Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека

Сегодня я хочу говорить о том, какое имеют значение и влияние родительские реакции на психологическое взросление ребёнка.

Рождаясь беспомощным, ребёнок попадает в мир, где должен быть взрослый, который сможет позаботиться о нём для того, чтобы он выжил. После физического рождения и отделения от матери, наступает период "психологического донашивания" и почти тотальной зависимости от своего взрослого, который может защитить и позаботиться. При благоприятных условиях у ребёнка формируется чувство безопасности и доверие к миру, принятие себя как имеющего право на существование, узнавание себя и своих потребностей через другого, формируется привязанность. У каждого ребёнка свой мир, с которым он встречается и который ощущает. И особенности этого окружающего мира, какой он - холодный или тёплый, принимающий или отвергающий, тревожный или спокойный, ласковый или резкий, мягкий или жёсткий, светлый или тёмный, добрый или злой, угадывающий потребности, дающий или нет, - будут влиять на ребёнка, формируя его отношения с этим миром, к этому миру и к себе. Природа наградила ребёнка способностями привлекать к себе своего взрослого, как и его мать, материнским инстинктом и гормоном любви. Настроиться на потребности и нужды ребёнка, а ребёнку выжить и развиваться в этот период помогает механизм "слияния". Мать и ребёнок предстают как единое целое, "мы". "Мы поели, мы улыбнулись.." Это период взаимозависимости ребёнка от матери и матери от ребенка. К сожалению, или к счастью, он не может длиться бесконечно. Тем более, что в этом нет такой необходимости. У ребёнка растут его возможности, а у матери накапливается усталость и раздражение, т.к.большая часть её потребностей откладывается во времени и не удовлетворяется. И в какой-то прекрасный момент, на фоне материнского утомления и неудовлетворённости, однако уже сложившегося и привычного ритма жизни, начинают всё чаще возникать детские протесты и капризы, детская агрессивность, происходит некая "поломка" в отношениях, кризис 2-3-х лет. Происходит он на фоне возросших возможностей и способностей ребёнка и его желания и готовности выйти из "слияния" с матерью. Это начало формирования психологической границы между "организмом" (ребёнком) и его "средой" (в лице матери). Это период обнаружения себя от-дельным, со своими желаниями и интересами. И это теперь становится важным и актуальным для его психологического рождения, рождения "Я", начала формирования его личности, его само-стоятельности. Своим неожиданным протестным поведением ребёнок заявляет о себе и о том что готов к выстраиванию другого рода отношений. Он начинает влиять. В данный момент взрослому нужно быть очень чувствительным к происходящему, чтобы начать осознанно трансформировать отношения, позволять этим изменениям происходить, не стараясь "повернуть реку вспять".
При адекватных родительских реакциях ребёнок приобретёт способность определять себя, говорить ясное "Нет!" без страха потерять любовь, право с чем-то не соглашаться, иметь своё мнение и заявлять о нём, приобретёт свой опыт самостоятельности и опоры на себя.
При неблагоприятных условиях, ребёнок будет ощущать стыд и вину за свои проявления, будет бояться потерять любовь значимых взрослых за своё "плохое, некрасивое, недостойное.. поведение", будет продолжать жить "за счёт чужой, а не своей энергии".
Этот период очень важен для формирования у ребёнка самоощущения личности, имеющей право быть собой, иметь своё мнение и не бояться проявлять себя, смело вступать в контакт с другими без страха быть отвергнутым, способным не-зависеть от чужого мнения и оценок, способным рисковать и встречаться с новизной, ощущать себя как достойного, расти, развиваться и взрослеть.
В этот период ребёнку для дальнейшего благополучного развития важны две составляющие: первая - это быть неудобным и непослушным и, одновременно, вторая - быть принятым значимыми взрослыми в своих проявлениях. Чтобы ообаужить себя и принять себя. Если родители будут пытаться "подавить" протестные и негативистичные проявления ребёнка, не выдерживая тревогу сепарации (отделения), будут использовать физические наказания и различные эмоциональные манипуляции, мы получим ведомую, зависимую от мнения, оценок и решений другого личность, личность не-смелую, подавленную, сомневающуюся в себе, обесцененную, не способную заявлять о себе миру. Сюда же можно добавить возникновение ощущения себя бессильным, беспомощным, неспособным, неуверенным, недостойным и неценным, и способность переоценивать другого в его силе и влиянии на его жизнь. А взрослые рискуют стать "всем миром" своему ребёнку и в последствии расхлёбывать не только плоды его несамостоятельности, но также и весь спектр негативных чувств по отношению к себе, "обвинения и неблагодарность от того, кому посвятили свою жизнь". Это непростая работа, требующая от родителей осознанности, терпения, понимания, любопытства, готовности меняться самому, а матери ощущать свою от-дельность, ощущать себя и ребенка как два отдельных организма, готовности к трансформации.
Приглашаю родителей, нуждающихся в квалифицированной поддержке в данный период, поискать адекватные формы взаимодействия со своими детьми, а также взрослых, желающих обнаружить себя присутствующим в своей собственной жизни, к себе на консультацию.

Психоаналитики говорят о кризисе 2-3-х лет как о периоде сепарации-индивидуации, об освобождении от материнско-детского симбиоза, о возникновении протестов и негативизма как защитной реакции. "В возрасте от 18 до 36 месяцев ребенок защищает свой находящийся в становлении образ себя от посягательств матери и других значимых фигур. Чем менее удовлетворительная или более паразитической была симбиотическая фаза, тем более заметной и преувеличенной будет негативистическая реакция.



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • Как НАСЛАДИТЬСЯ формирует "иметь" и "быть сытым". Пятое движение любви.
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Травмы и насилие" или "как защитить себя"
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Как правильно - "продавать себя" или "презентовать себя"?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Начинаю с себя!" или "не смотри на меня так"!
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Нельзя показывать себя, нужно быть "серой мышкой".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь