|
ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)Автор статьи: Лебедева Ирина
Техника речи – ряд элементов и параметров речи, которые усиленно воздействуют на публику, и относятся к Форме, а не Содержанию. Параметры поставленной речи:
Мы уже обсудили и знаем про вербальные и невербальные параметры нашей речи. Разобрали внутренние процессы – энергетику речи оратора. Таким образом, то, ЧТО мы говорим (содержание речи) воздействует на сознание слушателей. То, КАК мы говорим (форма речи) воздействует на подсознание. В ораторском искусстве есть еще важные параметры – это телесные. 1. Основные позы оратора (постановка на публике) 2. Контакт с аудиторией 3. Жесты оратора ПОСТАНОВКА НА ПУБЛИКЕ Всю работу, проделанную за кулисами, вы уже сделали – определили цель выступления, подготовили речь и основные тезисы, аргументы, отрепетировали ее много раз, создали внутренний настрой на успех и т.д. И вот вы делаете первый шаг навстречу своей аудитории. «У Вас никогда не будет второго шанса, произвести первое впечатление» Психологи проводили исследования, и сейчас достоверно известно, что первое впечатление о человеке, впервые появившемуся на публике, достаточно 7 секунд, и все — мнение о нем уже сложилось. Таким образом, у нас есть только первые 7 секунд, которые надо использовать с максимальной пользой для создания своего сильного образа. Все, что будет происходить далее, будет подтверждать и закреплять позитивное или негативное впечатление об ораторе, очень редко опровергать первое впечатление. Посмотрим на оратора глазами аудитории. Что мы как слушатели хотели бы увидеть? — Уверенного профессионала, чтобы появилось внутреннее удовлетворение от чувства, что время, потраченное на слушание оратора, потрачено с пользой для себя. Как уверенный в своих знаниях, навыках и опыте человек держится во время общения? — Спокойно, разговор ведет на равных (из взрослой позиции), излучает доброжелательность и всегда держит контакт с залом. Он держится естественно, не суетится и его жесты мы практически не замечаем. Смотрим на позу выступающего перед нами человека. Что видим? Во многих источниках описана основная поза оратора (классика), это: Ноги на ширине плеч. Важно отрепетировать перед зеркалом, чтобы расстояние было не больше и не меньше, иначе появится неестественность в позе. Для девушек, как правило, ноги чуть уже юбки-карандаш. Носки врозь на 30-35 градусов. Важно! Если носки будут развернуты более широко, то получится поза «Чарли Чаплин». Если носки будут смотреть внутрь, то эта поза воспринимается аудиторией как поза неуверенности. Обратите внимание на колени – они должны быть прямые и в тоже время немного расслаблены. Для того, чтобы продемонстрировать своей интерес к публике, поставьте одну ногу на полступни вперед и вес тела перенесите на ногу, которая впереди. Существуют рекомендации, что ориентировочно 60-65% веса тела надо перенести на выставленную вперед ногу. Мне удобнее 50-55%, скорее всего оптимальность такого переноса будет рассчитана каждым оратором самостоятельно, все-таки приходится учитывать комплекцию фигуры и рост. Главное – это направление к публике и устойчивость вашего положения на сцене. Если стоять прямо или отклоняться назад, то в теле возникает напряженность или создается впечатление отстраненности от слушателей. Спина прямая, плечи расправлены. Для того чтобы добиться такого положения я использую прием со школьного урока физкультуры. Плечи поднимаю вверх, отвожу назад и опускаю. Потренируйтесь до выхода на сцену, почувствуйте свое тело, ощутите в каком положении Вам комфортно – когда Вы начнете говорить, ваше тело не должно вас беспокоить, оно должно работать на Вас. Для этого тренируемся и еще раз тренируемся. Ошибки, которые я нашла в разных источниках на эту тему: — Стойка полицейского из зарубежных фильмов: ноги широко расставлены, руки сцеплены за спиной, взгляд сверху вниз. Слушателям становится неуютно. — Стойка, описанная выше, но со скрещенными впереди руками – на груди. Демонстрация превосходства. Такую позу еще называют «вредный преподаватель». — Та же стойка, но руки внизу, «поза футболиста». Эта поза защищает футболиста от удара, как правило, во время пенальти. Для оратора это неуместная поза. — Женская поза: ноги переплетены между собой, здесь разные комбинации, но суть одна – эта поза транслирует неустойчивость и неуверенность. — Руки в карманах. Совершенно неприемлемая поза для выступающего, это грубое нарушение этикета, особенно в бизнес-аудитории. Следующие важные моменты, о которых должен помнить оратор-профессионал: — Поправлять свою одежду, прическу, макияж и другие подобные действия — только там, где Вас не видит зритель. Если Вы идете к сцене, или поднимаетесь по ступенькам на сцену, или уже вошли в зал – всё!!! Вы на публике и поэтому все эти действия запрещены! — Выход на сцену. Спокойно, уверенно, без суеты, никакого кокетства с публикой в виде улыбочек и помахивания рукой своим знакомым, никаких коммуникаций на ходу. Часто такое поведение расценивается многими слушателями, как дешевый способ понравиться и завоевать доверие. С психологической точки зрения, может рассматриваться как зависимость от аудитории. Место на сцене. В декабре 2016 года, я проходила тренинг по ораторскому мастерству у уважаемого спикера, и мне его рекомендации показались наиболее оптимальными. Делюсь этой информацией. — Центр сцены. Если решите встать сбоку, то помните, что при такой постановке у слушателей возникнет ощущение, что Вы считаете себя маленьким человечком, который привык стоять с краю, и как бы извиняется за свой выход на сцену. Нам тренер говорил, что не надо обесценивать себя и, что оратор достоин главного места. Я с ним согласна на 100%. — «Правило 90 градусов». Стоя в центре сцены, надо вытянуть руки таким образом, чтобы охватывая аудиторию, они составляли угол 90 градусов. Это самая оптимальная позиция. Если угол охвата составляет больше 90 градусов, например, 180, то оратор не сможет держать контакт глазами со слушателями, сидящими в боковых рядах, а для первых рядов создастся напряженная атмосфера. Если отойти слишком далеко от края сцены, когда угол охвата будет составлять 45 градусов, то расстояние для выступления будет слишком неудобное. — Если на сцене есть кафедра, то выступать целесообразнее не заходя за нее, т.е. в центре сцены. В том случае, когда по протоколу (процедуре) предусмотрено выступление именно за кафедрой, то естественно процедуру необходимо соблюдать. — За спиной выступающего находится экран – напротив него лучше не стоять. И это еще не все))). В следующей статье разберемся с жестами оратора и правилами контакта с аудиторией. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|