|
Кризис среднего возраста как кризис развитияАвтор статьи: Мазуренко Елена Геннадьевна
Как идет наша жизнь? Наша жизнь непредсказуема, как течение реки. То тихие плесы, то крутые повороты, бурные водопады, глубокие омуты. Текут года, к поворотам привыкли, омуты затягиваются илом. А течение только ускоряется, утекают пятилетки и десятилетия как вода сквозь пальцы. Ребенок? Дом? Дерево? Успели? Уже под 40…Новый водопад… Депрессия, бессонница, смятение, тревога, страх. Кризис среднего возраста пришел. Кризис (с др.греческого – решение) определяется в психологии как тяжелое состояние, вызванное какой либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Словарь по общественным наукам говорит, что кризис – это состояние при котором существующие средства достижений целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы. Это поворотный момент жизни, в который следует найти и принять решение. Это момент остановки и переосмысления и переоценки своей жизни. Именно в середине жизненного пути человек мучительно ищет ответы на вопросы: как, для чего, с кем жить дальше? Именно в середине жизни человек начинает осознавать, насколько расходятся его мечты и жизненные планы с результатами их осуществления. Чего обычно достигает человек к 40 годам: это высокий профессиональный уровень, личностная зрелость, оформленные черты характера, стабильные религиозные, социальные, экономические, политические интересы, личностные ценности. Но прогресс не стоит на месте, требуется постоянное развитие и обучение, предъявляются новые требования, новые технологи, которые требуют повышенного внимания. С возрастом прибывает мастерство, возникают интересные и заманчивые проекты, но силы при этом резко снижаются. Серьезные трудности могут возникнуть, если нет желания адаптироваться и приспосабливаться к меняющимся условиям. Количество проблем во взрослой жизни, по сравнению с остальными периодами, неуклонно растет, есть и такие, к которым человек абсолютно не готов. Если не осознавать и не оценивать реальное положение вещей, то остается только сетовать на невезение и коварство жизни. У всех кризисный период отличается разной длительностью и интенсивностью. Один из типов кризиса – это кризис развития. Когда возникают различные преграды и препятствия для развития, достижения целей. Преградами на пути к цели могут быть: болезнь, нехватка знаний, запреты, правила, нормы, страхи и другие ограничения. Барьеры могут быть внешние и внутренние. Внешние – это обстоятельства, которые мешают человеку выйти из ситуации. Например: уход за инвалидом, тюремное заключение. Внутренние барьеры – это страх, отсутствие жизненного опыта, незнание способов выхода из той или иной ситуации. Когда человек сталкивается с преградой, его состояние насыщено разными эмоциями и переживаниями: чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Многие чувства, которые испытывает человек для него необычны, неприемлемы в обществе. В результате он оказывается в изоляции. Но состояние напряжения толкает человека к выходу, каким бы пугающим он не казался, и дальнейшему развитию. В этот период необходимо трезво оценить свои возможности: опыт и умение преодолевать трудности, умственные способности, внимание, память, профессиональные способности, способность к обучению, физическое здоровье, уровень энергии, поддержку окружения, друзей. Прислушаться к себе, найти свои сильные стороны и признать слабые, связать мечты с реальностью. И дальше продолжать путь, опираясь на свои ценности. Существует множество путей дальнейшего развития: обучение и новые достижения в профессиональной сфере, стабилизация профессиональной сферы на достигнутом уровне, выбор другой профессиональной деятельности, поддержание необходимого жизненного уровня и комфорта, обустройство личной жизни и интимных отношений, укрепление супружеских отношений, поддержание детей в их переходе во взрослую жизнь, принятие собственных физиологических изменений, приспособление к взаимодействию со стареющими родителями, увлечения, хобби. Любой кризис предполагает два выхода: либо человек находит новые пути и возможности для достижения своих целей и возрождает свою жизнь, либо жизнь перерождается и перерождается человек, становиться совершенно иным. И в этой новой жизни он ставит перед собой новые цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития. Заранее задумываются немногие. Врасплох застают человека его жизненные трудности: большой объем работы, сложные задачи, напряженные ситуации, конфликты, страхи, болезни, возраст, неумение совладать с собой. Многим простым вещам надо учиться заново: переключению и концентрации внимания, мобилизации сил, эмоциональной настройке, расслаблению, сну, отдыху. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|