|
Психология для родителей или возрастные кризисы у детейАвтор статьи: Бурцева Мария Владимировна
С такой проблемой сталкиваются почти все родители: спокойный и послушный ребенок вдруг превращается в упрямого и трудновоспитуемого. Родители задают себе вопрос: что с ним происходит? Оказывается, всему виной кризисы развития, через которые проходит каждый ребенок. Все возрастные кризисы (кроме кризиса новорожденности) характеризуются некоторыми общими чертами: дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями и воспитателями, категорически отказываются выполнять требования взрослых. Развитие ребенка на всех возрастных этапах характеризуется стремлением к самостоятельности. Ребенок на протяжении всего своего развития ищет ответы на вопросы: «Кто я?» и «Что я могу?». Кризис наступает из-за того, что у ребенка появляются новые стремления и желания, реализовать которые прежними испытанными способами не удается. Таким образом, кризис – это необходимый этап в жизни каждого ребенка, приводящий на новый виток развития. Задача родителей - помочь ребенку благоприятно преодолеть каждый кризис, и тогда их чадо вырастет самостоятельным и инициативным человеком. Напротив, если подавлять стремления детей к новым открытиям, часто и строго наказывать их и ругать, то во взрослом возрасте им будет сопутствовать неуверенность в себе и чувство вины. Теперь рассмотрим каждый кризис детского развития. Первый критический период развития ребенка – это кризис новорожденности, возникающий из-за разрыва биологического симбиоза с матерью. Ребенок впервые чувствует холод и голод, видит яркий свет. Он абсолютно беспомощен, ему неуютно в новом мире. Как помочь? Быть с ним рядом, держать его на руках, чтобы он чувствовал тепло Вашего тела, слышал Ваше сердцебиение, знакомое ему из внутриутробной жизни. Второй критический период развития – это кризис первого года жизни, который связан с разрывом психологического симбиоза с матерью. Ребенок пытается ходить, у него появляются первые слова, он играет с попавшимися ему под руку предметами. Этот кризис характеризуется негативными эмоциональными проявлениями ребенка, возникающими в ответ на стеснение его самостоятельности, когда его кормят или одевают против его воли. Как помочь? Позвольте ребенку осваивать открывшийся ему мир, предоставьте ему возможность манипулировать различными (безопасными) предметами, наблюдать за тем, что Вы делаете. Следующий критический период развития – это кризис трех лет. У ребенка появляется свое «Я», поэтому он пытается противопоставить себя взрослому человеку. Он не только не выполняет требования родителей, но и стремится все сделать наоборот. В этот период поведение ребенка может носить протестный характер. Ребенок настаивает на своих требованиях, пытается добиться своего любой ценой, даже путем истерик. Как помочь? Прежде всего, контролируйте свои эмоции, не кричите на ребенка в ответ на его истерики и протесты. Постарайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Почаще разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о тех правилах, которые необходимо соблюдать и объясняйте почему так надо делать. Не давайте ребенку отрицательных характеристик: жадина, вредина, нахал и т.д. Предлагайте ему возможность выбора. Например, куда пойти гулять – во двор или в парк. Разрешайте ему самому делать то, что он уже может делать. Следующий критический период развития – это кризис семи лет, который характеризуется возникновением личного сознания и совпадает с поступлением в первый класс. В этот период происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Внешне это может проявляться как кривляние, манерничание, непослушание. С чем это связано? Если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный от родителей индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Как помочь? На этом этапе у ребенка активно формируется самооценка. Цепь неудач в учебе и в общении может негативным образом повлиять на ее развитие. Поэтому в этот период ребенку как никогда необходима психологическая поддержка со стороны родителей. Ребенок должен чувствовать, что его по-прежнему любят, несмотря на школьные трудности. Очень важно хвалить ребенка за все его успехи, пусть даже самые маленькие, ни в коем случае не стыдить его. Период «бури и натиска» - кризис подросткового возраста характеризуется стремлением ребенка ко взрослости с одной стороны, и отсутствием возможности занять взрослую позицию с другой. Подросток протестует против контроля со стороны родителей, требует, чтобы с ним считались, относились к нему, как к взрослому. Он может болезненно воспринимать свою несостоятельность. Употребление спиртных напитков, курение в этом возрасте – это способ казаться взрослым. Как помочь? Общайтесь со своим ребенком с позиции «на равных». Объясните ему, что у взрослых людей есть не только права, но и обязанности. Не критикуйте его, не устраивайте ему допросы. Старайтесь каждый день находить время на общение со своим ребенком. Побольше рассказывайте ему о своих школьных годах, о том, что Вы чувствовали, когда были таким же, как он. И самое главное – всегда, начиная с самого рождения ребенка, говорите ему, что Вы его любите. Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, терпимо относитесь к его неудачам. И тогда Ваш ребенок вырастет самостоятельным и самодостаточным человеком.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|