Кризис дезадаптации мозговых структур, принимаемый за возрастной кризис

Кризис дезадаптации мозговых структур принимаемый за возрастной кризис

Детским психологам и психотерапевтам, работающим над преодолением различных негативных проявлений минимальных мозговых дисфункций (МДМ) у детей дошкольного возраста, часто приходится консультировать родителей, которые жалуются, что поведение их детей похоже на один нескончаемый кризис. Пытаясь разобраться, в чем же дело, родители начинают ходить по разным специалистам, чтобы понять действительную природу дезадаптации ребенка.

Другие родители, наоборот, бывают озабочены тем, что у их детей не было никаких возрастных кризисов и начинают беспокоиться о том, что гармоничное развитие их детей до 6 лет может потом, в подростковом возрасте, привести к какому-нибудь «суперкризису», раз они не «переболели» возрастными кризисами младшего возраста. На самом деле, то, что т.н. возрастные кризисы – это не норма, доказывают развитие и поведение детей, которые благополучно проживают детство без всяких возрастных кризисов.

В начале 30-х годов прошлого столетия периодические кризисы дезадаптации у детей были названы известным ученым Л. С. Выготским возрастными кризисами, через которые должен проходить каждый ребенок. Возрастные кризисы были описаны ученым в соответствии с выделенными им стадиями развития ребенка: 0 – 1 год, 1 – 3 года, 3 – 7 лет. Несмотря на то что такие известные ученые-психологи, как Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, в последующие годы признали, что возрастные кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка, что здоровые дети при разумно управляемом воспитательном процессе обходятся без проявлений возрастного кризиса, к сожалению, до настоящего времени в отечественной психологии возрастные кризисы многими традиционно признаются нормой.

Это, на наш взгляд, возможно, связано тем, что большинство клинических психологов, детских психологов и нейропсихологов сталкиваются в силу специфики своей работы не со здоровыми детьми, а с детьми с МДМ. Кроме того, они традиционно воспринимают дезадаптационные кризисы в качестве возрастной нормы и часто как результат средовых воздействий, а не как неврологическую проблему срыва компенсаторных, адаптационных механизмов мозга, ЦНС, связанных с проблемой нарушения морфофункциональной возможности мозга при возможном влиянии и средовых факторов.

Л.С. Выготский объяснял понятие возрастных кризисов тем, что онтогенез является регулярным процессом смены стабильных и критических возрастов, понимая развитие ребенка как дискретное, революционное, а не эволюционное и непрерывное. Возрастной кризис как необходимый переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст, обусловливается, по Л.С. Выготскому, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновения другой.

Как отмечают многие исследователи, пики кризисов дезадаптации, в том числе проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, нередко приходятся примерно на 3 года и 6 лет. Это связано, по всей вероятности, не столько с проблемой разрушения социальной ситуации развития предыдущего периода, как считал Л.С. Выготский, а с невозможностью разрешения задач следующего этапа развития по причине неравномерного развития мозговых структур.

Неспособность мозга, в целом ЦНС справляться с новыми требованиями к ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок объясняется, как показывает многолетний опыт, срывом компенсаторных механизмов мозговых структур по причине полученных ребенком минимальных родовых повреждений, которые проявляются у детей до 7 лет разными синдромами и в разной интенсивности.

 

 



Просмотров: 525
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • От 20 до 60: ступеньки нашего развития или возрастные кризисы
  • Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности
  • Психология для родителей или возрастные кризисы у детей
  • Возрастные кризисы у детей
  • Возрастные кризисы у детей.
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Часть 3. Возрастные кризисы. 30-летний кризис - кризис сценарной эмансипации.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Жизненные кризисы и выход на другой уровень развития
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Работа с запросом клиента через возрастные кризисы от перинатального периода до глубокой старости.
  • Кризисы - ресурс развития
  • Кризисы развития семейных отношений.
  • Нормы развития у детей до 1,5 лет
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Чем кризис середины жизни отличается от других возрастных кризисов?
  • Этапы развития семьи или почему происходят кризисы
  • Задержка психического развития у детей
  • Особенности детей с задержкой психического развития
  • «Эти ужасные два года!» Первый возрастной кризис в жизни ребенка.
  • Возрастные особенности детей от 1 года до 2 лет.
  • Кризис среднего возраста как кризис развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь