|
Метод замещающего онтогенеза в работе с моторной алалией (ч.1)Автор статьи: Нателла Дубашидзе
Нарушению развития речи ребенка может сопутствовать ряд проблем, как физического, так и психического характера. К физическим нарушениям относятся, например, расщепление неба или короткая уздечка, которая удерживает язык в нижней части рта. Задержка речи может быть связана с соматическими проблемами, такими как ушные инфекции или другие нарушения слуха. Речевые задержки психического характера, связанные с задержкой развития, очевидны, если кроме вербальных наблюдается нарушения моторных или когнитивных навыков, а также социальных и эмоциональных. Алалия - дисфункция, причиной которой обычно является повреждение структуры коры головного мозга, которая может иметь место во время развития плода и перинатального периода, т.е. с 22-й недели внутриутробной и по 7-й день внутриутробной жизни. Чаще всего сенсомоторную алалию путают с расстройствами аутистического спектра, и то, и другое на самом деле похоже. Речь - устное выражение мысли и при полной сохранности когнитивных функций может быть нарушена. Моторное расстройство речи – апраксия, из-за которого детям трудно говорить, требуя значительных усилий для формулирования звуков и слов. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга (в первую очередь стволовых). Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, СДВГ, эпиготовности и соответственно учебной и социальной неуспешности. В речевой функции участвуют несколько областей левого полушария. Это центр Вернике и центр (зона) Брока. В нижней лобной доле головного мозга и находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей - зона Брока, являющеся зоной речедвигательных органов - моторики речи. Нейронные сообщения должны предаваться из головного мозга в соответствующую функцию орального двигательного аппарата. И, если у ребенка апраксия речи (Childhood Apraxia of speech: CAS), есть «сбой» или ошибка в передаче сообщения соответствующим мышцам. Ребенок не сможет организовать необходимые мышечные движения губ или языка, чтобы произвести звуки, хотя его мышцы не слабы, что приводит к небольшому или простому словарю (выразительному языку). Ребенок с CAS знает, что хочет сказать, но не может этого сказать. CAS – проблема передачи сообщений мускулам рта, для воспроизведения движений соответствующим образом, а не отражение когнитивных способностей ребенка. CAS часто называют устной диспраксией или развитием апраксии. Даже если используется термин «развитие», CAS не является проблемой, которую дети просто «перерастают». Ребенок с расстройством речи произносит звуки в типичном порядке, только медленнее. Если у ребенка есть CAS, он не будет следовать типичным образцам и не будет добиваться прогресса без коррекции. При интенсивной коррекции и продолжительных усилиях речь ребенка может улучшиться.
Задержка речевого развития представляет собой временное нарушение темпов развития речи и рассматривается как компонент общей задержки психического развития. Различают три уровня общего речевого недоразвития. Первый уровень – алалия, когда речь представлена слогами и звукоподражанием. Второй уровень – наличие отдельных слов и двухсложных фраз с выраженными искажениями произношения. Третий уровень – развернутая фразовая речь с аграмматизмами. Этиология общего речевого недоразвития связана с органическим поражением корковых отделов речи. Алалия может быть моторная (экспрессивная) и сенсорная (рецептивная). Моторная алалия связана с нарушением произношения звуков речи, слов, предложений. Сенсорная представляет собой неспособность воспринимать и дифференцировать речевые единицы (звуки, слова, предложения). При моторной алалии первые слова появляются по сравнению с нормой значительно позже – между 3 и 4 годами. При этом предречевое развитие может протекать нормально. До 1.5 лет у ребенка может присутствовать лепетная речь, которая ошибочно принимается за слова. Характерно затруднение при произношении новых слов. Словарный запас пополняется очень медленно, фразовая речь формируется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений. Сенсорная алалия характеризуется нарушением фонематического слуха. Речь окружающих воспринимается ребенком как единый «поток». В тяжелых случаях отмечается полное непонимание или крайне ограниченное понимание речи. В легких случаях – затруднение восприятия речи на слух. Ребенок не способен различать близкие по звучанию слова, например, «миска-мишка», может не понимать обращённую речь или даже отдельные слова, которые существует в его лексиконе. В старшем возрасте такие дети, обучившись читать, могут с трудом понимать смысл прочитанного. Дифференциальную диагностику сенсорной алалии следует проводить после консультации лора. В следующих частях будут представлены описание случая и разработанная коррекционная программа.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|