрастает.

А. И. Захаров утверждает, что страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка. Он может его, как уберечь, так, и препятствовать всестороннему развитию личности. Страх способствует формированию  у подростка тревожности, неуверенности в поведении, понижает, а в некоторых случаях блокирует творческую активность ребенка.

 

Основная часть.

Техник по работе со страхами довольно много. Ряд авторов создавали публикации с различными подходами и системами занятий.

Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий», изд. «Речь», 2005.  Я начала применять методику рисования серии картинок, и рассказ подростка по ним. Положительные результаты были, но в небольшом  количестве. И по моим наблюдениям во время терапевтической сессии не всем студентам подходила данная методика. Часто они стеснялись рисовать, проявлять творческую активность, вести рассказ от лица того образа, который они изобразили.

М. А. Копытов «Самогипноз и активное самовнушение», изд. «Феникс». После знакомства с методами работы представленных в данном издании, я начала применять метод систематического сближения с объектом страха. Подросток рисовал свой страх, и после психологически «приближал» его к себе. Это происходило через ношения рисунка с собой, внимательного его изучения. Но данный метод подходит не ко всем подросткам. Страхи вызывали сильные эмоции. Поэтому данный метод был применим в очень редких случаях, также минусом работы было выполнения заданий вне кабинета психологом. Подростки были не готовы контактировать со страхом вне кабинета психолога. Могу предположить,  что этот процесс для них был не безопасен.

Г. Кац, Е. Мухаматулина «Метафорические карты» руководство для психолога. 2-е изд. М.: Генезис, 2014. Данная книга открыла для меня методы глубинной работы со страхами. Работа проходила на бессознательном уровне. Я использовала «Проективные сказочные карты», «Шкатулка доброго волшебника», «Cope». Ребенок выбирает открытку, делится своими чувствами и мыслями, по поводу изображения на открытке. После может выбрать еще серию открыток для иллюстрации своей проработки страха. Подросток сочиняет сказку от третьего лица, через которую проектирует свои эмоции, чувства по отношению к пугающей ситуации. После находится ресурсная открытка для преодоления страха. Это может быть образ помощника, наполненная энергией картина природы, изображенная ситуация детства.

В своей практике я применяю после консультации диалоговую встречу с подростками, рассчитанную на 10-12 минут. На данной встрече обычно я провожу диагностическое  интервью для прояснения результата после консультации.

Данное интервью показало, что на вопрос о том, появлялось ли вновь чувство страха, которое было заявлено на консультации? 63% студента утверждали, что чувство страха появлялось вновь, признавая, что страх уже не имел такой силы и влияния на них.

Следует отметить, что 20% респондентов выразили готовность вновь пройти консультационную сессию по проработке данного страха, что составляет минимально число от общего количества респондентов. В ходе диагностического интервью выяснилось, что  подростки не готовы на длительную психологическую работу. У них есть понимание, что если они обратились к психологу за помощью, то помощь должна быть оказана единожды. Иначе авторитет психолога как профессионала просто терялся.

 

Исходя из полученных результатов, возникла необходимость создания методики, которая помогает студентам не испытывать повторно страх после прохождения консультационной сессии.

В своей практической деятельности, на протяжении нескольких лет, была сформирована и адаптирована методика, которая содержала несколько техник, а именно гештальт - терапия, аналитической (юнингианской) психологии, проективные методы работы, элементы психодраммы.

По завершению консультативной деятельности с использованием нового подхода, было проведено повторное исследование. Которое показало, что только 10% студентов вновь испытывали чувство страха, но уже с меньшей силой влияния на них. 85% консультируемых студентов больше не испытывали данное чувство при возникновении ситуации провоцирующей страх.

Описание методики работы со страхами.

Данная консультация проходит в несколько этапов.

Первый этап. Знакомство.

Установление контакта с подростком, прояснение запроса на консультацию. Изложение истории клиентом, сбор ожидаемых результатов от консультации, коррекция запроса (если понадобится).

Второй этап. Работа с образом страха.

На данном этапе можно использовать как метафорические открытки, так и работу с образом. Это зависит от самого подростка.

При использовании метафорических открыток, подросток описывает выбранный рисунок, выражает свои чувства по поводу образа на открытке. В этот момент происходит контакт с образом страха, вывод образа из бессознательного в осознанную сферу.

Как происходит работа с образом. Подросток отвечает первое, что приходит на ум, после моих вопросов. Вопросов всего 5.

  1. Если бы страх имел цвет, то каким бы по цвету он был?
  2. Если бы страх имел запах, то какой бы он источал аромат?
  3. Если бы чувство имело форму, то какая бы она была?
  4. Если бы страх имел плотность, то какова она была бы?
  5. Если бы страх имел размер, то каким бы размером он был?

После я всегда спрашиваю подростка: «Что Вы ощущаете, глядя на этот образ чувства?».

После провожу  работу по идентификации чувства в теле. И исследуется данное место: какое оно по наполненности, комфортно ли подростку, когда чувство находится в этом месте, и др. вопросы на прояснение.

Третий этап. Разидентификация с чувством.

На данном этапе я ставлю стул, предназначенный для образа чувства. Если это образ, то подросток его представляет на этом стуле. Если это открытка, то она кладется ее на стул.

Задаю вопрос: «Что ты чувствуешь, когда видишь его на стуле? Какой он сейчас по размеру? Что хочется сделать по отношению к нему?»

После предлагаю студенту эксперимент. Подросток становится чувством страха. Для этого студент пересаживается на стул, предназначенный для чувства. И берет роль страха на себя. Предлагаю студенту подойти к данному эксперименту без осознания, как бы «выключить» мозг и отвечать первое, что приходит на ум. Для того, что вжиться в роль студент проговаривает несколько раз вслух «Я не (свое имя) я страх (имя подростка)». Я как консультант сажусь на место ребенка. Происходит наша рокировка.

После того, как студент вжился в роль, происходит диалог между чувством и консультантом. Есть перечень обязательных вопросов, которые задаются студенту в роли чувства. Вопросы должны быть короткими и точными.

  1. Как ты себя чувствуешь, Страх?
  2. Что ты думаешь о (имя студента)?
  3. Как ты думаешь, ему с тобой хорошо?
  4. Могу тебе Страх сказать, что ему с тобой не комфортно, ты его пугаешь. То ты чувствуешь, когда я тебе говорю об этом?
  5. Как ты у него появился?
  6. Зачем ты ему нужен? Какая твоя цель?
  7. Какая у тебя миссия? Цель твоего существования?
  8. Хотелось ли тебе наладить дружеские отношения с (имя студента)? Быть ему помощником, а не врагом?
  9. Как ты думаешь, что (имя студента) надо сделать, что бы ты поменял к нему свое отношение?
  10. Что тебе необходимо сделать, что бы быть больше помощником?
  11. У тебя, Страх, есть выбор остаться с (имя студента) или покинуть его. Что ты выбираешь?

Диалог сводится к заключению устного договора о дружеском отношении чувства к подростку. Если Страх желает покинуть подростка, то Вы от лица подростка благодарите его и прощаетесь с ним.

В такой беседе очень важно выказать уважение Страху за  проявление защиты студента. За его помощь ему, признать силу и величие чувства Страха.

После завершения диалога между чувством Страха и консультантом все участники консультации садятся на свои места. И снимется роль со студента. Он проговаривает вслух: «Я не страх, я (свое имя)». Консультант убеждается, что роль снята, только после этого продолжает сессию

Четвертый этап. Заземление.

На данном этапе студент делится своими чувствами по поводу эксперимента, высказывает свои мысли по поводу узнанной информации о страхе.

Необходимо найти вновь чувство страха в теле и провести исследование этого места: изменилось ли место, что появилось нового, что исчезло. Как теперь подросток относится к данному чувству? Как он теперь будет с ним жить?

Пятый этап. Завершение.

Окончание консультации проходит классическим способом. Подросток отмечает те чувства, которые у него появляются во время завершения  консультации. Резюмирует и делает выводы по поводу того, что нового узнал, что было интересно. Прогнозирует ближайшее будущее по поводу того, как теперь чувства страха будет у него проявляться.

 

Заключение. Выводы.

Исходя из выше изложенной информации, можно сделать выводы.

Изучением природы возникновения страхов занимались еще философы античных времен. И по сей день актуальность данной темы не уменьшается.

В связи с развитием цивилизации страхи будут только расти. На это влияет  изменение института семьи и брака, смена семейных  приоритетов и ценностей, которые способствуют повышению нервных расстройств у детей. Также реформы в образовании, изменение подхода к обучению и воспитанию в образовательных учреждениях, передача  ответственности за свое будущее самого ребенка, не всегда благотворно влияют на его нервную систему.

В связи с развитием науки психологии, с появлением в ней новых научных направлений, расширились методы и технологии работы со страхами, что позволяет психологам эффективнее оказывать помощь в работе над этим чувством.

Диагностическое интервью показывает, что после проведения описанного мной подхода в работе со страхами, студенты подростки стали меньше испытывать данное чувство вновь, и в связи с этим стали реже обращаться за терапевтической помощью.

Данный метод считаю универсальным по работе с чувствами, такими как  злости, обиды, тревожности и др.

 

 

 

Литература:

  1. Зигмунд Фрейд «Психология бессознательного». Питер, 2010
  2. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия, Москва, 2000.
  3. А.И. Захаров «Дневные и ночные страхи у детей». Санкт-Петербург, 2000.
  4. Джон Грей «Дети с небес». Москва, 2004
  5. С. И. Самыгин «Психотерапия детей и подростков». Ростов-на-Дону, 2012.
  6. Г. Кац, Е. Мухаматулина «Метафорические карты» руководство для психолога. 2-е изд. М.: Генезис, 2014.
  7. Л. Д. Лебедева «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий», изд. «Речь», 2005.
  8. М. А. Копытов «Самогипноз и активное самовнушение», изд. «Феникс».

 



Просмотров: 643
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Страх страха
  • Доведите свой страх до абсурда. Преодоление страха.
  • Как избавиться от страха. Испугать страх
  • Как преодолеть невротический страх. Затворница страха.
  • Преодолевайте СТРАХ по-человечески. От страха к удовольствию!
  • Генезис страха у детей младшего школьного, подросткового возрастов и юношей, возможности психологической работы
  • Страх потерять отношения сильнее страха потерять себя
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Фобия и Тень. Теория возникновения иррациональных страхов. Как избавиться от страха?
  • Страх общения - работа на 1 уровне или проработка страхов
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • У страха глаза велики....или как помочь ребенку справиться со страхами
  • Роль страха и тревоги в развитии личности
  • Аэрофобия или страх летать: как избавиться и летать без страха
  • Детские страхи. Важная миссия страха и нормативные страхи детей от рождения до 11 лет
  • Как освободиться от чувства страха?
  • Из Страха, Любви и чувства Вины.
  • От страха к переживанию чувства Дома
  • Только не бросай меня! Страх потери партнера, страх быть брошенным. Травма покинутости
  • Четыре вида страха. Как не бояться или что делать со страхами?
  • Один из алгоритмов исследования чувства страха.
  • Если человек после общения пропал, и остались непереносимые чувства. Что делать.
  • Страх после ДТП и шрам на лбу
  • Страх - взгляд изнутри, или как не убегать вечно от своих страхов
  • Ваши победы начнутся после того, как вы справитесь со своими страхами!
  • Тело после родов: страх перемен
  • Если ты ничего не боишься, значит, страх в тебе больше, чем ты.
  • Страх всех страхов (Возвращение к Истоку)
  • Страх, страх, страх.. УЖАС! Фобия??? Я боюсь делать МРТ!!!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь