|
Часть 3. Возрастные кризисы. 30-летний кризис - кризис сценарной эмансипации.Автор статьи: Зоя Титова
Во время тридцатилетнего кризиса человек переосмысливает свои жизненные цели, выбор профессии, ценности и принципы, задумывается о том, какого положения он хотел бы достичь через 10-20 лет и какими способами можно это сделать. На стадии первой взрослости человек не критично присваивает себе модели, стратегии, указания, идущие от социума (в первую очередь, от родителей). Теперь становится важным проведение различий между собственным знанием и всем тем, что идет извне. Это является основной задачей человека в период кризиса 30-ти лет. Сценарии: Все то, что идет от родителей или значимых взрослых Э. Берн называет сценариями. Это, своего рода, программы, в соответствии с которыми мы устраиваем свою жизнь. Наблюдая за жизнью взрослых, ребенок усваивает как способы поведения в различных ситуациях, так и тип отношения к себе и окружающему миру. Как родители относятся друг к другу? А как они решают конфликтные ситуации, кто принимает решения? Как выражают любовь? Сколько зарабатывают денег? Как относятся к своим ошибкам и промахам других? И т.д. и т.п. Живя по сценарию, не осознавая его, человек действует по принципу «Надо», «Так принято», без учета своих собственных желаний. Анализ сценария: Чтобы выйти из сценария, безоценочно сформированного еще в детстве, его надо осознать. На чем основаны мои решения? Чей голос велит мне делать так, а не иначе? Тогдашние решения были лучшими для тех условий, надо было выживать. Теперь, уже взрослый человек может осознать и изменить эти решения. Цель анализа сценария – остановить спектакль и поставить вместо него другой, лучший. Лучший для самого человека, а не для его родителей и социума. Это и будет сценарная эмансипация. Задачи кризиса:
Признание имеющихся ограничений «мне так не подходит» – важный шаг. Первый шаг. А дальше? Осознавать свои желания, потребности, формировать установки, которые подходят именно мне, устраивать свою жизнь согласно собственным целям и задачам. Это путь творчества, развития спонтанности, чувствования себя. Стать капитаном собственного корабля, задавать курс, выбирать с кем плыть и каким способом.
в гармонии с собой, другими и природой. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|