КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: Человек в поиске смысла.

 «Кризис – это возможность трансформации, а рост и выздоровление возможны лишь, когда старое, использованное отделяют, «покидают» и оно умирает». Урсула Виртц

«Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла» Мераб Мамардашвили

«В середине жизни наступило утро, когда я  понял, что больше НЕ МОГУ ТАК ЖИТЬ.

Что быть непоколебимым - заколебало, что умение не изменять   принципам, супруге, призванию и ожиданиям окружающих - не  мое достоинство,  а принуждение. И принуждаю себя к  этому только я сам. Что то, что было нажито непосильным трудом, обесценилось  до копейки. А что теперь дорого, я и  сам еще не знаю.  Незнание страшит, я же привык быть грамотным и компетентным – такое было мое лицо - лицо современного успешного состоявшегося человека.   Теперь  оно корчится в гримасе ужаса от незнания, что происходит.

 И я начал СТАРАТЬСЯ. Очень стараться НЕ ЗАМЕЧАТЬ, НЕ ДУМАТЬ, СОПРОТИВЛЯТЬСЯ ПЕРЕМЕНАМ, в надежде, что  все будет так, как было. Чинно и благородно, и никто не заметит, и сам позабуду.

Я хожу на работу, целую  супругу, выгуливаю собаку, пью пиво с друзьями…  А может в спортзал, а может прочесть умных книг? А может….?

Но ОПЯТЬ НАСТУПАЕТ ЗЛОРАДНОЕ УТРО…  И опять… И опять…»

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА Человек в поиске смысла

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТАэто ад, который приходится пережить большинству людей, независимо от пола, материального состояния и вероисповедания.

Основные характеристики:

- психологическая и физическая усталость;

- депрессия;

- ощущение внутренней пустоты;

- потеря смысла жизни;

- отсутствие каких-либо желаний;

- ощущение полного одиночества;

- обострение психосоматических заболеваний.

 «…У меня совсем нет желания просыпаться, нет желания идти на  работу, нет желания продолжать жить.

Назревает внутренняя революция  – жить по-прежнему уже не могу, а как по-новому – еще не узнал.  Это период борьбы «жизни по накатанной» – стабильно-понятно-доступной и «жизни  по зову сердца» – хаотично-непонятно-непознанной.

Это период пустоты. Период падения всех прежних значимых  идолов с пьедесталов, кем-то навязанных  принципов, кем-то подсказанных правил ПРАВИЛЬНОЙ жизни. Обнуление.

Мне страшно от того, что я потерял все, что у меня было. Я потерял свой мир – понятный и доступный. Я не понимаю, что происходит, и как я сам в это смог вляпаться.

Я остался один на один сам с собой. Период внутреннего одиночества -  период  бессилия, страха, беспомощности. И если внешне мне  с трудом удается сохранять лицо современного успешного состоявшегося человека, то тело разрывается от боли и болезней…»

«Лекарство от страха потерять весь мир заключается в том, чтобы перестать за него цепляться. Средство избавиться от одиночества – попасть в его объятия. Здесь, как в гомеопатии, травму исцеляют, принимая определенную дозу яда».  Джеймс Холлис

КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА – это период пересмотра всех собственных ценностей и тех оснований, на которых они стоят. Период поиска и принятия собственного индивидуального смысла жизни.

«Ценности являются выражением экзистенциальной свободы и возможности выбирать, направляют и ориентируют нас  при принятии конкретного решения…  Развитие человека сопровождается постоянным процессом выбора, принятия решений и поэтому – постоянной ориентировкой на ценности. При этом мы отвергаем старые ценности и одновременно вырабатываем новые. Оба процесса находятся в диалектическом взаимообмене и неотделимы друг от друга».  Урсула Виртц

Филипп Лерш выделяет три категории базовых человеческих ценностей:

  1. Жизненные ценности – влечения, желания, удовольствия, тяга к деятельности, стремление к переживаниям.
  2. Ценности собственной значимостистремление к самосохранению, воля к власти, стремление быть признанным и честолюбие.
  3. Ценности смысла увлеченность чем-либо, придающая смысл переживаниям и действиям, готовность контактировать с другими, эротическая любовь, тяга к творчеству, интересы, идеалы и поиск абсолютного, а также осмысленное стремление отдавать себя на службу окружающему миру.

При таком разделении ценностей легче понять те акценты, которые человек расставляет на различных этапах своей жизни. Молодые люди представляют себе смысл и качество жизни иначе, чем люди среднего и старшего  возраста.

В молодости человек перенимает ценности у своих родителей, присваивает их бесспорно и некритично из социума, в котором живет, пытаясь быть похожим на кого-то и нужным для кого-то. Материальный достаток, внешний вид, престиж и возможность производить впечатление – вот основания,  на которых строятся ценности современного молодого человека – например, карьера, семья, деньги.

В середине жизни человеку становится необходимо понять смысл своего существования  и обосновать его через собственные, а не навязанные ценности. Именно в середине жизни, в точке «0», человек сталкивается с неизбежностью конечности бытия, с желанием оставить после себя след и память, желанием делать и творить не за что-то, а во имя чего-то.  

Именно желание знать, что жизнь проживается не зря, заставляет войти в Ад под названием кризис среднего возраста  и выйти из него обновленным.

Хотя сами по себе ценности могут на удивление остаться прежними – например, те же семья, карьера, деньги – основания для них в любом случае будут другими. 

Чтобы пережить этот тяжелый  кризисный период собственной жизни можно  обратиться за помощью к психотерапевтам, а можно самостоятельно искать обоснование для дальнейшего существования. 

В таком случае,  я рекомендую взять лист бумаги и письменно ответить на такие вопросы (по Хейлн):

  1. Какие ценности поддерживались в моей семье, ради чего жили мои предки?
  2. Что было мною обесценено и отброшено?
  3. Какие изменения в системе ценностей я пережил на разных этапах моей жизни?
  4. На какие ценности опираюсь я сейчас?
  5. С какими ценностными конфликтами мне приходится сталкиваться в рабочем коллективе, дома, в отношениях с моим партнером?
  6. Насколько сильно повлияли на мои ценностные представления мое социальное происхождение, культура и страна, где я вырос?

 

Пробуя заглянуть внутрь и вглубь себя, прикасаясь к своим чувствам и желаниям, зову своего сердца, человек в кризисе среднего возраста имеет возможность увидеть окружающий мир иначе, чем раньше.

Только сердцем человек хорошо видит. Глазу главное невидимо. Антуан де Сент-Экзюпери

Продолжая самопознание, можете попробовать упражнение №1:

«Нарисуйте отрезок, где левая точка будет вашим рождением – началом вашей жизни, правая конечная точка – окончанием вашей жизни. Отметьте на этом отрезке точку, которая покажет, где вы ощущаете свое присутствие в данный период жизни. Подумайте, сколько вы прожили до этого и сколько вам кажется, интуитивно, вам еще предстоит прожить. Каким цветом вы закрасите  левый получившийся отрезок? Каким  - правый? Придумайте название каждой точке на отрезке – левой, средней и правой. Опишите прилагательными получившиеся два отрезка, характеризующие прошлый и будущий периоды вашей жизни.  Какое ваше отношение к прошлому и какие у вас надежды на будущее?»

Затем сосредоточьтесь на средней точке. Это ваша точка «0». Место, где вы стоите сейчас.

Ответьте себе на вопросы:

В чем я сейчас благополучен? Какие аспекты жизни, какой род деятельности, какие отношения с окружающим миром лучше всего подходят мне как личности? Как звучит мелодия моей жизни? Мотив какой песни  я бы мог спокойно напевать, чтобы вечером спокойно пойти спать, а утром обрадоваться новому дню?

Какой стиль жизни подошел бы мне лучше всего, чтобы я ощущал душевный подъем?

Какой образ жизни я вел бы, если б мог создать такой мир, какой хочу?

Упражнение №2: «Представьте себе, что вы встретили фею, которая сказала, что через полгода ваша внутренняя жизнь и окружающий вас мир будут такими, как вы захотите. Вы можете изменить все, что угодно: ваши чувства, жизненные обстоятельства и т.д. Сделайте это прямо сейчас, в следующие десять минут».

Упражнение №3. «Представьте, что ваша жизнь – это роман, а вы – его автор.  Сейчас выходит его второе издание, и вы можете еще переработать эту книгу. Какие изменения вы внесли бы в нее, что оставили бы как есть?»

Продолжите отвечать на вопросы:

Что могло бы наполнить вашу жизнь радостью, вдохновением и смыслом?

Какими должны быть ваши ощущения, действия и отношения с другими, чтобы вы почувствовали, что жизнь наполнена смыслом?

Какая ваша мечта не сбылась? Где и когда вы поняли, что она не осуществима?

Что вам мешало до сегодняшнего дня вести жизнь, наполненную смыслом?

Что вам нужно, чтобы ее завершить, не сожалея об ее окончании?

Если бы ваша жизнь была экспериментом, который позволяет чему-то научиться, то каким был бы урок, который вам следовало бы выучить?

Какую роль до этого периода вы играли в своей жизни? Какие маски вам приходилось носить?

В какие моменты жизни вы были самим собой? Что вам в этом помогало?

Упражнение №4: «Представьте себя через 10 лет. Опишите себя, какой вы стали человек, как вы ощущаете свое тело в том возрасте, душевное состояние. Сожалеете ли вы о прошедших 10 годах или наоборот горды, что так насыщенно их прожили? Что могли вы сказать себе настоящему из  будущего, можете дать себе совет или рекомендации, ответить на все интересующие вас вопросы».

 Мы многое знаем о себе и своих истинных желаниях  сами, но боимся признаться себе в этом, ПОТОМУ ЧТО ЭТИМ ПРИЗНАНИЕМ КЛАДЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ СОБСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НА СВОИ ПЛЕЧИ.

Кризис среднего возраста ставит человека  перед выбором  – принять вызов и  стать Автором своей жизни, неся бремя ответственности за все происходящее с ним на своих плечах,  или отклонить его, и в дальнейшем надеяться на  чьи-то  подсказки и советы, жить по кем-то установленным правилам ПРАВИЛЬНОЙ жизни, чувствуя неудовлетворенность и обижаясь на непонимание других, постоянно надеясь, что кто-то когда-то создаст для него комфорт и абсолютное счастье.

 Продолжительность кризиса среднего возраста напрямую зависит от сделанного выбора, который в любом случае будет сделан самостоятельно.

«…Я все еще пытался  контролировать ситуацию – логически понимать и делать правильные выводы. Я все еще надеялся выйти сухим из воды. Но именно  в этот период я ощутил, что у меня есть душа. Я  услышал, что это она что-то просит. Сначала тихо, а потом все громче и громче…

Сил на сопротивление совсем не осталось,  а  в один день  что-то прорвало, все обрушилось, меня как будто  развернуло  на 180 градусов и понесло.

 Понесло в потоке эмоций, чувств, открытий.

Понесло  на поиск того,  зачем я здесь такой живу, и зачем и какому мне стоит жить здесь дальше. Бессилие и беспомощность не вызывают больше отвращение, а пропитываются смирением, а  страх открывает у меня способность рисковать и пробовать самостоятельно создавать  дальнейшую жизнь заново.

Сейчас  я понимаю, что есть очень много вопросов, на которые я  сам хочу найти для себя ответы, чтобы написать свою собственную энциклопедию жизни, стать Автором своей жизни.

Удивительно, но потихоньку привыкая к этому потоку, я понимаю,  что к какому берегу меня не прибьет, на какую стезю  не вытолкнет меня  жизнь – это будет МОЙ  берег,  МОЯ дорога,  потому что  СМЫСЛ ЖИЗНИ я  нахожу именно  в этом потоке ПОИСКА СВОЕЙ ИСТИНЫ...»

Психолог Светлана Рипка

Литература:

  1. Урсула Виртц, Йорг Цобели «Жажда смысла».
  2. Джеймс Холлис «Душевные омуты»

 



Просмотров: 669
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какие вопросы зададите себе в конце жизни? Стратегический анализ жизни
  • Кризис: среднего возраста, середины жизни, изменения, которые пугают.
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Определение смысла жизни или как прожить долгую и наполненную смыслом жизнь
  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении?
  • «Я не закатываю истерики – я взрослею! У меня переходный период в жизни! Поддержите меня».
  • Колесо жизни. А будет ли у Вас конкретный период активным????, покажет консультация астролога.
  • ОБМАНЫ ПРИ УСТРОЙСТВЕ НА РАБОТУ (которые были в моей жизни, и в жизни знакомых)
  • Какие уроки ты будешь проходить по жизни,если не любишь себя
  • 50+. Смысл жизни или жизнь со смыслом.
  • Депрессия как утрата ценности жизни
  • Про ценности в жизни
  • О ценности жизни...
  • Как понять, какой человек подойдет тебе для жизни?
  • Поиск смысла в середине жизни
  • Ценности, мечты, предназначение. Самое главное в жизни.
  • Смыслы жизни и ценности
  • Как пережить сложный период в жизни?
  • Кризис среднего возраста.Есть ли жизнь за экватором?
  • У меня депрессия из-за моей работы. Как найти дело своей жизни?
  • Что делать, когда умирает близкий человек? Короткая продолжительность жизни и наша карма. Страх будущего
  • Вечные ценности - залог счастливой жизни.
  • Экологические ценности здорового образа жизни
  • Философия гештальта. Ценности и смыслы в реальной жизни.
  • Идентичность в период кризиса середины жизни
  • У вас кризис? Потеря смысла жизни? Поздравляю!
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь