Причины нарушения и формирования личностного пространства.

Личностные границы - это  субъективное восприятие каждого индивидуума. Оно  основывается на личном опыте и формируется из  детско-родительских отношений,  а также  складывается из моделей  поведения взрослых.  Схемы поведения бывают разные, но мы остановимся  на тех, которые формируют личностные границы. 

         У каждого человека есть ощущение  и представление собственных границ. У одних бывают «размытые» границы, у других наоборот  «сжатые» или  в разной степени очерченные. Проще говоря, нет единого  алгоритма в определении  личностных границ.

          На раннем этапе мама и младенец находятся в здоровом «слиянии» (являются одним целым). Границ между ними просто не существует. Мама четко знает, в какое время нужно покормить ребенка и уложить его спать. По мере взросления, границы желаний и возможностей у ребенка расширяются. Малышу хочется узнать что-то новое, покорить новые горизонты.  Например, начиная  с девяти  месяцев у ребенка  формируется потребность ходить. Дети начинают ходить, сначала опираясь на поддержку родителей, но через некоторое время малыш делает шаги самостоятельно, не опираясь ни на кого. Это важный момент в его жизни, ведь умение ходить - путь к самореализации и развитию личности. Ребенок сталкивается с проблемой: он падает, встает, падает и еще раз встает. Ему необходимо преодолеть  этот период жизни. Становясь на ноги, малыш приобретает опыт. Это позволит ему в настоящем и будущем преодолевать сложные жизненные ситуации, ведь опыт приходит только тогда, когда мы сталкиваемся с трудностями, неудачами, разочарованиями. Именно в этом возрасте развиваются и формируются характер и личность человека. Решая внешние и внутренние задачи в процессе онтогенеза, у ребенка формируются  навыки самостоятельности и чувства ответственности. Дети должны постоянно сепарироваться от опеки своих родителей. Именно в этот период родители должны абстрагироваться  от своей сильной любви к детям и суметь дать им личное пространство. Когда это удается, тогда мы можем говорить о здоровом психическом развитии.

         Как показывает  практика, не каждый родитель готов абстрагироваться  и дать возможность своему ребенку развиваться самостоятельно.  Это связанно с тем, что взрослые хотят оградить своих детей от негативного опыта и жизненных разочарований. Пытаются все сделать самостоятельно, не давая возможность проявиться ребенку самому. Вследствие невротических  тенденций родителей, дети вырастают инфантильными  личностями. Например, если в здоровом развитии родители дают возможность детям сепарироваться, то в патологии родители «передерживают» своих детей. Данный вид патологии формируется в глубоком детстве. В тот момент, у ребенка не удовлетворяется  такие потребности, как самостоятельность и самореализация, появляются различные виды неврозов. С каждым разом попытка ребенка стать самостоятельным будет угасать. Вскоре к нему придет осознание того, что влияние родителей является для него единственной формой личностного развития. Неосознанный импульс ребенка уйдет в «недры» бессознательного.

Отсутствие нужного опыта может негативно сказаться на всей жизни человека. В подростком возрасте такая модель поведения  им будет считаться правильной и единственной  приемлемой.  В порядке вещей будет не отвечать за свои поступки, не нести ответственность  за себя и свою жизнь. Ведь человек к этому привык, его не научили быть взрослым. Не научили принимать  решения самостоятельно без помощи других людей. Во взрослой жизни будут возникать межличностные проблемы, например взаимоотношения  с противоположным полом. Человек не будет способен  строить серьезные отношения, так как будет считать, что за него должны принимать важные и сложные решения в его жизни другие.

Если говорить о родителях, то конечно они хотят, чтобы дети не повторяли их ошибок.  Они желают видеть своих детей счастливыми, успешными. Ведь правда, что каждый родитель хочет сделать своего ребенка, счастливым, желает, чтобы они не видели тех негативных переживаний, которые испытывали они сами. Вроде бы все логично на первый взгляд и кажется нормальным проявлением заботы со стороны взрослых. Но если взглянуть  глубже, можно увидеть, что  успех и счастья - понятия субъективные. Желание и представление  родителей часто не совпадают  с представлениями их детей. Начиная с того, каким видом спортом заниматься, заканчивая тем, с кем связывать  свою судьбу. Пример: Один из родителей занимался баскетболом, изучением английского  языка и любил математику. Но в этих областях, по каким - то  причинам не был реализован.  Родитель неосознанно будет пытаться реализовать свои желания через ребенка.  Ребенок в такой семье точно будет ходить на баскетбол, изучать английский язык и учиться в специальной  школе с математическим уклоном. В большинстве случаев это будет навязчивой инициативой родителей, а не выбором ребенка. Вспоминается отрывок из фильма «Анализируй. Это». Когда у психоаналитика  умер отец и  в открытой беседе со своей женой он сказал: «Всю жизнь я занимался психоанализом ради своего отца, и эта была его воля, а теперь его не стало, я не знаю как мне дальше жить!? Не знаю, кому я дальше буду доказывать то, что я могу быть способным и успешным сыном». В данном случае страдает человек, который в будущем будет заниматься тем делом, которым хотели его родители. Данный факт иллюстрирует  нарушение личностных  границ со стороны родителей.

         Вследствие авторитарного воспитания или гиперопекаемости, у ребенка вырабатываются  нарциссические черты личности с одной стороны, и пассивность поведения с другой. Такие дети не всегда способны различать, где их «Я» начинается и где заканчивается. Они не умеют дифференцировать  свои потребности от потребности других людей.  В  гештальт-терапии такое нарушение называется  конфлюенция (слияние), которое  сопровождается психосоматическими  симптомами. Такие симптомы  у людей с нарушением границ проявляются в виде разных кожных заболеваний-волдырей, псориаза.  Подросток не способен сознательно отстоять свои границы и поэтому неосознанно начинает протестовать в форме тех симптомов, которые описаны выше. Также нельзя не отметить  о язве желудка, которая возникает вследствие невыраженных  эмоций, мыслей переживаний. Все импульсы, которые возникают  в человеке - это психическая энергия, которая бывает негативной и позитивной. Человек не осознанно может ее направлять  как во внешнюю среду, так и во внутреннюю. В данном контексте мы говорим о деструктивной энергии, которая циркулирует  в организме, и в  отсутствие выхода, данный импульс  поражает некоторые органы. Связанно это с тем, что та энергия, которая должна конструктивно находить своего «адресата», не находит его из-за невротических установок родителей. Она влечет за собой цепочку внутри личностных проблем, таких как: чувства вины, стыда, презрение к себе, обесценивание себя как личность. Данная социализированная личность предпочитает быть наказанной в виде болезней, нежели быть здоровой и отстаивать свои потребности, желания в межличностных отношениях. Они так устроены, их в  такой  модели воспитывали. Но у них есть обратная сторона медали, которую можно назвать компенсаторной. Такие люди востребованы в социуме и в гуманитарных профессиях, таких как: преподаватели, врачи скорой помощи, общественные и научные деятели. В социальной сфере часто имеют успех среди друзей, коллег, но в семейной и личной жизни испытывают постоянные неудачи и разочарования.

Уважайте желания и выбор своих любимых, близких людей. Ведь именно с помощью личностных границ мы можем себе создать и обеспечить психологический комфорт в межличностных отношениях. При нарушении  личностных границ, каждый человек испытывает огромный дискомфорт, который может привести к различным конфликтам. Не забывайте: все, что  для Вас может быть нормальным, для другого человека может оказаться неприемлемым. И помните: Каждый хозяин своей жизни. Выводы делать уже Вам.

Психолог, гештальт-терапевт

Петросян Владимир Сергеевич..



Просмотров: 481
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Моя потеря. Я ненавижу что ты умер или ресурс для создания своих личностных границ
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Как заставить ребенка уважать своих родителей.
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Должны ли дети бояться своих родителей.
  • Границы в жизни детей и родителей.
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Дети, которые не оправдывают ожидания своих родителей
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Важные вещи, которые мы можем сделать для своего ребенка
  • Человек, не заявляющий о своих личностных границах, обречен быть жертвой
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Что будет если называть ребенка зайчиком, блинчиком, комариком и недотепой
  • Дети часто копируют своих родителей
  • Если вы дети своих родителей...
  • Когда и как приучать ребенка спать самостоятельно в своей кроватке?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Человек, который точно знает, как будет лучше
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • 7 навыков родителей, чьи дети умеют решать свои проблемы
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь