|
Гаджеты и скудность речи у ребенкаАвтор статьи: Фортунатова Оксана Васильевна
Гаджеты сегодня обязательный атрибут успешности. Не умоляя важности и удобства гаджетов, хочу коснуться исключительно вопроса их неумелого использования во вред ребенку. Ранее я писала о том, как гаджет вредит и тормозит общее развитие ребенка (при неправильном подходе родителя к этому вопросу). В данной статье – только о том, как увлечение гаджетом может нарушить речь ребенка.Еще в 30-е годы знаменитый физиолог Павлов И.П. установил наличие в живых существ сигнальные систем, которые служат средством контакта с миром. Первая сигнальная система присуща всем живым существам и по словам Павлова И.П. : «Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды исключая слово, слышимое и видимое…». Речь — это вторая сигнальная система, которая отличает человека от животных.Вторая сигнальная система делает нас социальными, появилась благодаря трудовой совместной деятельности человека, в процессе которой возникла необходимость быстро и эффективно общаться. Слово – стало новым сигналом, порождающим представление о чем-либо, и дающее возможность абстрактно мыслить и общаться без наличия перед глазами предмета, о котором идет речь. Например: собака считает опасной палку, если этой палкой замахнуться на нее, и тогда она отскочит. И сколько собаке не рассказывай о боли от удара палкой, для нее это – пустые звуки. Человеку же достаточно сказать: «тебя С. ударит палкой» и человек начнет действовать, поскольку в сознании сформирован и образ палки, и удара, и боли, и С. Именно благодаря абстрактности мышления и возможности словами выражать мысли и существуют сегодня достижения науки и технический прогресс и, собственно гаджет. Однако следует помнить, что ничто в человеке не действует автономно. Человек – система и все в нем взаимосвязано.Речь находится в прямой физиологической зависимости от первой сигнальной системы (ощущений, получаемых через органы чувств). Например, если сказать «пить лимонный сок» — все, читающие эти слова, поймут о чем речь: желтое, кислое, жидкое, разъедающее эмаль зубов и вызывающее першение в горле. Многие сейчас поморщились. Если сказать «пить кленеотру» — никто ничего не почувствует и не поймет, поскольку не понюхал, не попробовал, не подержал в руках, не увидел ранее. Т.е. слово БЕСПОЛЕЗНО без отклика на него всех органов чувств, образа в памяти.В статье «Цифровое слабоумие» я писала о том, как гаджет «отключает» развитие некоторых перцептивных каналов и нарушает общее развитие ребенка. На этом можно было бы и остановиться. Однако предлагаю рассмотреть ситуацию глубже. Известно, что без общения с людьми вторая сигнальная система (особенно речь) не развивается. Так, дети, жившие среди животных (синдром Маугли), не понимали человеческой речи, не умели говорить и утратили способность научиться разговаривать. Кроме того, известно, что люди, попавшие в изоляцию на десятки лет, без общения с другими людьми забывают разговорную речь. Конечно это радикальные примеры. Но давайте посмотрим с другой стороны. Что развивает речь ребенка?Гаджет-гаджетом, но устройство нервной системы не поддается изменениям так быстро и так радикально, как это преподносится в фантастических фильмах. Обратимся к исследованиям физиологов, которые, базируясь на знании строения мозга и центров управления речью, изучая закономерности усвоения детьми языка и речи, вывели принципы овладения речью:
А теперь скажите, Вы уверены, что гаджеты помогают в этом ребенку, а не отнимают драгоценное время и способности?Но речь и слова — понятия не тождественные. Понятие речи намного шире. Ведь слово — это форма существования мысли, сознания. Мысль — это порождение потребностей и мотивации человека. Таким образом, речь как феномен связывает все психические процессы человека. Без слов невозможно абстрактное мышление, анализ явлений, обобщение. Внутренняя речь – явление очень важное для мышления и внутреннего контроля. Вспомните любой внутренний диалог в сложной ситуации. Вы анализируете, зачастую спорите мысленно с оппонентом, останавливаете себя от каких-то поступков, либо же наоборот подначиваете себя на совершение чего-либо. Таким образом Вы разрешаете ситуацию. Возможно ли это без слов? Возможно ли обойтись без мышления? [b]Но внутренняя речь не дается с рождением. Она возникает только в процессе правильного развития ребенка.[/b] Внутренняя речь не может возникнуть, если ребенок не прошел этап эгоцентрической речи. Это возраст 3 – 5 лет, когда ребенок проговаривает вслух свои действия, задает вопрос без намерения услышать ответ. Вы наверняка замечали, как ребенок играя с предметами, игрушками вдруг начинает что-то шептать, проговаривать. Обращаться к кому-то неведомому. Потом вдруг резко возвращается к действиям. Так вот эгоцентрическая речь невозможна без деятельности. Эгоцентрическая речь и возникает то тогда, когда ребенок сталкивается с практической задачей, представляющей для него трудность. Проговариванием он разрешает то, что не может сделать. И это очень важно. Понаблюдайте за ребенком с гаджетом. Вы не увидите проявлений эгоцентрической речи. Нет эгоцентрической речи – нет перехода во внутреннюю речь – нет абстрактного мышления и самоконтроля. Или как минимум – должного их уровня.Последствия? Кроме слабой эрудиции и непривлекательной самопрезентации для окружающих, недоразвитость речи проблемам самоконтроля. Он не развит, либо развит очень плохо. Слабость внутренней речи — это еще и неумение заглянуть внутрь себя и распознать процессы, там происходящие. И выразить из словом. Это – одна из самых распространенных предрасположенностей к психосоматическим расстройствам. Знаменитый психофизиолог Лев Выготский: «внутренняя речь — …это самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка». Очень часто родитель разводит руками и говорит «ну как оторвать чадо от экрана?» Тут нет единого совета, ведь ваше взаимодействие с ребенком основано на выбранных вами моделях воспитания, доверии, привязанности к вам, в которые надо вкладываться постоянно. Временем, силами, знанием. Если ребенок воспитывается с учетом возрастной периодизации, и вы знаете, что сейчас для него является ведущим процессом – вы легко переключите его внимание. Если ребенок увлечен чем-либо и стремится к чему-либо – Вы легко подчините гаджет служению именно увлечению и цели. Большинство психологов сходится во мнении, что зависимость от гаджета – это способ ребенка восполнить дыру в общении. Это нехватка любви и внимания: выслушать, обнять, понять, принять, вместе сделать важное для ребенка… Поэтому лично я против насильственного лишения гаджетов – кто знает, чем ребенок восполнит вакуум? Все плохо и все упущено? Так не бывает, всегда можно начать процесс исправления ситуации. Главное точно знать, чего Вы хотите для своего ребенка. Один из пользователей в комментариях к первой статье высказал предположение, что гаджет – не плохой способ естественного отбора. Мол, разве плохо, что огромная масса людей станет недоразвитыми? Не знаю. Сложно и страшно даже представить. Но в отличии от будущего многих, о будущем своего ребенка мы можем позаботиться уже сейчас. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|