О чем молчит не говорящий ребенок. Психологические причины задержки речевого развития

Статья в Интернет-журнале "Алвиан"


 

Учиться разговаривать может быть неинтересно, невыгодно или даже опасно. Разбираемся в психологических причинах нарушения развития речи вместе с психологом Викторией Мелиховой.

О чем молчит не говорящий ребенок Психологические причины задержки речевого развития



Если ребенок не произнес свои первые слова в промежутке между полутора и тремя годами, на это стоит обратить внимание. Педиатр подскажет, если нужно сводить ребенка к неврологу и психиатру — чтобы исключить органические причины. Я же предлагаю рассмотреть психологические причины, которые мешают ребенку развивать речь и общение.

Когда ребенок в принципе готов заговорить

Первый год мама с ребенком находятся в симбиозе. Малыш не умеет говорить, его единственный язык — плач. У мамы развивается удивительная способность понимать его «язык» и переводить на общечеловеческий: сейчас малыш хочет пить, потом — есть, вечером — спать. Мама может удовлетворить его потребности. Благодаря этому ребенок выживает в первый год.

Постепенно ребенок перестает брать грудь, начинает ползать, делает первые шаги. Это для него очень значимое событие. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы. Он может приближаться или отдаляться от нее настолько, насколько захочет, может бегать, может достать до заветной полки с яркой игрушкой. Именно к этому возрасту появляются первые слова. Как только ребенок начинает ощущать себя отдельным от матери, появляется потребность разговаривать.

С другой стороны, к концу первого года мама постепенно выходит из слияния с ребенком и теряет суперспособность читать мысли. Теперь ребенку, чтобы заявить о себе и своих потребностях, нужно учиться говорить на языке мамы.

1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет

Если симбиоз не заканчивается, и мама по-прежнему угадывает все желания малыша, ему незачем учиться говорить. «Если мы с мамой одно целое, и она уже умеет разговаривать, то зачем говорить еще и мне?» Это как если бы у человека заговорила, например, рука. Странно, не так ли?

Интересно наблюдать за некоторыми мамами трехлетних неговорящих детей. Они по одному звуку, жесту, взгляду могут угадать желание ребенка... Только зачем такому ребенку говорить. «Если мама все знает, прекрасно меня понимает, лучше, чем я сам, то зачем париться?»

Чтобы ребенок начал учиться говорить, он должен почувствовать себя отдельным и понять: пока он не скажет, никто не поймет, что ему нужно.

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие. Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

3 Не хочет подражать людям, которые ему не нравятся

Когда ребенок усваивает речь, он учит язык самых близких взрослых — мамы и папы. Если родители разговаривают грубо и резко, им не захочется подражать.

Гораздо приятнее повторять за красивым, мягким, нежным голосом. Именно поэтому так важна интонация, с которой взрослый разговаривает с ребенком.

4 Ребенку внушили, что нужно быть тихим

Иногда ребенок умеет говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не произносит ни звука. Звук — это громко. Громко может кому-то мешать. Чаще всего это уставшие мама и папа, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко приходит повидать внучка, а если он будет кричать — «больше никогда в гости не придет».

Ребенок дорожит контактом со значимыми взрослыми и будет стараться удерживать их любой ценой. Может даже замолчать, стать тихим и удобным, лишь бы близкие были рядом.

5 Боится экспериментировать, не решается на новое

Речь — это еще и проявление спонтанности. Ребенок начинает лепетать и совсем не контролирует этот процесс, не думает о нем. Очень важно, чтобы он чувствовал себя свободно, комфортно. Может ли ребенок свободно передвигаться по комнате, есть ли у него возможность поиграть с игрушками так, как он хочет? Насколько он может проявить спонтанность, игривость?

Если ребенок боится проявить себя, он играет в однообразные игры, редко изменяет правила и свое поведение, а если и решится на что-то новое, обязательно наткнется на строгое родительское «нельзя» — и вряд ли быстро начнет говорить. Ведь речь — это тоже новое и неизвестное. Кто его знает, скажет еще чего, снова все будут недовольны. Лучше уж молчать. Так проще, так безопаснее.

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

Памятка родителям неговорящих детей

Повторю основные моменты, на которые следует обратить внимание родителям.

1 Сходить к неврологу или психиатру, чтобы исключить органические причины.

2 Осознать, что ребенок — это самостоятельный, отдельный человек. Пусть он еще маленький и зависимый, но уже отдельный. Хорошо, если у ребенка будет свое пространство — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставлять его с другими членами семьи, оставлять в детском саду. Разделиться будет легче, если у мамы будут другие интересы помимо ребенка.

3 Понять, что не нужно всегда угадывать ребенка. Да, это здорово, что у вас такое взаимопонимание. Но важно поверить в ребенка, в то, что он может сам сказать, что ему нужно. Не говорите за него, не отвечайте сразу, пусть он попробует объяснить. Если ребенок еще не захотел есть, а его уже накормили, зачем ему говорить?

4 Укреплять связь с ребенком. Разговаривайте с ним, делитесь своими чувствами, эмоциями. Не говорите за него, говорите о себе. Это помогает укрепить связь, создает положительный и доверительный контакт.

5 Дать ребенку возможность проявить спонтанность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть сам, двигаться так, как хочет. Рамки и границы нужны, но постарайтесь сделать так, чтобы они не превратились в постоянные одергивания и чтения нотаций по пустякам. Разговаривайте с ребенком, объясняйте ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Называть чувства ребенка; рассказать, что злиться — это нормально.Говорите: «Ты злишься»; «Ты обиделся»; «Ты расстроился». Объясните причину: «Ты разозлился, потому что я не разрешила тебе съесть конфету. Но ты сегодня уже съел две штуки, больше нельзя — мы об этом с тобой договорились на прошлой неделе». Таким образом мы даем ребенку разрешение на эмоции, показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимать ребенка любым, говорящим или нет, любить его, говорить с ним ласковым и нежным голосом. Создайте для него условия, где бы он чувствовал себя безопасно. Старайтесь соблюдать примерный режим дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупреждайте его, если уходите. И конечно, говорите ему, как вы его любите, как много он для вас значит.

 

Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна

Источник: https://medalvian.ru/zhurnal/rebenok-ne-govorit

 






Просмотров: 57
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если ребенок не хочет разговаривать
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Если ваш ребенок не хочет учиться
  • Если ребенок не хочет учиться…
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если ребенок боится спать
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Что делать, если ребенок не хочет читать
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что делать, если ребенок отказывается есть.
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Зачем близким людям нужно говорить с детьми о смерти? (Если в семье кто-то тяжело болеет).
  • Материнская любовь. Что происходит, если мама не может любить?
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Почему, если есть ребенок с особенностями, то нужна семейная терапия
  • Если Ваш ребенок не хочет взрослеть
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не хочет идти в школу...
  • Что делать, если ребенок не хочет заниматься?
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь