|
Десять серьёзных промахов оратораАвтор статьи: Колганова Светлана Георгиевна
Десять серьёзных промахов, которые могут испортить выступление оратора 1. Выйти к публике неподготовленным Расхожей стала фраза о том, что лучшая импровизация – та, которая отрепетирована. Изучайте аудиторию, перед которой предстоит выступать, учитывайте её интересы, боль, страхи, узнайте о ней как можно больше. Яркий пример – Элизабет Кэди Стэнтон, общественная деятельница, одна из первых борцов за права женщин знала, что мужчины, перед которыми ей предстояло выступать на конференции в Сенека-Фоллз, настроены скептически, руководствуясь изречением Сэмюеля Джонсона, знаменитого английского писателя: «Сэр, читающая нравоучение женщина сродни стоящей на задних лапах собаке: не то чтобы у неё это хорошо получалось, но удивительно, что она вообще это делает». Сэнтон понимала, с кем имеет дело, поэтому хорошо подготовилась, начав свою речь такой фразой: «Мужчина не может в одиночку выполнить своё предназначение, он не в состоянии продолжить свой род без нашей помощи». Прекрасный пример подготовки, не правда ли? После таких слов мужчины стали её слушать! 2. Недооценивать значение своего внешнего вида «У вас никогда не будет второй возможности произвести первое впечатление» - Коко Шанель. Аудитория должна видеть, что ваше выступление для вас – особенное событие, праздник. Важна каждая мелочь, поверьте. Продумайте, как вы хотите выглядеть. Имидж – важная составляющая харизмы. Оратор не может не быть харизматичным, то есть заразительным, способным убедить и повести людей за собой. По мнению одного из лучших спикеров нашего времени Радислава Гандапаса, оратор не имеет права появиться на публике в джинсах, свитере и сапогах. Моя практика показала, что многие люди, которым необходимо выйти на сцену, этого правила не знают. Сделайте свой образ привлекательным именно для той публики, перед которой вам предстоит выступать. 3. Пренебречь позой и жестикуляцией Оратор просто обязан производить впечатление уверенного в себе человека, иначе люди за вами не пойдут. Сформируйте осанку уверенного человека, научите своё тело вас слушаться, чтобы жесты были свободными, а мимика выразительной. 4. Не проявить к публике должного уважения Практика показала, что нет и не может быть публики, к которой можно относиться с пренебрежением. Как сказал С. Моэм: «Никто из нас не знает замыслов судьбы». Мы хотим быть готовыми общаться с любой аудиторией, даже, если наши убеждения говорят нам, что с бомжами или наркоманами мы общаться не готовы. В любой ситуации есть возможность найти повод для уважительного отношения к людям. Найдите ключик к каждому, кто встречается на вашем жизненном пути. 5. Пренебречь минутой молчания Прежде, чем начать выступление, установите зрительный контакт с каждым, подарите им улыбку, создайте общее эмоциональное поле. Особенно, если в зале шумят, переговариваются, копаются в телефоне. Помолчите, дайте себе успокоиться, привлеките к себе внимание внутренней установкой: «Я говорю только, когда меня слушают». Даже великие произведения гениальных художников Рафаэля или Рембранта нуждаются в рамах; то же самое относится к выступлениям. Эта рама – хорошо просчитанная пауза. Приём Гитлера, чьё красноречие уступает лишь его злодеяниям, был настоящим мастером выразительной паузы. Прежде, чем начать говорить, он долго трепал свои усы, морщил лоб и мял в руках свои записи на протяжении нескольких минут. Начало его речи ожидали тысячи людей на главной площади Берлина. И, когда ожидание достигало пика, он произносил шепотом: «Мы хотим мира…» Эффект потрясающий, результаты нам известны: за ним пошли эти тысячи. Будем учиться даже у диктаторов и тиранов, соблюдая для себя главный закон оратора – МОИ ЦЕЛИ ЧИСТЫ 6. Перейти к сути выступления, не создав нужной эмоциональной атмосферы Такую атмосферу создаёт вступительная часть выступления. Сделайте комплимент, представьтесь так, чтобы это стало интересно публике, пошутите, дождитесь, чтобы внимание всех без исключения, сидящих в зале, было обращено именно на вас. Этого можно добиться приёмами вовлечения: попросите вам помочь, узнайте имя и попросите стать вашим помощником, задайте вопрос, иными словами, дождитесь эмоционального движения навстречу вам. Речь – это театр. Найдите уместную цитату, шутку, неожиданное начало и создайте подходящую мизансцену, - успех у вас в кармане. 7. Не поддерживать зрительного контакта на протяжении всего выступления В фокусе внимания должна быть аудитория, а не бумаги с записями или слайды. Всегда смотрите в зал, получайте обратную связь от слушателей. Тогда вы будете иметь возможность гибко перестраивать своё выступление «здесь и сейчас», это важно, если вы учитываете интересы аудитории, от решения которой зависит результат вашего выступления. Из личного опыта – присутствуя на многих тренингах, ловила себя на мысли, что обижаюсь, как ребёнок, если оратор выключает меня лично из зоны своего воздействия. Я хочу чувствовать, что именно я важна и значима для оратора. А сколько людей сидит в зале, мне не важно. Я хочу быть единственной, для которой он говорит. То же и в зрительном зале в театре. Не важно, сколько зрителей вокруг меня. Важно, чтобы актёры играли с отдачей именно для меня. Поддерживайте контакт глазами, усиливая чувство значимости для вас каждого человека. Неопытные ораторы начинают говорить «считая гномов», если смотрят в пол, или «ангелов», если смотрят в потолок. Школьная привычка. 8. Говорить противоестественным языком Если вы хорошо изучили аудиторию и выработали в себе гибкость, вы всегда найдёте тот язык, который понятен именно этой аудитории. Не стоит употреблять специальные термины, если перед вами не профессиональная аудитория. Всегда переводите свои обороты речи в более простой язык, будьте краткими и конкретными. Главный секрет успеха оратора – не выступать, а общаться! «Умение общаться с людьми – вот что отличает лидера от менеджера» - Ричард Эйзенбейс (профессор университета штата Южное Колорадо, США) 9. Не использовать контрастов громкости, тембра и темпа Один из самых действенных инструментов удержания внимания аудитории или отдельного человека – контрастные раздражители. Тише – громче, быстрее – медленнее, ниже – выше. Особенно, если вам нужно сообщить аудитории что-то для неё важное. Тогда мы говорим медленнее, громче и с паузами, чтобы информация усвоилась. Монотон – главный могильщик выступления. Работайте над вашим голосом, научитесь им владеть, чтобы уметь привлечь и удерживать внимание аудитории, используя всю силу, гибкость, полётность своего прекрасного голоса. Если не владеете этими навыками, быстрее отправляйтесь на тренинг по постановке голоса или берите частные уроки. Помните, что успех вашего выступления более, чем на 30 процентов зависит от того, как вы говорите, а не то, что вы говорите. 10. Затянуть выступление А. П. Чехов: «Краткость – сестра таланта». Лучше не скажешь. Концентрация на самом важном. Будьте краткими. Готовя выступление, учитывайте, что непроизвольное внимание человека, то есть внимание, которое не нужно поддерживать искусственно, длится всего 4 минуты. А дальше уже придётся включать актёрское мастерство, чтобы поддерживать непроизвольное внимание. Выступление может длиться сколько угодно долго, если вы владеете навыками актёрского мастерства. Избегайте нескольких финалов, чётко определите продолжительность выступления и поставьте точку, как финальную ноту в музыкальном произведении. Друзья, в статье использованы материалы, изложенные в книгах, которые я рекомендую прочесть всем, кто хочет стать блистательным оратором: Джеймс Хьюмс «Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн» Радислав Гандапас «К выступлению готов! Презентационный конструктор» А, главное! Практикуйтесь! Теперь у вас в руках руководство от Светланы Колгановой, как избежать промахов в ораторском искусстве.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|