|
Основные классификации нарушения речиАвтор статьи: Глухих Любовь Сергеевна
Медицинская классификация
С этиологической позиции, по мнению Д.Г. Степаненко и Э.Ш. Сагутдиновой, речевые нарушения подразделяются на первичные и вторичные. Для первичных речевых расстройств характерно нарушение формирования речи при сохранном слухе, зрении и интеллекте. Вторичные нарушения речи могут возникать и рассматриваться в структуре основного заболевания (например, нарушение слуха, умственная отсталость, другие психические и неврологические расстройства, врожденные или приобретенные дефекты челюстно-лицевой области, тяжелые соматические заболевания). Также с точки зрения этиологии, речевые нарушения могут подразделятся на следующие группы (классификация Л.О. Бадаляна): 1. Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы: алалии (отсутствие или недоразвитие речи у ребенка (при нормальном слухе и интеллекте) в результате поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем довербальном периоде развития)), афазии (полная или частичная утрата сформированной речи в результате поражения корковых речевых зон и их связей), дизартрии (нарушение произносительной стороны речи в результате поражения структур центральной или периферической нервной системы, осуществляющих иннервацию речевой мускулатуры), речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм). 2. Речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалалия). 3.Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.). Логопедическая классификация Клинико-педагогическая классификация Данная классификация основана на психолого-лингвистических критериях, позволяющих определить вид речевого нарушения в детском возрасте (нарушения устной и письменной речи). 1. Нарушения устной речи: 1.1 нарушения произносительной стороны речи расстройства фонацион-ного (внешнего) оформления высказывания:
1.2. Системные или полиморфные нарушения речи (алалия, афазия). 2.Нарушения письменной речи: нарушения продуктивной деятельности (письма) – дисграфия; нарушение рецептивной деятельности (чтения) – дислексия. Психолого-педагогическая классификация Данная классификация основана на анализе состояния структурных компонентов речевой системы - звуковой стороны (фонетики), лексики и грамматики. Речевые расстройства в данной классификации подразделяются на две группы: первая группа включает нарушения средств общения (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи); вторая группа включает нарушения применения средств общения. Нарушения письма и чтения рассматриваются в составе данной группы как их системные, отсроченные последствия. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. У детей с ФФНР наблюдаются различные речевые искажения, замены и смешения произносимых звуков. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы - звуковой и смысловой (лексико-грамматической) сторон. К общим признакам ОНР относятся ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие речи делится на три уровня, которые, по сути, отражают степень тяжести речевого нарушения. Первый уровень ОНР характеризуется крайней ограниченностью средств общения. Ребенок пользуется небольшим количеством нечетко произносимых обиходных слов, звуковыми комплексами или звукоподражаниями. Широко использует жесты и мимику в общении. Грамматические формы отсутствуют. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, понять речь такого ребенка невозможно. Для второго уровня ОНР характерно общение посредством искаженных общеупотребительных слов. Ребенок может обозначать названия предметов, действий, отдельных признаков, может отвечать на вопросы простыми из 2-3-х, реже из 4-х слов предложениями. Отмечаются грубые грамматические ошибки, такие как отсутствие предлогов, падежных окончаний или неправильное их употребление. Ребенок чаще всего употребляет слова в предложении в их начальной форме. Третий уровень ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Произношение звуков является недифференцированным. Отмечается неточное употребление слов, трудности словообразования, отсутствие употребления сложных синтаксических конструкций, большое количество грамматических ошибок. Клинико-психологическая классификация Данная классификация была предложена А.Н. Корневым и включает в себя следующие синдромы: 1. Синдромы неврологического уровня (синдромы центрального поли-морфного тотального нарушения звукопроизношения органического генеза (синдромы дизартрии развития). 2. Синдромы гностико-праксического уровня (синдром функциональных нарушений отдельных фонетических характеристик звуков речи (дислалия), синдромы полиморфных избирательных нарушений; звукопроизношения центрального органического генеза (синдромы артикуляторной диспраксии); синдром дисфонетической артикуляторной диспраксии; синдром дисфонологической артикуляторной диспраксии; синдром динамической артикуляторной диспраксии; синдром задержки лексико-грамматического развития речи. 3. Синдромы языкового уровня (синдром экспрессивного фонологичес-кого недоразвития (в составе моторной алалии); синдром импрессивного фонологического недоразвития (в составе сенсорной алалии); синдромы лексико-грамматического недоразвития: 3.1 с преобладанием нарушения парадигматических операций (морфологический дисграмматизм); 3.2 с преобладанием нарушения синтагматических операций (синтаксический дисграмматизм). 4. Нарушения со смешанным механизмом (гностико-праксического и языкового уровней): синдром вербальной диспраксии; синдром импрессивного дисграмматизма; синдром полиморфного экспрессивного дисграмматизма; синдром несформированности фонематических представлений и метаязыковых навыков Нейролингвистические синдромы: синдром артикуляционной диспраксии (гностико-праксический уровень), синдром вербальной диспраксии (языковой уровень), синдром синтаксического (переднего) дисграмматизма (зона Брока), синдром морфологического дисграмматизма и синдром аномии (подкорково-стволовые структуры, инфантильно-астеническая дисмнезия. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|