Тема кризиса очень популярна. Кризис в экономике, кризис в политике, личный кризис, возрастной кризис, кризис семейный. А что такое кризис? Зачем он? Какие возможности дает? Кризис в жизни человека – ситуация, когда по старому жить уже невозможно, а по новому, уже не получается. Кризис возникает тогда, когда нужны значимые скачкообразные изменения. Семья, как и все в этом мире постоянно изменяется. Это называют развитием семьи. Семья, как и все в этом мире рождается, живет и умирает. Говорят о жизненном цикле семьи. На протяжении этого жизненного цикла случаются изменения, связанные с различными жизненными событиями, с изменением состава семьи. Эти изменения бывают достаточно резкими и значимыми, по этому, без кризисов обойтись не возможно, что-то произошло, в результате по старому нельзя, по новому, еще не умеем. Те кризисы, которые случаются в сходные моменты жизненных циклов большинства семей называют нормативными, те которые происходят «вне графика» - ненормативные кризисы.
Иногда клиент говорит: "У нас семейный кризис, мы постоянно конфликтуем". На мой взгляд семейные конфликты - это одно, а семейный кризис - другое. Они конечно могут быть связаны, но могут и не очень. Кризис обостряет семейный конфликт, если он есть. Семейный конфликт может вызвать кризис. Семейный конфликт - тема для других статей. Здесь я остановлюсь на нормативных кризисах, как на обязательных в жизни семьи, кризисах как на источниках новых возможностей.
Нормативный кризис теснейшим образом связан с этапом жизненного цикла семьи. Он результат изменений, происходящих с семьей, и он - ворота в новую жизнь и в новое качество семьи. Находиться в кризисе тяжело. То, что там находится, за этими воротами не видно, и иногда даже кажется, что жизнь кончилась. На самом деле, кончилась старая жизнь, старый этап развития, а за ним новый, новая жизнь. Есть разные подходы к описанию жизненных этапов, стадий развития. Остановлюсь на описании стадий развития семьи по Мюррею Боуэну. Без понимания этих этапов, задач развития, решаемых на этих этапах, трудно понять, как преодолевать кризис и входить в ворота новой жизни. Итак, стадии:
1. Неженатый (одинокий) человек.
Задачами этого этапа с точки зрения построения и развития будущей семьи являются:
- отделить себя от родительской семьи;
- стать самостоятельным, научиться вести взрослую жизнь;
- выбрать свою работу и карьеру;
- научиться и создать близкие отношения со своими сверстниками.
Человек встречается со следующими трудностями:
- сложности в разделении эмоций и интеллекта;
- изоляция, одиночество в отношениях с членами своего круга;
- безработица (или «незанятость»);
- сложности профессионального выбора.
2. Переход к браку (пара уже есть, но еще не женаты)
Задачей этапа становится создание семьи.
Трудности:
- изоляция;
- недостаток общественных навыков для знакомств, нахождения друзей.
3. Молодая семья без детей.
Задачи:
- создать взаимно удовлетворяющий брак;
- перейти от идеализированного взгляда на партнёра к интимности с партнером;
- вписаться в систему отношений с новыми родственниками.
Трудности этапа:
- сексуальные трудности и несовпадение моделей и темперамента;
- трудности в создании интимных отношений, уточнении ролей, противоречиях межличностных паттернов;
- проблемы в практической жизни семьи и управлении домашним хозяйством;
- проблемы в отношениях с новыми родственниками.
4. Переход к воспитанию детей.
Задачи:
- подготовиться к рождению ребенка;
- принять роль родителя.
Трудности:
- бесплодие;
- нежелательная беременность;
- психологический стресс и тревога;
- потенциальные генетические проблемы.
5. Семьи, c детьми, где старший ребенок от рождения до 30 месяцев.
Задачи семьи:
- регулировать и поощрять развитие ребёнка;
- установить семейные отношения удовлетворяющие интересам родителей и ребёнка, его воспитанию;
- изменить брачные отношения с супругом, отношения с родственниками и с членами своего круга согласно новому положению.
Основные трудности:
- снижение самооценки у матери и послеродовая депрессия;
- недостаточное удовлетворение физических и ролевых потребностей ребёнка;
- низкая степень удовлетворённости браком супругов;
- финансовые трудности;
- напряженные отношения с родственниками;
- возобновление карьеры женщиной после родов.
6. Семьи с детьми дошкольниками (старший ребёнок 2,5 – 6 лет)
Задачи:
- адаптироваться к изменению потребностей ребёнка дошкольника;
- справиться с энергетическим истощением родителей и недостатком их частной жизни;
- принять новых детей в семейную систему.
Трудности этапа:
- рождение других детей;
- соперничество и конфликты между детьми;
- трудности при совмещении работы и домашних дел матерью;
- стресс и ограниченность свободы для родителей;
- трудности во взаимодействии родителей с детьми;
- финансовые проблемы и проблемы ведения хозяйства
7. Семья с детьми школьниками (старший ребёнок 6 –13 лет).
Задачи этого этапа:
- сбалансировать факторы свободы и ответственности при развитии подростка;
- увеличить гибкость семейных границ в соответствии с увеличением свободы ребенка;
- развивать партнёрские отношения с ребенком и чувство его идентичности.
Трудности:
- конфликты родителей и подростков;
- проблемы подросткового возраста: преступность, нарушения статуса, наркомания, ранняя беременность и т.п.;
- финансовые, хозяйственные, школьные, повседневные проблемы.
8. Семьи, которые покидают взрослеющие дети (от момента, когда первый ребёнок уходит, до того, когда последний ребёнок уходит).
Задачи этапа:
- отпустить взрослеющего ребенка, сохраняя поддержку и его связь с домом;
- перестроить отношения с детьми на отношения «взрослый – взрослый ребёнок».
Трудности:
- в разделении с детьми;
- финансовые проблемы: кроме типичных семейных трудностей, расходы на учебу;
- взрослеющие дети начинают жизненный цикл своей собственной семь с первого или второго этапа.
9. Родители снова одни (до пенсии).
Задачи:
- перестроить семейные отношения;
- принять будущий уход на пенсию, адаптироваться к нему.
Трудности:
- изоляция и холодность в супружеских отношениях;
- потеря социальных связей, связанных с работой;
- неумение устраивать досуг;
- финансовые проблемы, связанные с уменьшением дохода;
- проблемы со здоровьем.
10. Пожилая семья (от ухода на пенсию до смерти первого из супругов).
Задачи:
- адаптироваться к происходящему психологическому спаду;
- принять роль «старшего поколения»;
- принять переход центральной роли к старшим детям;
- изменить модель «семейного дома»;
- психологически принять факт будущей смерти.
Трудности:
- болезни, алкоголь (наркотики);
- ухудшившиеся отношения с детьми;
- необходимость в случае болезни одного супруга ухаживать за другим;
- конфликт власти между поколениями;
- финансовые проблемы.
11. Вдовство.
Задачи:
- справиться с потерей;
- адаптироваться к жизни в одиночестве.
Трудности:
- горе, травма потери;
- изменение отношений;
- одиночество, социальная изоляция;
- болезни, финансовые проблемы;
- семейные конфликты с другими поколениями (возможно обострённые вдовством).
Приведенные этапы жизненного цикла семьи у разных авторов могут несколько отличаться, но в целом они именно такие. Некоторые приводят временные рамки для каждого этапа, но я считаю, что семьи, особенно сейчас, очень разнообразные. Условия, в которых они существуют, тоже очень разнообразные, и говорить о точных временных рамках каждого этапа сложно. Немного нормируют ситуацию дети, которым в определенном возрасте положено в школу, которые учатся определенное время, но разнообразие и индивидуализм семейных отношений все равно велики. Это разнообразие в настоящее время лишь увеличивается: огромное количество разводов и повторных браков, дети от разных браков, проживающие с разными родителями, несколько пар бабушек и дедушек, которые могут меняться из-за новых разводов родителей, семьи child free, гражданские браки, однополые семьи, множественные семейные отношения и т.п.
Но, так или иначе, семья является семьей и она живет своей жизнью, проходя через этапы своего развития, на каждом из них сталкиваясь с новыми трудностями, решает новые задачи. Если семья обладает достаточной гибкостью, чтобы меняться, при этом у нее достаточный уровень сплоченности, чтобы действовать сообща, то эти изменения происходят быстро и почти безболезненно, кризис легко открывает двери в новый этап жизни. Если семья меняется с трудом или не может действовать сообща как система, то кризис тяжелый, иногда длительный. Именно в таких кризисах наиболее вероятны разводы, возникновение различных психологических расстройств, возникновение симптомов семейной системы, которые могут проявляться не только у супругов, но и у детей. В сложной кризисной ситуации очень правильно обращение к семейному психологу, который поможет семье измениться в соответствии с новыми задачами, поможет справиться с новыми трудностями.