|
Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обученииАвтор статьи: Львова Анастасия
Детская неврологическая клиника «Прогноз» - узкоспециализированный центр, с 1988 года работающий с детьми с алалией, аутизмом, трудностями в обучении и нарушениями внимания. Арт-терапия является одной из более чем двадцати методик, которые могут быть назначены детям-пациентам «Прогноза» по результатам неврологической диагностики. Так как арт-терапия может быть назначена в силу своей универсальности пациентам всех возрастов, от 2 до 14 лет, кабинеты для занятий ею оборудованы во всех трёх центрах клиники. Конкретные формы и методы работы в рамках арт-терапии подбираются индивидуально, определяющими их факторами являются задачи курса, а также возраст, возможности и интерес ребёнка. К возможным задачам, решаемым специалистами с помощью арт-терапии, относятся поддержка речевого развития (в том числе развитие диалоговой речи, развитие экспрессивной речи, увеличение словарного запаса) и развитие коммуникативных навыков (в том числе социализация, выработка умения принимать правила и установленные границы, саморегуляция), изменение качества игровой деятельности, развитие способности к осмысленной и целенаправленной деятельности, улучшение концентрации внимания и усидчивости, сенсорная стимуляция и развитие мелкой моторики, снижение тревожности и избавление от страхов, повышение самооценки и, следовательно, мотивации. В основном формой работы центра является проведение интенсивных краткосрочных (13-16 дней) курсов, в рамках которых с детьми проводится 2-6 индивидуальных получасовых занятий в день. В курс могут быть включены также логопедические, музыкальные, лечебно-физкультурные занятия, а также массаж, аппаратные и прочие методики. Арт-терапия может быть также рекомендована для прохождения вне интенсивных курсов для поддержания сформированных во время курса навыков. В основе проведения всех занятий лежит система ДЭКО (Движения, Эмоции, Коммуникация, Обучение), разработанная В.Л. Ефимовой. На используемые всеми специалистами приёмы также влияют теория уровневой организации Н.А. Бернштейна, теория сенсорной интеграции Джин Айрес, теория об этапах развития игры по Д.Б. Эльконину. Это, а также ведение отчётности в единой системе, ознакомление с результатом занятий с другими специалистами, регулярные общие собрания и супервизии обеспечивает целостность проводимых курсов. Проходя курс, ребёнок может заниматься с разными специалистами - в частности, в сети клиник работают шесть арт-терапевтов, имеющих психологическое или педагогическое образование. Подобная система, с одной стороны, усложняет задачу обучения, а с другой позволяет достичь генерализации получаемых навыков, избежать явлений наподобие «кабинетной речи», при которых ребёнок не демонстрирует изменений вне работы с конкретным специалистом. Всё занятие арт-терапией согласно принципам «Прогноза» проходит в игровой неструктурированной форме в трёх основных направлениях: развитие сюжетно-ролевой игры, художественная деятельность, сенсорная стимуляция. Каждое занятие может включать все три направления или быть сконцентрированным на одном из них. Сенсорная тактильная стимуляция достигается использованием различных природных материалов - песка, кинетического песка, риса и прочих круп, скошенной травы, гравия, гидрогеля, пластилина, использованием специальных игрушек; часть игрушек позволяет также добиваться проприоцептивной стимуляции, а сама деятельность в рамках занятия позволяет добиться визуальной стимуляции. Сенсорная стимуляция фактически включена в любое занятие арт-терапией, и может являться целью занятия в случае тяжёлых неврологических нарушений. Согласно теории Н.А. Бернштейна и принципу нейропластичности, проводя терапию через сенсорную стимуляцию мы работаем на уровне пространственного поля и предметных манипуляций, и сможем перейти к более сложным задачам после развития мозговых структур, отвечающих за этот уровень действий. Когда сенсорная стимуляция не является целью занятия арт-терапией, она всё же может способствовать решению задач зрительно-моторной координации, саморегуляции и умению принимать установленные границы (уже за счёт простой обратной связи: слишком резкое движение - материал просыпался), развитию мелкой моторики. Дисфункция тактильного восприятия часто встречается у детей с расстройствами аутистического спектра, и её преодоление может снижать их возможную агрессивность и тревожность. Развитие сюжетно-ролевой игры в рамках проводимой реабилитации в первую очередь позволяет решать задачи, связанные с поддержкой речевого развития: уже первый уровень развития игры, рутинные игры, позволяют научить ребёнка вступать в контакт, принимать правила, стимулируют речь. В частности, ролью ребёнка в создаваемой специалистом рутинной игре может быть закрепляемое для употребления слово или целая фраза. Так как игра создаётся исходя из выявленных через наблюдение во время занятия текущих интересов ребёнка, в такой форме может быть решена распространённая у неговорящих по разным причинам детей задача роста мотивации к общению. Кроме того, рутинная игра позволяет преодолеть существующие проблемы социально приемлемого способа инициировать коммуникацию. На более высоких уровнях игры могут проигрываться пугающие ребёнка ситуации, за счёт чего также снижается тревожность. В диалоге во время игры нарабатывается активный словарный запас, развиваются коммуникативные навыки. Игровая деятельность является ведущей в детском возрасте, при этом многие дети с неврологическими нарушениями испытывают проблемы в играх с другими детьми; получаемый на арт-терапии опыт способствует дальнейшей социальной адаптации детей. Художественная деятельность на занятиях арт-терапией может быть направлена на снижение тревожности, как за счёт использованных материалов, так и за счёт психотерапевтических приёмов модификации созданного рисунка о страхе или эмоции, его обсуждения в случае, если это позволяет речевое и эмоциональное развитие ребёнка. Во время художественной деятельности открывается возможность оказания сильной эмоциональной поддержки ребёнку и поднятие с помощью такой поддержки его самооценки. Как правило, художественная деятельность ребёнка включает в себя желаемый образ результата, и двигаясь к достижению этого результата, ребёнок развивает в себе большую внимательность и усидчивость. Зачастую художественная деятельность является самой «самодостаточной» из всех направлений арт-терапии, то есть её могут выбирать дети, которым неприятен интенсивный контакт с другим человеком. В этом случае для поддержки речевого развития возможно использование приёма создания искусственных препятствий, которые могут быть преодолены в случае обращения к специалисту, ведущему арт-терапию - например, невозможность самостоятельно открыть краски, или попытка специалиста начать рисовать на листе бумаги ребёнка и возникновение необходимости вербально запретить это действие. С другой стороны, в рамках художественной деятельности на арт-терапии возможна организация игр вроде «повтори мой рисунок», которые позволяют тренировать навыки коммуникации без интенсивного вербального и зрительного контакта. В ряде случаев повышение самооценки может происходить уже за счёт научения новым художественным техникам, нахождению художественной деятельности, приносящей ребёнку удовольствие. В работу центров «Прогноз» включено также предоставление обратной связи родителям ребёнка после каждого занятия и их обучение в ходе отдельного курса. Неумение ребёнка рисовать, играть с другими детьми часто является причиной повышенной тревожности родителей, и предоставление им информации о преодолении имеющихся сложностей может положительно влиять на атмосферу дальнейшего развития ребёнка в семье.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|