Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.2)

Автор статьи: Нателла Дубашидзе

В данной статье мы рассмотрим случай моторной алалии ребенка 3,2 лет.

Девочка родилась с перинатальной гипоксией, с низким мышечным тонусом и слабыми рефлексами. Моторные навыки не соответствуют норме возраста: нет прыжка на 2-ногах, не может стоять на одной ноге, ходьба по лестнице приставным шагом, держась за перила или за руку, плохо бросает мяч, не может поймать его, с трудом перешагивает через препятствия (порожек). Для диагностики развития двигательной схемы было предложено упражнение на одновременность движений: по бокам от коробки рас­полагаются крупные камушки по 3 с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками должен брать камушек с каждой стороны и класть в коробку. Скорость при этом не учитывается. Тест считается невыпол­ненным при разновременных движениях рук. Из 3-х раз задание было выполнено только один раз. Может нарисовать линии и круги по образцу, но тонус кисти слабый и карандаш держит неправильно. Задания на пространственную ориентацию выполнялись с небольшим количеством ошибок и самостоятельным исправлением. Примеры:

 «Посади лошадку около коробки»

«Положи в коробку»

«Посади на коробку»

«Спрячь картинку под коробку»

«Достань из-под коробки»

«Покажи, где верх (низ)»

«Иди вперед (назад)»

При диагностике эмоционально-волевой сферы с ребенком был установлен легкий и быстрый контакт, внимание устойчивое с фиксацией взгляда и хорошей переключаемостью с одного предмета на другой. Фон настроения нормальный, ровный, реакция на поощрение и порицание адекватная.

Интеллектуальное развитие, память и внимание в пределах возрастной нормы: узнавание цветов и сортировка предметов по цвету, узнавание форм и сличение формы и цвета (напр., «дай красный квадрат»), узнавание предметов на картинке, выбор по образцу из 4-х картинок (Необходимый материал: 6 пар одинаковых предметных картинок. Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках у психолога. Психолог соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем психолог закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, про­сит дать такую же. После того как ребенок подал одну кар­тинку, психолог кладет ее на прежнее место перед ре­бенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, психолог убирает их и на их место кладет 4 другие). Ребенок складывает разрезные картинки из 3-х фрагментов со зрительным соотношением частей без примеривания. При конструировании кубиков по подражанию допускает ошибки в пространственном расположении, но самостоятельно сопоставляет и исправляет их. Пирамидку собирает с учетом величины без примеривания, работая зрительным соотношением, а матрешку методом проб и ошибок в незначительном количестве, быстро исправляет и находит правильный вариант решения.

Исследования памяти и внимания также не показали отклонений. Выполняет по памяти инструкцию из 5 действий, находит 3 повторяющиеся картинки в таблице из 16 клеток меньше чем за 1 минуту.

Бытовые навыки развиты недостаточно для своего возраста, пьет из соски, ест перетертую пищу, плохо жует. Родители гипертимного типа, находятся в стадии развода, ребенок сенситивный, плохо реагирует на громкие звуки, может испугаться внезапного смеха. Со слов мамы, развитие речи затормозилось примерно полгода назад, в возрасте 2,5 лет после сильного испуга, когда папа пришел домой с друзьями, они громко смеялись и разговаривали. После этого случая ребенок молчал несколько дней.

Игровая деятельность в пределах нормы, присутствует процессуальная игра с элементами замысла (катает куклу на лошадке) и сюжетная игра.

Именно на игровой деятельности и строилась коррекционная работа, в ходе которой дополнительно был отмечен тревожный темперамент, фобия мух и повышенная сенсорная чувствительность, особенно к пушистым материалам (натуральный мех).

Составленная индивидуальная коррекционная программа объединила в себе базовые подходы:

  1. Нейропсихологический, включающий в себя логопедические методы
  2. Телесно-ориентированный
  3. Профилактика и коррекция психосоматического онтогенеза

Описываемая здесь коррекционная программа представляет собой такую систему развития, которая позволяет восполнить недостающие звенья в цепи и позволяет сформировать новые адаптивные возможности.

Базой явилась методика психомоторной коррекции, которая исходит из того, что с учетом общих закономерностей онтогенеза воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

Программа коррекции основывается на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов и составлена таким образом, чтобы задействовать поочередно все 3 функциональных блока, при этом каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия.

1-й блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма». Это блок регуляции бодрствования и тонуса. Используя телесно-ориентированные методики, мы инициируем и закладываем фундамент всех интегративных систем мозга (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных).

 2-й блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром», проще говоря, блок приема и переработки информации, который обеспечивает взаимодействие с внешним миром и с самим собой. Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий. Именно при коррекции на этом уровне происходит создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, пространственных представлений и памяти) и межфункциональных взаимодействий (мышления, письма)

 3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов», т.е. блок программирования, саморегуляции и контроля. Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга. Работа ведется над корректировкой и формированием интегративных меж-  и надфункциональных взаимодействий, упражнения и задания направлены на закрепление способов и алгоритмов использования обобщающей и регулирующей функции речи, произвольного внимания и интеллектуальных операций, накопленных на прежних уровнях.  Коррекционная работа направлена на формирование функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка.

В следующей части будет описана коррекционная программа.

 



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Про важность совместной деятельности полушарий мозга.
  • Развитие мозга ребенка
  • Коррекционная программа для детей с СДВГ, ММД, РДА
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Как запреты и полная свобода влияют на развитие мозга ребенка
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.3)
  • Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)
  • Психофизиология здоровья. Дисимметрия и функциональная специализация отделов головного мозга
  • Психологическая и коррекционная работа с ребенком. Песочная терапия для детей.
  • Что может дать психолог за одну консультацию?
  • Стимуляция мозга при тяжелой депрессии может облегчить суицидальное мышление.
  • Отделы мозга и нарушения функций (в помощь нейропсихологу)
  • Развитие с пеленок. Черно-белые картинки
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Дыхательное упражнение для активизации мозга
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Что делает нас счастливыми? Работа мозга
  • Новогодние мечты и работа мозга
  • Лого-коррекционная работа с детьми со стёртой дизартрией с использованием телесно-оринтированных техник
  • Коррекционная работа с ребенком аутистом, с чего начать или "дорогу осилит идущий".
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Зачем нужен психолог, если ребенок плохо говорит
  • Реакция человека на эротические картинки
  • Мы сражаемся с внешним миром, чтобы не сражаться с самим собой
  • Тонкости психических процессов после травмы насилия
  • Несколько слов о психопрактике. «Гимнастика мозга».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь