Люди, не создавшие семью до 28-30 лет,в дальнейшем, как правило, при попытке создать семью либо испытывают огромные трудности либо уже просто психологически не в состоянии создать семью. Это происходит в результатепривыкания к своему одиночеству и проявления ригидности привычек, зачастую делающих очень трудной, практически невозможной, совместную жизнь, предъявления излишних требований к партнеру или, наоборот, потерю требований к выбору партнера и т.д.
В 30 -33 года наступает нормативный кризис молодости, называемый «Кризис смысла жизни», который знаменует переход личности от молодости к зрелости(В. Франкл). Причина кризиса — рассогласование жизненной стратегии, выбранной, на заре молодости, с имеющейся реальностью и новым взглядом на себя и свои возможности, которые ведут к появлению чувства нереализованности (традиционно клиенты жалуются на ощущение пустоты, невостребованности, неполноценности), и переосмыслению имеющихся ценностей. Личность, уже устоявшаяся, нашедшая себя и утвердившаяся во взрослой жизни, вдруг, неожиданно для себя осознает –у неё нет смысла жизни, он потеряна, потому что у личности внезапно попало согласие с миром и способность быть самой собой.Традиционно поиски личностью нового смысла жизни происходит в форме критического самоанализа всех сфер собственной жизни личности и себя в них. И, как показывает практика психотерапии, личность всегда находит минусы в себе, в своей жизни, отсеивает незначительное и, самое главное, пересматривает собственную систему ценностей. Выявленные жизненные не соответствия и не совпадения, не только приводят личность к пониманию необходимости в переоценке ценностей (смене представлений о собственной жизни и себе), к обострению семейных кризисов, но и к огромному внутреннему сопротивлению менять что-либо в системе устоявшихся ценностей, в себе и в своей жизни. По факту, личность, вновь сталкивается все той же, уже решенной когда-то, задачей — найти для себя новые ценности и себя в новых обстоятельствах жизни, но уже соразмеряя новую жизненную стратегию со своими реальными возможностями, перспективами и новыми ограничениями (семья, дети, профессия, привычный образ жизни). Понимание личностью необходимость решение этой задачи по-новому и не желанием выходить из зоны комфорта способствует появлению внутреннего противоречия –внутриличностного конфликта, для которого характерны огромное внутреннее психоэмоциональное напряжение и дискомфорт (депривация), которые могут обладать огромной как созидательной, так и разрушительной силой.
Необходимо понимать: абсолютная и полная потеря смысла жизни наступает только в одном случае, когда в актуальном мире личности нет ни одного существенного и значимого мотива, уточним — внутреннего мотива. Психотерапия позволяет личности найти её истинные, внутренние мотивы всех ключевых сфер жизни, которые адекватны согласию личности с миром, снижая её экзистенциальные проблемы-только так личность становится сама собой.
Следует помнить, что нормативный «Кризис смысла жизни» совпадает с семейными кризисами 3 и 7 лет, каждый из которых длиться около года. Семейные кризисы в этот период достаточно жесткого реструктурирования семьи, вызванные стартом родительства, например: вынужденный временный отход молодой матери от профессии и учебы, ограничения супругов в привычном образе жизни, привыканием и уходом романтики и иллюзий, снижением и потерей взаимопонимания, увеличением недовольства браком, появлением измен, снижением уровня материального благосостояния семьи и т.д. «Кризис смысла жизни» и «Семейные кризисы 3 и 7 лет» накладываются друг на друга и усугубляют друг друга конфликтностью и психоэмоциональной напряженностью.
В психотерапии «кризиса смысла жизни», всегда учитываются:
а)особенности личности, например, уровень её импульсивности поведения, который, с возрастом, значительно уменьшается, за счет понимания первопричин собственных поступков и поступков окружающих, что позволяет личности принимать взвешенные, рациональные и прагматичные решения -это позволяе личности перейти на качественно-новый, более зрелый, уровень;
б)актуальные потребности личности, например, в осуществлении перехода с прежних, свойственных молодости, романических ценностей на новые, более прагматичные и рациональные — это позволяет помочь личности найти основу её нового жизненного смысла и стремления собственного развития;
в)результаты критического самоанализа и способов поиска личностью баланса между собой и миром -это позволяет показать личности её ошибки, сбалансировать её и создать значительный перевес личности в сторону новой позитивной жизненной стратегии, новых жизненных целей и задач, в которых найдут отражение и новые ценности и личностные мотивы.
К 30-33 годам возраст «официальной молодости» закончится. С этого момента о человеке больше не будут говорить как о молодом специалисте, молодом родителе и т.д.