Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)

Автор статьи: Нателла Дубашидзе

Нарушению развития речи ребенка может сопутствовать ряд проблем, как физического, так и психического характера. К физическим нарушениям относятся, например, расщепление неба или короткая уздечка, которая удерживает язык в нижней части рта. Задержка речи может быть связана с соматическими проблемами, такими как ушные инфекции или другие нарушения слуха. Речевые задержки психического характера, связанные с задержкой развития, очевидны, если кроме вербальных наблюдается нарушения моторных или когнитивных навыков, а также социальных и эмоциональных.

Алалия - дисфункция, причиной которой обычно является повреждение структуры коры головного мозга, которая может иметь место во время развития плода и перинатального периода, т.е. с 22-й недели внутриутробной и по 7-й день внутриутробной жизни. Чаще всего сенсомоторную алалию путают с расстройствами аутистического спектра, и то, и другое на самом деле похоже. Речь - устное выражение мысли и при полной сохранности когнитивных функций может быть нарушена. Моторное расстройство речи – апраксия, из-за которого детям трудно говорить, требуя значительных усилий для формулирования звуков и слов. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга (в первую очередь стволовых). Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, СДВГ, эпиготовности и соответственно учебной и социальной неуспешности.

В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока. В нижней лобной доле головного мозга и находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей - зона Брока, являющеся зоной речедвигательных органов - моторики речи. Нейронные сообщения должны предаваться из головного мозга в соответствующую функцию орального двигательного аппарата. И, если у ребенка апраксия речи (Childhood Apraxia of speech: CAS), есть «сбой» или ошибка в передаче сообщения соответствующим мышцам. Ребенок не сможет организовать необходимые мышечные движения губ или языка, чтобы произвести звуки, хотя его мышцы не слабы, что приводит к небольшому или простому словарю (выразительному языку). Ребенок с CAS знает, что хочет сказать, но не может этого сказать. CAS – проблема передачи сообщений мускулам рта, для воспроизведения движений соответствующим образом, а не отражение когнитивных способностей ребенка. CAS часто называют устной диспраксией или развитием апраксии. Даже если используется термин «развитие», CAS не является проблемой, которую дети просто «перерастают». Ребенок с расстройством речи произносит звуки в типичном порядке, только медленнее. Если у ребенка есть CAS, он не будет следовать типичным образцам и не будет добиваться прогресса без коррекции. При интенсивной коррекции и продолжительных усилиях речь ребенка может улучшиться.

  Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией ч 1 

 Задержка речевого развития представляет собой временное нарушение темпов развития речи и рассматривается как компонент общей задержки психического развития. Различают три уровня общего речевого недоразвития. Первый уровень – алалия, когда речь представлена слогами и звукоподражанием. Второй уровень – наличие отдельных слов и двухсложных фраз с выраженными искажениями произношения. Третий уровень – развернутая фразовая речь с аграмматизмами.  Этиология общего речевого недоразвития связана с органическим поражением корковых отделов речи. Алалия может быть моторная (экспрессивная) и сенсорная (рецептивная). Моторная алалия связана с нарушением произношения звуков речи, слов, предложений. Сенсорная представляет собой неспособность воспринимать и дифференцировать речевые единицы (звуки, слова, предложения). При моторной алалии первые слова появляются по сравнению с нормой значительно позже – между 3 и 4 годами. При этом предречевое развитие может протекать нормально. До 1.5 лет у ребенка может присутствовать лепетная речь, которая ошибочно принимается за слова. Характерно затруднение при произношении новых слов. Словарный запас пополняется очень медленно, фразовая речь формируется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений.

Сенсорная алалия характеризуется нарушением фонематического слуха. Речь окружающих воспринимается ребенком как единый «поток». В тяжелых случаях отмечается полное непонимание или крайне ограниченное понимание речи. В легких случаях – затруднение восприятия речи на слух. Ребенок не способен различать близкие по звучанию слова, например, «миска-мишка», может не понимать обращённую речь или даже отдельные слова, которые существует в его лексиконе. В старшем возрасте такие дети, обучившись читать, могут с трудом понимать смысл прочитанного. Дифференциальную диагностику сенсорной алалии следует проводить после консультации лора.

В следующих частях будут представлены описание случая и разработанная коррекционная программа.

 



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Задержка в развитии речи - отправлять ребенка в детский лагерь или нет?
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Пазлы как инструмент развития речи
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Развитие речи ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Case-study: АВА-тепапия при работе с детьми с задержкой речи и аутистическими чертами
  • Городской шум и развитие речи или «Моцарт, вся надежда на тебя!»
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • Легкий транс как помощь при восстановлении речи
  • Избавляемся от слов-паразитов в речи
  • Гаджеты и скудность речи у ребенка
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Модели речи, отражающие уровень сознания и жизни
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • В задержки речи у мальчиков виноват ….
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь