|
Роль страха и тревоги в развитии личностиАвтор статьи: Милова Юлия Владимировна
Как указывают К. Изард и Е.П. Ильин, страх – эмоция, отражающая защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия. Первичной функцией страха является организация поведения, направленного на устранение угрозы, избегание опасности. Тревога как вариация эмоции страха – эмоция, связанная с прогнозированием неудачи, опасности, или ожидания чего-то важного в условиях неопределенности при удовлетворении социальных потребностей. Умеренный уровень тревоги позволяет предвидеть возможные препятствия и трудности на пути достижения успеха и запланировать способы их преодоления. Средний уровень тревожности – обязательное условие активной деятельности [2]. По мнению И. Ялома, усиление тревоги является необходимым следствием развития самосознания. Попытки избегнуть тревоги путем слияния с другим человеком во влюбленности, растворении в другом, в размывании границ собственной личности приводят к утрате себя самого, способности рефлексировать и сомневаться, осознавать внутренние конфликты [11]. Р. Мэй обосновывает роль тревоги на основании того, что это переживание угрозы приближающегося небытия. Она связана с угрозой самоуважению и самоценности человека. Тревога отражает внутренний конфликт между бытием и небытием, между возможностью исполнения своего потенциала и разрушением настоящей безопасности. Тревога порождается свободой реализовать свой потенциал, поэтому многие люди отказываются от свободы, чтобы избежать невыносимой тревоги. Осознание своей тревоги помогает личности сделать стоящий перед ней выбор. Тревога и страх необходимы человеку в его исследовании и познании окружающего мира, в его изменении и созидании, несмотря на то, что они нарушают его потребность в безопасности и выживании. Подавление индивидом своих страхов и тревог может быть связано с его нежеланием осознавать и принимать свои собственные возможности и конфликты, с нежеланием делать выбор, занимать позицию, принимать решение и ответственность за сделанный выбор и совершаемые поступки, с желанием продолжать оставаться несвободным и управляемым извне. Невозможно избежать реальности, полной противоречий, и вызываемых ею тревоги. Только их осознание поможет принять решение. Поэтому необходимо направленно встречаться с ними и противостоять им [10]. С точки зрения Ф. Перлза, тревога может рассматриваться как следствие привычного и неосознаваемого подавления возбуждения – повышенной энергетической мобилизации, необходимой при любом глубоком контакте: эротическом, агрессивном, творческом. Контакт таит в себе риск встречи с новым, неизвестным, т.е. потенциально опасным и угрожающим привычному функционированию и стабильному положению индивида. Систематическое подавление возбуждения препятствует дальнейшему развитию личности. Возбуждение требует усиленного дыхания и человек, контролирующий свое возбуждение, сдерживает дыхание, а затем испытывает тревогу из-за сжатия грудной клетки. Половое и агрессивное возбуждение считаются особенно опасными и наказуемыми и вызывают наибольшую тревогу. Психосоматические заболевания и хронические обиды являются следствиями подавленной агрессии против людей, причинивших нам вред. Естественной реакций должно было бы стать ответное нападение на них, но поскольку общество запрещает открытое выражение агрессии, она направляется человеком на самого себя, порождая хроническое напряжение мышц и соответствующие боли [6]. Э. Фромм отмечает, что, преодолевая страх потерять то, что он имеет, т.е. свою собственность, человек приобретает возможность развиваться, отдавать, быть свободной личностью, обновляться [9]. Анализ и обобщение специальной литературы позволили нам выделить ряд способов регуляции тревоги и страха, способствующих развитию личности. Эти способы могут применяться в ходе индивидуального консультирования и тренинга. I. Способы регуляции тревоги и страха, преодолевающие источник опасности: 1. Парадоксальная интенция, выделенная В. Франклом и заключающаяся в усиленном намерении осуществлять неуспешное поведение, порождающее страх. Тревога и страх преодолеваются желанием совершить именно то действие, которое их вызывает. Например, страх бессонницы преодолевается старанием как можно дольше бодрствовать, страх заикания – усиленными попытками заикаться. Парадоксальная интенция, усиливая стремление быть неуспешным, делает неудачу невозможной и нереализуемой, и человек достигает успеха в деятельности, которая ранее вызывала тревогу. В преодолении страха обязательно задействовано чувство юмора, основанное на способности отстраниться от себя и смеяться над собой, своими страхами и неудачами, выражающееся в нарочитом стремлении продемонстрировать окружающим свой недуг или неудачливость. Терапевтический эффект парадоксальной интенции может быть достигнут в течение нескольких часов или десятков часов и сохраняться на протяжении всей жизни. Парадоксальная интенция эффективна только в рамках переключения сосредоточенности внимания с собственной личности на личности других людей, самоотдачи и вовлечения в осмысленную деятельность в соответствии со своим жизненным призванием и предназначением [8]. Как вариант парадоксальной интенции А.А. Осипова описывает технику наводнения, заключающуюся в следующем. Лицам, заинтересованным в преодолении своего страха, предлагается выполнить в реальной жизни действие, которое обычно его вызывает. Им необходимо находиться в ситуации, вызывающей страх, максимально долгое время, испытывать в ней как можно большую степень его выраженности и убедиться в том, что возможные негативные последствия отсутствуют. Пребывание в ситуации, вызывающей страх, - не менее 45 минут. Тренировки проводятся каждый день. Во время нахождения в пугающей ситуации не разрешается уходить в мир воображения и интеллектуальную деятельность, т.е. убегать от страха. Следует использовать позитивное подкрепление – вести дневник и письменно фиксировать процесс и результаты самостоятельных тренировок. В итоге длительного нахождения в пугающей ситуации страх исчезает, человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего он раньше избегал. Например, если клиент испытывает сильный дискомфорт при общении с продавцом, ему предлагается зайти в крупный магазин со множеством отделов и в каждом отделе попросить показать какую-либо вещь. Если он испытывает страх закрытых помещений, ему следует заставить себя находиться в таком помещении [5]. 2. Техника взрыва, излагаемая в работах К. Изарда и И.Г. Малкиной-Пых. Клиента просят представить наиболее травмирующие события из его жизни, благодаря чему он переживает экстремальный страх или сильнейшую тревогу. Техника взрыва отличается от парадоксальной интенции тем, что во втором случае происходит встреча субъекта с реальным источником страха при его непосредственном восприятии, а в первом случае встреча с источником страха является воображаемой и происходит в плане представления. С клиентом обсуждается пугающая его и воспринимаемая им как катастрофическая ситуация (например, экзамен, собеседование при приеме на работу, публичное выступление и т.д.). Ему задают вопрос: «А что будет, если …?» и тем самым просят представить себе самое худшее, что только можно вообразить, а затем представить, как он справляются с возникшей трудной ситуацией и ухитряется уцелеть при самых отрицательных результатах. Выстраивается альтернативный сценарий событий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть хуже. При рассмотрении всех последствий ситуации клиент приходит к выводу, что ситуация не настолько значима, как представлялось в самом начале беседы. Клиент представляет и описывает во всех подробностях будущие возможные проблемные ситуации (все более угрожающие сцены вплоть до самых страшных). Затем он ищет и описывает способы их решения. Можно на листе бумаги описать все, что случилось. Подумать, что могло бы случиться самого страшного, после чего действительно наступят черные дни. Представить, что это случилось, а затем вернуться к тому, что произошло в реальности, после чего реальные события не покажутся такими тяжелыми и мрачными. Угрожающие события можно рассмотреть и с точки зрения их позитивного истолкования, т.е. найти в этих ситуациях как можно больше хорошего. Посмотреть на источник страха с положительной стороны, обнаружить в нем достоинства, удачи и выгоды [2; 4]. 3. Предлагаемое Ф. Перлзом открытое выражение своих эмоций и потребностей, в том числе высвобождение возбуждения в виде взрыва гнева, крика ярости, рыданий, экспрессии отвращения. Подавленное желание должно быть выражено и по возможности удовлетворено. Необходимо позволить себе агрессивный или эротический контакт, не скрывая своих желаний и не стыдясь своей «животности», но и не нарушая прав и интересов других людей. Следует принять возбуждение как выражение подлинных потребностей организма и найти пути удовлетворения этих потребностей без опасности для других функций организма. Принять свои чувства и фантазии, которые не соответствуют социальным нормам и осуждаются. Примириться с возможной неудачей. Если нельзя выразить гнев непосредственно, можно сделать это письменно. Интерес и возбуждение восстанавливают глубину дыхания естественным путем, без принудительного регулирования [6]. Осознанию связи между желаниями и страхами, за которыми они прячутся, помогает упражнение «Хозяин желаний», разработанное И.В. Стишенок. Ведущий рассказывает участникам тренинга сказку-историю, предназначенную для активной визуализации: «Представьте, что вы оказались на лесной тропе и идете по ней все дальше и дальше. Когда вы углубляетесь в лес, то впереди видите ручей, который вы можете перейти так, как вам будет удобно. За ручьем начинается наше внутреннее пространство, в нем бродят разные сказочные создания. Интересно, какое из них будет вашим проводником в этом мире? Повстречайтесь с ним, вежливо поздоровайтесь и спросите, может ли оно помочь вам? Попросите отвести на дорогу, на которой живут страхи. Посмотри, какие они несчастные, как им страшно, как долго вы боролись с ними, гоняли их. Поздоровайтесь с каждым из них, поблагодарите за то, что все это время они вас оберегали. Спросите, не нуждаются ли они в помощи, возьмите с собой; Пусть проводник укажет путь к тому месту, где живет Хозяин страхов. Встретив любой следующий страх, поздоровайтесь, поблагодарите, предложите пойти вместе с вами к Хозяину. Когда соберутся все страхи и вам удастся договориться с ними, откроется вход в жилище Хозяина страхов. Посмотрите, какой он... Каким бы он ни был, подойдите, поблагодарите за его работу, извинитесь, что не очень любили его, не сразу прислушивались к его советам... Спросите, чего он хочет, что ему нужно, чтобы быть абсолютно счастливым? Как он будет тогда выглядеть? Дайте ему то, что просит. Когда Хозяин страхов будет доволен, он сможет забрать себе маленькие страхи, помочь им. Как они изменились!.. Посмотрите, что произошло, теперь это не Хозяин страхов, а Хозяин желаний! Он научился говорить о своих желаниях, даже если они кажутся необычными. Какие же желания прятались за вашими страхами?.. Договоритесь с Хозяином желаний, что будете его слышать и понимать. Попрощайтесь с ним, поблагодарите. Посмотрите, как бывшие страхи разбегается, довольные, по своим местам внутреннего пространства, обживаются там, получают удовольствие. Можно возвращаться назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей, через лес... И когда вы там окажетесь, откройте глаза и вернитесь в нашу комнату, к группе [7]. 4. Десенсибилизация, описанная в работе К. Изарда и направленная на снижение чувствительности к объектам, вызывающим страх. Клиента обучают приемам релаксации (расслабления мышц лица, шеи и тела). Затем ему предъявляют в порядке нарастания интенсивности устрашающие для него ситуации посредством мысленного представления. Человек учится последовательно достигать полного расслабления в ситуациях от наименее до наиболее пугающей [2]. 5. Осознание тревоги и страха, а также способов их преодоления, названные Л. Берг-Кросс. Клиенту предлагается ответить устно или письменно на следующие вопросы и дать как можно больше ответов: 1. Чего вы боитесь, перед чем испытываете тревогу в отношениях с другими людьми? 2. Какие события в вашей жизни вызывают у вас тревогу и страх? 3. Какие события в жизни, по вашему мнению, вызывают тревогу и страх у других людей? Какие вызывают меньше всего тревоги и страха? В чем сходство и различия между вами? 4. Какую функцию тревога выполняет (роста личности или его ограничения)? 5. Склонны ли вы принять свою тревогу или подавить ее? 6. Хотелось бы вам, чтобы в вашей жизни не было тревог и мрачных предчувствий? Какую цену вы могли бы заплатить за такой стиль жизни? 7. Каким способом вы пытаетесь совладать с тревогой и страхом? 8. Назовите несколько реальных целей, которые вы могли бы реализовать для того, чтобы лучше справиться с собственной тревожностью. 9. Как бы вам хотелось справляться с тревогой и страхом в идеале? В итоге необходимо составить перечень способов борьбы со страхами [1]. II. Способы регуляции тревоги и страха, не устраняющие опасный объект: 1. Разработанная Ф. Перлзом нормализация дыхания, его искусственное углубление, которая является временным, частичным способом ослабить приступ тревоги. Достигается парадоксально, посредством еще большего сжимания груди, т.е. усилением симптома. Освободить грудные мышцы от произвольного сжатия помогают также зевота и потягивание. Следует учитывать, что искусственное восстановление глубокого дыхания не устраняет изначальный источник тревоги [6]. 2. Техника взаиморегуляции эмоций, описанная К. Изардом. Страх может ослабеть под действием другой эмоции, в частности, гнева. Чтобы научиться контролировать страх, нужно тренировать способность к переживанию и выражению эмоций, противостоящих страху. Тренировку нужно производить в ситуациях, аналогичных той, которая пугает человека. Был обнаружен антагонизм между агрессивным поведением и состоянием тревоги в симпатическом отделе вегетативной нервной системы: тревога относительно быстро исчезает после формирования нового агрессивного отношения к источнику страха [2]. Страх отражает риск, неудобство, трудности, угрозу привычному образу жизни. Способность осознать и принять свой страх, понять его причины, а затем преодолеть его через изменение способов поведения означает готовность к изменениям в своей жизни, с какими бы препятствиями и потерями это ни было связано. Осознание причин своего страха позволяет избавиться от иллюзий, и тем самым приблизиться к достижению аутентичности и идентичности.
Литература 1. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М.: Ин-т психотерапии, 2004. 2. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003. 3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 4. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. М.: Эксмо, 2005. 5. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Перлз Ф. Практика гештальтерапии. М.: Ин-т Общегум. Иссл-ий, 2001. 7. Стишенок И.В. Сказка в тренинге. СПб.: Речь, 2006. 8. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 9. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. 10. Экзистенциальная психология /Под ред. Р.Мэя. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 11. Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. М.: Класс, 2005.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|