|
Перемещения оратора. Правила дорожного движения перед зрителями.Автор статьи: Саломасов Вячеслав Вадимович
Здравствуйте, друзья! Тема передвижений, которую мы начали в прошлом выпуске, продолжает активно напоминать о себе неприлично быстрым бегом стрелок часов и мельканием дат календаря. Сентябрь проносится по нашей жизни болидом Формулы 1 – только успевай рулем крутить. Осень в разгаре, и особо нетерпеливые школьники уже начали отсчет дней до первых каникул. Мы же продолжаем свое обучение неторопливо, с прочувствованным удовольствием – тема уж очень интересная. Итак, Оратор и передвижение по сцене. В прошлом выпуске мы выяснили, что умелое использование перемещений помогает успешно решать целый ряд задач: - управление вниманием аудитории; - управление энергетикой выступления; - работа с «трудным слушателем»; - акцентирование частей выступления; сигнал о его начале и окончании; - установка «эмоциональных якорей» и использование якорей, созданных другими; - управление волнением. Также мы отметили, что эти задачи успешно решаются при соблюдении ряда принципов – сегодня речь пойдет как раз о том, КАК ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПРИ ВЫСТУПЛЕНИИ. 1. Перемещаемся мало. И осмысленно – понимая, с какой целью мы это делаем. Конечно, оратор, «вросший в землю», недостаточно эффективен. Но его коллега, передвигающийся по сцене только ради самого движения, неэффективен еще больше. Бессмысленные перемещения создают ощущение суетливости и, следовательно, неуверенности. Профессионал движется столько, сколько ему нужно – и не более того. Примерное соотношение перемещения и работы из статического положения – 20% на 80%., как в известном правиле Парето. Конечно, возможны особые случаи с особыми целями, но они являются подтверждающими правило исключениями. 2. Говорим лицом к зрителям. Сохранение контакта глазами с залом (мы говорили об этом здесь: http://wp.me/pU54C-8q), крайне важно для успеха выступления. Оратор, не смотрящий на зрителей, выглядит либо неуверенным, либо высокомерным, и быстро теряет интерес и доверие публики. Кроме того, отворачиваясь от слушателей, мы и голос свой направляем не по назначению. В итоге он приходит в аудиторию отразившимся от стен, ослабленным, лишенным интонаций. Особенно важно помнить об этом, когда мы поворачиваемся к доске, флипчарту или монитору. Типичная ошибка – описывать содержание изображения, глядя на экран, проговаривать то, что пишем, или читать написанное, глядя «в доску». Поэтому при любых перемещениях важно следить за тем, чтобы говорили мы, оставаясь всегда лицом к залу. Говорить с людьми, повернувшись к ним боком, а тем более спиной, совершенно недопустимо. Избежать этой ошибки помогает следующее правило. 3. Перемещаемся лицом к зрителям. Желательно передвигаться по залу, оставаясь все время к залу, как к королевской особе, лицом. Разумеется, когда аудитория достаточно широка по фронту или расположена полукругом, нет возможности это правило выполнить буквально. Так или иначе, мы будем повернуты «в три четверти», под 45 градусов к части слушателей, и это нормально. Чего точно следует избегать, так это поворачиваться к зрителям надолго спиной, а также говорить, равномерно расхаживая боком к аудитории. Вспомним студенческое прошлое. Гипнотическое вышагивание лектора вдоль первого ряда парт боком к аудитории вкупе с монотонным голосом – лучший способ дать студенту добрать на первой паре сладкие минуты утреннего сна )). Если все же возникает необходимость пройти несколько шагов «в невыгодном ракурсе» - стараемся делать это быстро и молча. Хорошо перед этим дать слушателям какое-нибудь мелкое задание, которое займет их внимание, например – найти определенную страницу в раздаточном материале, приготовить блокноты и ручки для записи или пристально рассмотреть свои ногти. Пока люди заняты делам – занимаем нужную позицию. Кстати, о характере перемещений говорит следующее правило. 4. Передвигаемся естественно. Просто ходим )). Не пятимся. Не перекрещиваем ноги. Не переступаем приставными шагами. Почему не следует без особой нужды говорить с публикой, отступая назад? Как мы уже упоминали здесь (http://wp.me/pU54C-2a), каждый шаг назад снижает на балл энергетику оратора. К тому же, человек, цепляющийся ногой за ногу, пятящийся назад, может неосознанно восприниматься неуверенным и даже жалким – обычно нам это совершенно ни к чему. 5. Фиксируем перемещения. Под фиксацией или акцентированием мы понимаем завершение каждого отдельного перемещения небольшой паузой. Во время этой паузы мы принимаем основную позу оратора или другую статичную позу. Фиксация действует как пробел между словами на бумаге: усиливает эффект перемещения или жеста, расставляет нужные акценты, облегчает понимание содержания, уберегает от сползания в монотонность, удерживает оратора от суеты. Быстро усвоить это важное правило помогает простой алгоритм: Когда говорю – стою. Когда передвигаюсь – молчу. Конечно, это не железный закон на все случаи жизни – иногда задачи момента подсказывают прямо противоположную тактику. Но, чтобы «услышать» такую подсказку, надо уже иметь некоторый опыт выступлений. А следующее правило будет как раз кстати для тех, кто уже преодолел неуверенность – и нуждается теперь в некотором сдерживании )). 6. Уважаем личное пространство зрителей. Оратора, обретшего некоторый опыт, часто подстерегает соблазн слишком увлечься «хождением в народ». Желая резко поднять энергетику, проявить оригинальность или сыграть на эффекте неожиданности, он с удовольствием рвет дистанцию с аудиторией и порой выступает, чуть ли не сидя на коленях зрителей первых рядов. Иногда такая практика приносит успех, но чаще зритель болезненно реагирует на вторжение в его личное пространство. Поэтому – уважаем зрителя, партнера, собеседника и следуем золотому правилу автомобилистов: Соблюдай дистанцию! Ведь недаром умные люди говорят, что чувство меры – верный признак мастерства. Как видите, правила просты – нужно только научиться им следовать )). Достигается это, как вы догадываетесь, регулярной практикой, так что – за работу! Основное средство отработки техники перемещений – это частые выступления с качественной обратной связью. Записывайте свои речи на видео и просматривайте четыре раза: Первый – чтобы найти и отметить, какие перемещения получились хорошо, выглядели естественно, были сделаны целенаправленно (и поставленной цели достигли). Второй – без звука. Смотрим, что улучшить в перемещениях. Где не хватило, где был излишек, где добавить фиксации, где повернуться лицом к зрителям. Третий - в режиме ускоренного просмотра. В нем хорошо видны все перетаптывания, однообразные перемещения, суета и монотонность. Четвертый – в обычном режиме с учетом всего, что увидели и отметили раньше. Анализируем, делаем выводы, ставим цели для следующих выступлений. Еще одно прекрасное упражнение для отработки ораторских перемещений – танцы. Особенно парные, особенно бальные. Царственная осанка, красивая походка, отличное чувство ритма, тонкое чувство дистанции – то, что надо любому человеку в жизни вообще, не только оратору на сцене )). В следующий раз мы побеседуем о некоторых специальных случаях использования перемещений. Будет очень кстати получить ваши вопросы по теме, ваши упражнения и интересные находки. Делитесь собственным ценным опытом с коллегами – они потом поделятся с вами. Жду, как обычно, ваших рассказов о своих успехах в письмах и комментариях, задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Пишите на почту [email protected]. Верных Вам слов и верных решений! С уважением, Вячеслав Саломасов Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова http://vernoeslovo.wordpress.com/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|