Программа инструментальной оценки агрессии, страха, тревоги, стресса.

В настоящее время известно несколько направлений в науке и технике, посвященных анализу психофизиологического состояния человека, имеющих цель расширения сфер практического применения.

Помимо традиционной детекции лжи активно ведутся разработки инструментальных методов идентификации психофизиологического состояния с применением технических средств, например, электроэнцефалографический метод, голосовые технологии, тепловизионные технологии, технологии ядерного магнитного резонанса и т.п.

Решение задачи расширения сфер практического применения проходит следующие этапы:

  1. Поиск новых информативных признаков психофизиологического состояния.
  2. Создание эффективных методов регистрации данных признаков.

Одним из таких информативных признаков является психомоторика.

К.К.Платонов утверждал, что психомоторика – основной вид объективизации психики. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М.Сеченова. Выявилась психодиагностическая значимость показателей психомоторики, которые могут быть определены в различных проявлениях двигательной активности человека как субъекта деятельности. В моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается практически вся его характеристика и как индивида, и как субъекта деятельности при всей его неповторимой индивидуальности.    

Б.Г.Ананьев выделил четыре уровня активности: 

1) уровень целостной деятельности;
   2) уровень отдельного акта деятельности (действия); 
   3) уровень макродвижений, из которых строятся действия; 
   4) уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения. 

По Гиппенрейтер Ю.Б. все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

3) «надсознательные» процессы.

В класс неосознаваемых механизмов сознательных действий входят в свою очередь три различных подкласса:

а) неосознаваемые автоматизмы;

б) неосознаваемые сопровождения сознательных действий;

в) явления неосознаваемой установки.

Не все неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональную нагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия – и они отнесены к первому подклассу; другие подготавливают действия – и они описаны в 3-м подклассе.

Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и они выделены во 2-й подкласс.

В эту группу процессов входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека.

Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиологии. Тем не менее, они чрезвычайно важны для психологии. Важность эта определяется тем, что они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется интенсивная разработка так называемых объективных индикаторов (или физиологических коррелятов) психических процессов и состояний.

Значение неосознаваемого сопровождения сознательных действий для изучения психологических характеристик показал А. Р. Лурия в 1920-х гг. Он проводил опыты, в которых изучались феномены, сходные с теми, которые проявляются при использовании современных полиграфов. Для этого он использовал применявшийся для выявления скрытых аффективных комплексов ассоциативный эксперимент К. Юнга. Этот эксперимент основывался на предъявлении испытуемому перечня слов, на каждое из которых испытуемый должен был ответить первым пришедшим в голову словом. А. Р. Лурия внес изменение в данную методику, предложив испытуемому вместе с называнием ответного слова нажимать на очень чувствительный датчик — мембрану пневматического барабанчика. В результате словесный ответ сочетался, или сопрягался, с моторной ручной реакцией, что позволяло учитывать не только произнесенное слово, но и то, как оно было произнесено. Этот эксперимент показал, что человеку легче контролировать внешние действия (слова, движения) и гораздо труднее — мышечный тонус (позу, мимику, интонацию). Так, на различные по значимости для испытуемого слова, произносимые исследователем в качестве стимула, фиксировалась разная моторная реакция при сохранении нейтральной внешней реакции. Если предлагаемое слово было нейтральным, то через положенное время, в среднем спустя 2–3 секунды, следовал ответ (например, дом – окно, стол – стул) и запись моторной реакции имела острый пик, который означал уверенное нажатие на датчик. Если же предлагалось эмоционально окрашенное слово, то время речевой реакции увеличивалось до 10—25 и более секунд, но это было известно и раньше. Что же касается моторного ответа, то он тоже задерживался, но до явного нажатия в руке разыгрывалась своего рода «тоническая буря»: на записи руки можно было видеть подъемы и спады, снова подъемы, дрожь и т. П. Все это отражало «смятение» испытуемого в период подыскания подходящего ответа. Подобную методику А. Р. Лурия назвал сопряженной моторной методикой. Ее валидность и надежность была успешно подтверждена при работе с лицами, находящимися под следствием и подозреваемыми в совершении преступлений.

Современное развитие видеотехнологий и компьютерной техники позволяет осуществлять многомерный анализ поведения людей путем обработки видеоизображения на ЭВМ специальным программным модулем и определения параметров двигательной (моторной) активности. Исследования показали, что частотная составляющая колебаний точек объектов на видеоизображении является объективным информативным признаком психоэмоционального состояния.

Частота колебаний до 3-4 Гц соответствует заторможенному состоянию.

Частота 4-6 Гц соответствует физиологической норме.

А частота 7-10 Гц говорит о сильном эмоциональном возбуждении.

Программа позволяет в реальном времени обрабатывать видеопоток с вебкамеры и автоматически оповещает о возникновении страха, тревоги, стресса.

Заказать демоверсию программы можно у автора статьи.



Просмотров: 740
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Эмоции или действия и состояния?
  • Неосознаваемые установки и АВПК-программы
  • А может быть все было не так…( о пользе действия номер ноль).
  • Почему в отношениях слова так же важны, как и действия, или Цикл контакта для чайников
  • МАК-практикум. "Мои действия и состояния как препятствия и ресурсы"
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Неосознаваемые функции кредитов
  • Выбор партнера. Неосознаваемые убеждения касаемо мужчин. Препятствия к построению отношений.
  • Слова - ложь! Действия - факт!
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Неосознаваемые порядки Или флешмоб по - «психологически»
  • Про неосознаваемые убеждения, школу и меня.
  • Простые действия, которые делают людей богатыми
  • Как расположить к себе человека, от действий которого вы зависите?
  • Как неосознаваемые желания женщины портят отношения с мужчиной
  • Молекулярные и речевые основы структуры человека или « В начале было Слово!».
  • 10 действий, которые должен начать делать для себя каждый
  • Три действия, которые делают вас счастливее в отношениях
  • На что мы готовы, ради любви: действия, которые нас разрушают
  • Как избавиться от тревоги? - 1 (Элементарные действия по самопомощи).
  • Стратегии деятельности при различных уровнях ограничения самоактуализации
  • Принцип действия. Стратегия №1 в практической психологии
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.2)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • 12 механизмов развивающего действия психотерапии
  • Об энергии слов мыслей и действий
  • Вопрос-ответ. Бегу от действий



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь