Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 4.

Завершение.

Начало цикла статей про нарушения речи после инсульта или ЧМТ - здесь.

Дальше были часть 2 (общие рекомендации) и часть 3 (рекомендации при нарушениях понимания речи).

Здесь будут рекомендации для тех случаев, когда нарушений понимания речи нет (как это можно проверить, см. часть 3). Так получается, что эти рекомендации будут максимально общими: у меня нет мегаломанической цели написать подробные и специфические рекомендации для оставшихся 5-6 типов афазий :) у специалистов всё равно есть свои наработки и идеи, а для родственников это едва ли будет сильно полезным - скорее, запутает.

Поэтому ещё раз: пожалуйста, найдите хорошего логопеда/афазиолога/нейропсихолога для работы с пациентом. Обязательно согласуйте с ним те варианты работы, которые предлагаю здесь я. Дело в том, что нарушения речи могут быть разной степени выраженности: лёгкой, средней, тяжелой - поэтому какие-то рекомендации могут не подойти, быть слишком сложными или, наоборот, лёгкими, не помогающими.

В целом, данные упражнения подойдут для пациентов с нарушениями звукопроизнесения, со сложностями "вступления в речь" (сниженная речевая инициатива), с "забываниями" слов (при таком нарушении речи человек помнит функции предметов, но часто не может вспомнить их названия). При этом каждый перечисленный вариант афазии имеет свою специфику работы - в данной статье я, к сожалению, не смогу всё это учесть. Поэтому даю здесь только те рекомендации, которые точно не навредят пациенту с любым вариантом нарушения речи (кроме пациентов с нарушениями понимания - им тоже не навредит, просто будет бесполезно; про них была отдельная статья - см.часть 2 рекомендаций).

 Что можно делать?

1) Проговаривание так называемых автоматизированных речевых рядов: чисел по порядку от 1 до 10, дней недели, месяцев, имён близких людей. Проговаривание должно быть напевным, протяжным – так пациентам легче понимать и отличать звуки между собой.Во всех случаях очень хорошо помогает ритмически организованная речь – пение хорошо известных и любимых песен, чтение стихов.Договаривание хорошо известных пословиц и поговорок: «Тише едешь – дальше…будешь».

2) Очень полезны любые интересные для больного настольные игры, когда становится возможной спонтанная речевая активность («Ух ты!», «Ага», «Вот тебе», обсуждение правил или спорных моментов) – т.е. речь становится не предметом занятия, а его фоном, снижая тем самым уровень напряжения.

3) Также важно уделять внимание глаголам, т.е. продолжения фраз могут выглядеть так: «Солнышко…что делает?...светит», «Мальчик..что делает?...бежит». Здесь можно показывать разные картинки с людьми и животными во время каких-то действий (человек идёт, птица летит, кошка сидит, собака лежит), задавать вопросы по ним (кто здесь идёт? а что делает кошка?).

4) Можно называть одно существительное, а пациент должен назвать к нему несколько глаголов: дождь что делает? Идет, льёт, капает, заканчивается.

5) Желательно сочетать устную, письменную речь (левой рукой, если правая не работает) и чтение. Так слово запоминается сразу в нескольких планах: как оно звучит на слух, как оно произносится и как пишется (можно добавлять рисунок).

6) Разучивание слов желательно сопровождать картинками; при лёгких формах нарушений речи слово важно демонстрировать в разных падежах и контекстах: «Это стол. Мы сидим за столом. Столы бывают обеденные, письменные. На столележит ручка. Под столом сидит кошка» (показывается картинка стола или рисуется стол - круглый, квадратный и т.д.).

7) Можно перечислять предметы в комнате или за окном, называть цвета, которые видны вокруг, называть предметы на заданную букву.

8) Договаривание предложений с жестко заданным и понятным финалом. Т.е. когда высказывание можно закончить только одним-единственным словом, не требующим обдумывания. Например:

Из окна видно голубое…небо.

Ночью на небе светит…луна.

Днем на небе светит яркое…солнце.

По небу бегут легкие белые…облака.

Дует сильный…ветер.

Зимой идёт белый пушистый…снег.

За окном растут зеленые…деревья.

На деревьях поют певчие…птицы.

На клумбах растут красивые…цветы.

Мы пойдем в лес собирать…грибы и ягоды.

Из ягод мы сварим вкусное…варенье.

Под деревом сидит злая…собака.

Занятия обязательно заканчивать на позитивном моменте, ситуации успешности пациента (для этого можно вернуться к более лёгким заданиям, если сложные не получаются) – это создаёт благоприятный психологический настрой, способствует укреплению уверенности в себе и эффективности реабилитации в целом.

Литература, которая может помочь

    1) М. Шохор-Троцкая, «Коррекция сложных речевых расстройств».
    2) Амосова Н.Н., Каплина Н.И. «Практические упражнения для восстановления речи у больных после инсульта, черепно-мозговой травмы и других заболеваний головного мозга».


Просмотров: 640
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 3.
  • Рекомендации родственникам пациента с нарушением речи. Часть 2.
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 4. Что ещё следует учитывать?
  • Рекомендации по развитию речи
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 2. Когда учиться?
  • На что можно опираться при семейном консультировании? Исходные идеи для анализа семьи.
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 3. Как учиться?
  • Сказки для девочек. Или рекомендации для тех, кто мечтает встретить Принца на белом коне.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 1. Зачем учиться?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Что делать при панических атаках.Практические рекомендации
  • На что можно опираться в сложные времена (или как Випассана помогает справляться со сложностями жизни)?
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Что можно назвать "сумасшествием" при беременности.
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Как всё успевать? Рекомендации для родителей.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Человек и кошка, или чему у них можно научиться…
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • А ведь это так важно - «здесь и сейчас»!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь