|
Экзистенциальный кризис: что это такое и как из него выйти (Часть I)Автор статьи: Купрейкина Юлия Васильевна
Со школьной скамьи мы задаемся вопросами смысла жизни. В школе нам преподают естественно-научную картину мира, но она, в отличие от религиозной и мифологической картин, не несет в себе нужных нам ответов, за которыми мы приходим в школу. В итоге, знания которые мы накопили к взрослому возрасту не отвечают на те вопросы, которые нас волнуют с детства. Знания, полученные в школе: о том, как устроен мир на физическом, химическом, биологическом уровне оставляют нас неудовлетворенными в наших духовных исканиях. Мы хотим узнать зачем, для чего он существует? Зачем мы живём? Какой в этом смысл? Мы ищем основания нашей жизни и не находя их, в итоге стараемся забыть, не думать об этом. Вопрос о смысле жизни зачастую ставит в тупик, вызывает иронию, а иногда и агрессию даже у взрослого человека. Дети более расположены к тому, чтобы задаваться вопросами смысла, но не находя ответов в школе и у родителей, перестают их активно задавать. Однако потребность в поиске смысла у них остается. В нас остается внутренняя тревога, страх вызванный неразрешенной проблемой смысла, который, накопившись, может вылиться в кризис. Экзистенциальный кризис - чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванного вопросами о смысле, осознания ничтожности человеческого существования. Кризис может настигнуть человека в любой момент жизни, обычно в рутине повседневности мы склонны избегать этого состояния. Современная культура «помогает» бегству: развлечения, алкоголь и работа являются лишь способами отвлечься от ощущения потери смысла, но лишь до какого-то момента. В итоге, оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам об основаниях нашего существования, обычно подавляемых нашей психикой. Смысл и бессмысленность. Есть ли смысл или все в этом мире случайно и бессмысленно? Зачастую к этому вопросу нас возвращает смерть близких нам людей. Мы понимаем, что они прожили свою жизнь, представляем как, но не знаем зачем. Это «зачем» терзает наше сознание днем и ночью. Вспомним Будду, для которого столкновение со смертью человека, стало началом пути к просветлению. Если Я – это то, что я делаю, значит, моя работа – это часть меня. Вот только обычно наша работа имеет весьма фрагментарный характер, мы вынуждены делать одно и тоже каждый день. Задаваясь проблемой смысла, А. Камю рассказывает нам миф о Сизифе. В этом мифе Сизиф вынужден тащить камень на вершину горы. Возведение камня на вершину - это тяжелое занятие, каждый раз требующее Сизифа воли и мужества. Но, когда камень оказывается на вершине, он снова скатывается обратно вниз, и Сизифу приходится вновь и вновь катить его на вершину. Эта деятельность не имеет никакого смысла, она придумана богами в качестве наказания для Сизифа за обман. Он попытался обмануть смерть, за что и несет тяжкое бремя. Так же и наша жизнь, по мнению А.Камю - это абсурд, лишенный смысла. Мы, подобно Сизифу, каждый день пытаемся возводить камень на вершину, который все равно скатится с нее, но в отличие от нас, Сизиф счастлив, ему все же удалось противостоять смерти и богам. Наша деятельность приносит нам только страдания. Единственное, что мы можем сделать - это выражать свое несогласие с таким порядком вещей, то есть бунтовать. Бунт против абсурда - единственный смысл имеющий право на существование в бессмысленном мире. Однако выход ли это? Выбор и ответственность. Нам известно, что мы сами наделяем смыслом свои поступки, так как несем ответственность за то, что делаем. Каждый раз совершая выбор, мы соизмеряем степень ответственности, которую за него понесем и свои способности его нести. Бунт тоже выступает таким выбором, поэтому к бунту необходимо подходить с осознанием ответственности за способы и методы бунта, одним из которых, как считает А. Камю, является бунт через творчество. Ж. П. Сартр заявил о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность перед собой и обществом за этот созданный им образ. В этой ответственности за свой образ и заключается смысл жизни. Если этот образ не соответствует, планам и ожиданиям человека, то нужно иметь мужество это признать и жить с ним до конца. Взаимодействие с равнодушным миром. В естественно-научной картине мир нейтрален по отношению к человеку, человек хоть и включен в него, но его действия не влияют на движение небесных светил или смену времен года. Мы начинаем чувствовать себя заброшенными, оставленными в мире, где все и так существовало бы без нашего присутствия. Это чувство заброшенности и не дает нам смириться с равнодушием мира. Мы начинаем вносить смыслы в свою деятельность, взаимодействовать с миром осознано и эти смыслы оживляют безжизненный мир. Мир перестает быть безликим и равнодушным, он становится пространством смыслов, которые дают нам возможности для духовного развития. Смыслы, которые мы обнаруживаем в искусстве и природе, оживляют нас, а потому творчество имеет силу, способную возвысить человека над обыденностью и придать ему мужество взаимодействовать с миром, но уже не равнодушным миром, а миром красоты и смыслов. Страх перед смертью. Страх перед смертью, самый сильный страх, которому подвержен любой человек, независимо от социального положения или религиозных убеждений. Мы не знаем, что там, а потому страх перед смертью – это страх перед ничто, перед неизвестным. Этот страх отлично описал М. Хайдеггер, назвав его первобытным ужасом. Хайдеггер пишет о том, что когда-то человек был один, окружающий мир его пугал, он не знал, что от него ожидать в следующее мгновение. Познавая мир, человек научился его обозначать словом. Процесс обозначения словом – называние, которое постепенно стало снимать тревогу и ужас человека перед миром. Но и сегодня еще остались те области, о которых мы не чего не можем сказать, а потому они вызывают в нас чувство тревоги и ужаса. Ужас - это страх перед неизвестным, который может преодолеть только познание. «Познай самого себя» - вот основной способ борьбы с экзистенциальным кризисом. В следующей статье я рассмотрю другие способы преодоления экзистенциального кризиса. Часть вторая здесь http://www.psyoffice.ru/article/ekzistenzialnyi_krizis/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|