|
А о чем, собственно, речь? Что такое подростковый кризисАвтор статьи: Гуэдова Светлана Леонидовна
– Вова! Тишина в ответ. – Володя! Нет ответа. – Вовка! Какая-то возня и поскрипывание дивана. – Не смей меня игнорировать! Долгая напряженная пауза. – Прости, мама, я в наушниках. – Голос Вовы сочился сарказмом. – Нет, ты меня специально бесишь! – Ольга уже шла по коридору в состоянии кипящего чайника. – Не выдумывай. Если я если захочу тебя потроллить, то придумаю что-нибудь повеселее. – Вова уселся на диван у компьютера и приготовился к скандалу. – Да как ты смеешь со мной так разговаривать?! – Ольга влетела в комнату и нависла над сыном. – Как. Ты. Смеешь. Говорить со мной. Таким тоном?! – Ну, прости. – Вова бросил это как бы между делом, полностью углубившись в смартфон. – Смотри на меня! Ты слышишь? – Ольга попыталась вырвать у него гаджет, но он ловко увернулся и отскочил к окну. – Не заставляй меня делать это! – Вова торопливо начал открывать окно, всем своим видом показывая, что собирается совершить непоправимое. – Вовочка, не надо! Только не пугай меня больше! – Ольга кинулась к окну, пытаясь его закрыть. Несколько секунд они боролись за обладание оконным проемом. Сын стремился окно открыть, а мать настойчиво пыталась его захлопнуть. В конечном счете победила молодость. Победно взвыв, Вова вскарабкался на подоконник и оглядел двор с высоты пятнадцатого этажа. – Я же говорил тебе! Не доводи меня до последнего… – Судя по драматическому голосу и пафосному взгляду, прыгать вниз Вова не собирался, но мама панически боялась, что он упадет случайно. – Слазь, мерзавец! Слазь, я тебе говорю! Убьешься, идиот! – Убьюсь! Не подходи! Так и умру не понятым! – Слазь! Я милицию вызову! – Вызывай! Пусть все знают, что ты плохая мать! – Слазь, сволочь! Я тебя в интернат сдам! – Да! Давай! Лучше я в интернате сдохну, чем с тобой жить! Папа от тебя сбежал, и я сбегу! Это был явно удар ниже пояса. Ольга истерически зарыдала и тихонечко съехала на пол. Полная беспомощность накрыла её с ног до головы, как тяжелое одеяло. Вова медленно сполз с подоконника, присел рядом и погладил маму по голове. – Прости, мам, я это зря сказал. Прости. – Сколько бессонных ночей я на тебя потратила! Сколько слез выплакала, а ты меня ни во что не ставишь! – Она плакала уже тихо, развозя слезы по щекам. – Ладно, ладно. Только не начинай эту пластинку снова. – Вова терпеть не мог рассказы о бессонных ночах и страданиях над детской кроваткой. – Ты зачем меня звала? – Я обед приготовила, хотела, чтобы ты поел. – Отлично. Вот и пообедали… – Вова встал, закрыл окно, тоскливо огляделся по сторонам и вышел из комнаты.
Дорогие наши читатели, мы снова с вами, и снова у нас важная тема: подростки, подростковый кризис и ему сопутствующие ужасы-корюжасы. Страх, сепарация, непослушание, волчий взгляд исподлобья. Жуткие рассказы о подростках-наркоманах. Запах сигарет от одежды, бутылка вина, неумело спрятанная за шкафом. Или просто депрессивное состояние, апатия, грусть, полное непонимание куда идти и кем стать. Куда подевался милый малыш, который радовался и радовал вас и всех окружающих своей непосредственностью и чистотой?.. В этой главе мы говорим о том, что такое личностный кризис и возрастной кризис, в чем особенности подросткового кризиса, какие задачи в ходе него должны быть решены. Наша цель – объяснить родителям, что переходный возраст – это не какой-то монстр, которого нужно бояться до дрожи и с которым надо отчаянно воевать, а необходимый этап формирования личности их сыновей и дочерей. Потому что человек не может жить без личностных кризисов. Все развитие происходит через кризисы. В общем и целом кризис – это когда по-старому ты уже не хочешь, а по-новому не умеешь. Желаемое сильно расходится с действительным. Кризисы бывают индивидуальные, а бывают общие, через которые проходят все люди. Один из них – подростковый кризис. Нужно взрослеть. Детские способы поведения уже не подходят и не приносят радости, а новых еще нет. Но они должны появиться! Подростковый кризис – это об этом. Поэтому кризиса переходного возраста не надо пугаться. Без него наши дети не повзрослели бы. Самое главное – поддержать их в том, чтобы они взрослели, а не удерживать насильно в образах малышей. На страницах книги мы будем говорить об этом более развернуто. Друзья, нас с вами ждет увлекательное путешествие в подростковую психологию и в психологию взросления. Берите с собой ручки и карандаши для пометок на полях, большой молоток, чтобы ломать стереотипы, и отменное чувство юмора. Без иронии часто невозможно воспринимать устаревшие убеждения и установки, которые пытаются завладеть нашими умами. Итак, кризис – это такой момент, когда ломается весь старый уклад жизни человека. Под воздействием каких либо обстоятельств он должен измениться и перейти на новый этап развития. Как ни парадоксально, первый кризис такого рода мы проходим в утробе матери. Ближе к последним неделям беременности. Такой знакомый, комфортный и дружелюбный мир, становится тесным и начинает подталкивать малыша.. к чему-то. Вовне. А ребенок-то там уже освоился. Знает каждый закуток, каждую складочку. А что лежит снаружи этого теплого мира, наоборот, неизвестно. Отсутствие информации порождает страх. Ребенок не может оставаться в своем старом мире, но в новый мир тоже не может перейти сразу, без подготовки. Но вот роды прошли, и прошли успешно. Малыш родился, окреп и хорошо уже разобрался в новом мире, где есть мама, папа, старший брат и кот Вася. Он знает уже вдоль и поперек всю двухкомнатную квартиру, уверенно ходит и почти не промахивается, когда писает в горшок через бортик. Вот здесь лежит еда, вот через эту дверь приходят гости и родственники, есть еще улица и другие дети на игровой площадки за домом… Как видите, его мир расширился, стал больше и богаче. Комфорт? Но не тут то было. Пора идти в детский сад. Тут – уже совсем новый мир. Свои порядки. Законы детей и взрослых. Ребятня, воспитатели, терки внутри группы. У ребенка снова начинается кризис. Как жить в этом месте, он не знает и начинает ошибаться. Это вызывает стресс. Но обратно в маленький домашний мирок он вернуться не может! И вынужден пройти через испытания кризиса, чтобы адаптироваться в новой жизненной ситуации. Где-то через год малыш уже уверенно рассекает в детском саду. Он там знает каждый закуток и каждую щелку. Виртуозно обходит дурную нянечку Клаву, меняется игрушками, выкидывает ненавистную манную кашу так, чтобы никто не заметил. Короче, у него вновь процветание и благоденствие. Но тут, как назло, подкрадывается школьный возраст. Хлоп. И весь изученный детсадовский мир отправляется в известное место... Снова неизвестность. Учитель со строгими глазами. Из класса ты не выйдешь просто так. От тебя требуют что-то изучать. Контрольные. Диктанты. Оценки в четверти. Страх остаться на второй год. Учебники. Неподъемный ранец. Униформа. Стресс. Стресс. И еще раз стресс. Ребенок начинает втыкаться, так сказать, в тему. Адаптируется к учителям, к одноклассникам, новой столовке. Нужно заодно разобраться с деньгами. Библиотека. Пугают выпускными экзаменами. И вот, когда ты уже полностью адаптировался к школе и чувствуешь себя уверенно, все заканчивается. Начинается институт. В самом лучшем случае, ты сам принял решение, в какой вуз поступать. В худшем мама с папой тебя пристроили, куда посчитали правильным. А здесь все вообще по-новому. Новые отношения. Новые люди. Новые страхи. Как дамоклов меч – будущее устройство на работу. Но и институт заканчивается, и нужно выходить на работу, создавать семью. И это такой же кризис. А потом приходит вдруг понимание, что работа не твоя, или надоело вкалывать “на дядю” и пора создать что-то своё. И снова стресс – личностный кризис. У мужчин ко всему еще добавляется служба в армии, что само по себе является испытанием и своеобразным кризисом. Для женщин – роды. Здесь за девять месяцев проходят все стадии личностного кризиса, который разрешается рождением ребенка и переходом в новый социальный статус. Девушка становится женщиной в полном смысле этого слова. Потом выход на пенсию – и это тоже кризис. Переход в состояние пожилого человека. Новая метафора – «пенсионер». Надо понять, что с этим делать. Найти новые смыслы, переориентироваться в новом статусе. Преодолеть страхи. Примириться с неизбежностью смерти. Ну, и финальным испытанием человека, как вы уже догадались, является смерть. Переход человека в мир иной, которому тоже предшествует личностный кризис. Тоже стресс, знаете ли, и не малый. Тоже неизвестность, как у младенца перед родами. Тоже страхи. Ну, и конечно, как и после родов, все заканчивается хорошо. Но в этой книге мы не будем углубляться во все виды человеческих кризисов, включая экзистенциальный и индивидуацию (поиск, обретение и вработка индивидуального смысла жизни). Здесь мы говорим именно о подростковом кризисе. О том, что это такое и с чем его едят. Вы уже поняли наверняка, что кризисов не надо бояться. Это естественное состояние психики развивающегося человека. Без кризиса развития не бывает. Кризис предшествует испытанию и выходу на новый уровень. Убегая от испытаний, человек остается слабым и не взрослым. Проходя испытания и побеждая, становится успешным, развивается и достигает новых высот. Люди с сильными поддерживающими установками легче и спокойнее проходят испытания. Кризисы воздействуют на них менее травматично. Люди, имеющие негативные установки, проходят испытания тяжело и трудно. Или могут не пройти их вообще. Чем сильнее страхи и блоки, тем страшнее и тяжелее симптомы кризиса. Одна из самых главных задач родителей – снабдить своих детей мощными поддерживающими установками с максимально широкой рамкой (применимыми в самых разных жизненных ситуациях). Ярким примером такой установки, например, является фраза, которую имеет смысл повторять ребенку с самого детства: “Я точно знаю, что в любой, даже самой сложной, жизненной ситуации ты найдешь наилучшее решение”. Пожалуйста, запомните ее – мы к ней еще вернемся в одной из следующих глав.
© Алексей Афанасьев. Мария Афанасьева. Светлана Гуэдова. Алена Самортова. Данный текст является частью коммерческого издания и охраняется законом об авторском праве. Любое использование статьи или ее фрагмента возможно только с письменного разрешения правообладателя с обязательным указанием первоисточника и Ф.И.О. авторов.
Дорогие читатели, если Вам понравилась данная статья, пожалуйста, нажмите “Сказать спасибо”. Жду ваших комментариев!
Получить мою консультацию можно по тел. 8-918-019-68-24 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|