|
Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.2)Автор статьи: Нателла Дубашидзе
В данной статье мы рассмотрим случай моторной алалии ребенка 3,2 лет. Девочка родилась с перинатальной гипоксией, с низким мышечным тонусом и слабыми рефлексами. Моторные навыки не соответствуют норме возраста: нет прыжка на 2-ногах, не может стоять на одной ноге, ходьба по лестнице приставным шагом, держась за перила или за руку, плохо бросает мяч, не может поймать его, с трудом перешагивает через препятствия (порожек). Для диагностики развития двигательной схемы было предложено упражнение на одновременность движений: по бокам от коробки располагаются крупные камушки по 3 с каждой стороны. По сигналу ребенок двумя руками должен брать камушек с каждой стороны и класть в коробку. Скорость при этом не учитывается. Тест считается невыполненным при разновременных движениях рук. Из 3-х раз задание было выполнено только один раз. Может нарисовать линии и круги по образцу, но тонус кисти слабый и карандаш держит неправильно. Задания на пространственную ориентацию выполнялись с небольшим количеством ошибок и самостоятельным исправлением. Примеры: «Посади лошадку около коробки» «Положи в коробку» «Посади на коробку» «Спрячь картинку под коробку» «Достань из-под коробки» «Покажи, где верх (низ)» «Иди вперед (назад)» При диагностике эмоционально-волевой сферы с ребенком был установлен легкий и быстрый контакт, внимание устойчивое с фиксацией взгляда и хорошей переключаемостью с одного предмета на другой. Фон настроения нормальный, ровный, реакция на поощрение и порицание адекватная. Интеллектуальное развитие, память и внимание в пределах возрастной нормы: узнавание цветов и сортировка предметов по цвету, узнавание форм и сличение формы и цвета (напр., «дай красный квадрат»), узнавание предметов на картинке, выбор по образцу из 4-х картинок (Необходимый материал: 6 пар одинаковых предметных картинок. Перед ребенком кладут две картинки. Точно такие же две картинки находятся в руках у психолога. Психолог соотносит их между собой, показывая, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем психолог закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит дать такую же. После того как ребенок подал одну картинку, психолог кладет ее на прежнее место перед ребенком, просит дать вторую. Убедившись в том, что ребенок осуществляет выбор из 2 картинок, психолог убирает их и на их место кладет 4 другие). Ребенок складывает разрезные картинки из 3-х фрагментов со зрительным соотношением частей без примеривания. При конструировании кубиков по подражанию допускает ошибки в пространственном расположении, но самостоятельно сопоставляет и исправляет их. Пирамидку собирает с учетом величины без примеривания, работая зрительным соотношением, а матрешку методом проб и ошибок в незначительном количестве, быстро исправляет и находит правильный вариант решения. Исследования памяти и внимания также не показали отклонений. Выполняет по памяти инструкцию из 5 действий, находит 3 повторяющиеся картинки в таблице из 16 клеток меньше чем за 1 минуту. Бытовые навыки развиты недостаточно для своего возраста, пьет из соски, ест перетертую пищу, плохо жует. Родители гипертимного типа, находятся в стадии развода, ребенок сенситивный, плохо реагирует на громкие звуки, может испугаться внезапного смеха. Со слов мамы, развитие речи затормозилось примерно полгода назад, в возрасте 2,5 лет после сильного испуга, когда папа пришел домой с друзьями, они громко смеялись и разговаривали. После этого случая ребенок молчал несколько дней. Игровая деятельность в пределах нормы, присутствует процессуальная игра с элементами замысла (катает куклу на лошадке) и сюжетная игра. Именно на игровой деятельности и строилась коррекционная работа, в ходе которой дополнительно был отмечен тревожный темперамент, фобия мух и повышенная сенсорная чувствительность, особенно к пушистым материалам (натуральный мех). Составленная индивидуальная коррекционная программа объединила в себе базовые подходы:
Описываемая здесь коррекционная программа представляет собой такую систему развития, которая позволяет восполнить недостающие звенья в цепи и позволяет сформировать новые адаптивные возможности. Базой явилась методика психомоторной коррекции, которая исходит из того, что с учетом общих закономерностей онтогенеза воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Программа коррекции основывается на теории А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов и составлена таким образом, чтобы задействовать поочередно все 3 функциональных блока, при этом каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. 1-й блок мозга – «уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма». Это блок регуляции бодрствования и тонуса. Используя телесно-ориентированные методики, мы инициируем и закладываем фундамент всех интегративных систем мозга (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных). 2-й блок мозга – «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром», проще говоря, блок приема и переработки информации, который обеспечивает взаимодействие с внешним миром и с самим собой. Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий. Именно при коррекции на этом уровне происходит создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, пространственных представлений и памяти) и межфункциональных взаимодействий (мышления, письма) 3-й блок мозга – «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов», т.е. блок программирования, саморегуляции и контроля. Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга. Работа ведется над корректировкой и формированием интегративных меж- и надфункциональных взаимодействий, упражнения и задания направлены на закрепление способов и алгоритмов использования обобщающей и регулирующей функции речи, произвольного внимания и интеллектуальных операций, накопленных на прежних уровнях. Коррекционная работа направлена на формирование функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребенка. В следующей части будет описана коррекционная программа.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|