|
Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человекаАвтор статьи: Мисяновская Анжелика
Сегодня я хочу говорить о том, какое имеют значение и влияние родительские реакции на психологическое взросление ребёнка. Рождаясь беспомощным, ребёнок попадает в мир, где должен быть взрослый, который сможет позаботиться о нём для того, чтобы он выжил. После физического рождения и отделения от матери, наступает период "психологического донашивания" и почти тотальной зависимости от своего взрослого, который может защитить и позаботиться. При благоприятных условиях у ребёнка формируется чувство безопасности и доверие к миру, принятие себя как имеющего право на существование, узнавание себя и своих потребностей через другого, формируется привязанность. У каждого ребёнка свой мир, с которым он встречается и который ощущает. И особенности этого окружающего мира, какой он - холодный или тёплый, принимающий или отвергающий, тревожный или спокойный, ласковый или резкий, мягкий или жёсткий, светлый или тёмный, добрый или злой, угадывающий потребности, дающий или нет, - будут влиять на ребёнка, формируя его отношения с этим миром, к этому миру и к себе. Природа наградила ребёнка способностями привлекать к себе своего взрослого, как и его мать, материнским инстинктом и гормоном любви. Настроиться на потребности и нужды ребёнка, а ребёнку выжить и развиваться в этот период помогает механизм "слияния". Мать и ребёнок предстают как единое целое, "мы". "Мы поели, мы улыбнулись.." Это период взаимозависимости ребёнка от матери и матери от ребенка. К сожалению, или к счастью, он не может длиться бесконечно. Тем более, что в этом нет такой необходимости. У ребёнка растут его возможности, а у матери накапливается усталость и раздражение, т.к.большая часть её потребностей откладывается во времени и не удовлетворяется. И в какой-то прекрасный момент, на фоне материнского утомления и неудовлетворённости, однако уже сложившегося и привычного ритма жизни, начинают всё чаще возникать детские протесты и капризы, детская агрессивность, происходит некая "поломка" в отношениях, кризис 2-3-х лет. Происходит он на фоне возросших возможностей и способностей ребёнка и его желания и готовности выйти из "слияния" с матерью. Это начало формирования психологической границы между "организмом" (ребёнком) и его "средой" (в лице матери). Это период обнаружения себя от-дельным, со своими желаниями и интересами. И это теперь становится важным и актуальным для его психологического рождения, рождения "Я", начала формирования его личности, его само-стоятельности. Своим неожиданным протестным поведением ребёнок заявляет о себе и о том что готов к выстраиванию другого рода отношений. Он начинает влиять. В данный момент взрослому нужно быть очень чувствительным к происходящему, чтобы начать осознанно трансформировать отношения, позволять этим изменениям происходить, не стараясь "повернуть реку вспять". Психоаналитики говорят о кризисе 2-3-х лет как о периоде сепарации-индивидуации, об освобождении от материнско-детского симбиоза, о возникновении протестов и негативизма как защитной реакции. "В возрасте от 18 до 36 месяцев ребенок защищает свой находящийся в становлении образ себя от посягательств матери и других значимых фигур. Чем менее удовлетворительная или более паразитической была симбиотическая фаза, тем более заметной и преувеличенной будет негативистическая реакция. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|