|
Разводы: кризис семьи или эволюция отношенийАвтор статьи: Всеволод Ушаков
Официально понятие развод трактуется как формальное расторжение официального брака. Однако за этим словом часто кроется серьезный процесс, как юридический, так и психологический, оставляющий неизгладимый след в жизни каждого члена семьи. Особенно ребенка. По официальной статистике за 2017 год в нашей стране было заключено около миллиона браков и зафиксировано 611 тыс. разводов. На 1000 человек приходится 7 браков и 4,2 развода. Все это говорит о том, что распадается больше половины семей. Развод стал относительно легким делом, легче, чем пытаться наладить отношения, да и общественное порицание все меньше. Первый брак становится своеобразным поиском по методу проб и ошибок, а не созданием семьи раз и на всю жизнь. Целью данной статьи не является дать оценку этому явлению, которые многие называют «кризисом семьи» - очень неплохо об этом написал известный психолог, с которым я имел счастье познакомиться лично – Александр Борисович Орлов (см.ниже). Здесь хотелось бы просто разобрать последствия этого для ребенка. Ко мне пришла бабушка с интересным запросом сделать 6-летнего мальчика «более покорным», «менее своевольным». Его родители недавно развелись из-за того, что мама работала, строила карьеру и содержала семью, а папа не работал и вообще ни к чему не стремился. Он лежал на диване, смотрел телевизор, ел, пил и играл с сыном. На этой почве они с женой постоянно ссорились, но для мальчика он стал «идеальным» папой. Они много времени проводили вместе, веселились, играли, гуляли. Сложно дать однозначную оценку кто здесь прав и виноват, но факт в том, что после развода, мальчик сильно тянулся к папе, а мама и ее семья все более хотели ограничить их общение, поскольку с их точки зрения он «ничему хорошему» ребенка не научит. Со слов мамы и бабушки, ребенок почти полностью его копировал папу в поступках и движениях. Он стал так же как папа лежать на диване и отказывался ходить к репетиторам и что-либо делать. А мама с бабушкой боялись, что он станет как папа и всякий раз приводили ему поведение отца в негативный пример. В разговоре с мальчиком эта любовь к папе видна была сразу. Больше всего на свете он хотел, чтобы он снова жил рядом. Да, можно конечно было сказать, что он сильно его избаловал постоянными подарками, вкусняшками и увеселительными мероприятиями (все это за деньги мамы, кстати). Но при этом та детская непосредственность, с которой он рассказывал об отце и о том, что папа, как он думает, вполне может к ним переехать обратно, показывала, как невыносимо тяжело и невозможно ребенку принять тот факт, что папа больше никогда не будет с ними жить и никогда уже не будет так, как раньше. Для ребенка, который всегда любит обоих родителей, развод – это не просто расторжение брака, это разрушение целого мира, раскол его надвое. Особенно это проявляется, если развод незавершенный, сопровождается сильным негативом с обеих сторон, а то и судебными разбирательствами за имущество или самого ребенка. Метафора развода как разделения мира и жизни очень хорошо показана в шикарном фильме «Господин Никто». Не желая работать над отношениями, родители оставляют детей в неполных семьях. Чаще всего, дети растут без отца и по прошествии нескольких лет в школе начинаются проблемы. «Не хочет учиться», «плохо себя ведет», «забросил учебу», «не слушает». Чем раньше случается развод, тем менее развитыми остаются черты, за формирование которых отвечают отношения с папой – это мотивация, воля, дисциплина, самоорганизация. И часто это влияет на всю последующую жизнь. Опыт работы с детьми, особенно в школе говорит мне, что именно это один из главнейших провоцирующих факторов в появлении психологических проблем. Если ко мне приходит учитель и говорит, что такой-то ребенок не учится и плохо себя ведет, мой первый вопрос, полная ли семья (с родным отцом). И примерно в 75% случаях я получаю на этот вопрос отрицательный ответ… При этом, конечно, я не хочу сказать, что развод – это всегда приговор для ребенка. Есть завершенные разводы, в которых контакт с папой частый, регулярный и не прерывается, есть дополнительные ресурсы, которые могут помочь ребенку. Также нельзя не упомянуть, что затронутые проблемы в школе появляются иногда и в полных семьях, если, например, отец много работает и мало эмоционально контактирует с ребенком. Так или иначе, в семье важен каждый, а родители выполняют свои функции и не являются взаимозаменяемыми. Спасибо за внимание и берегите себя и свои семьи! Список литературы Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Журнал практического психолога. 2005. № 4. С. 174-190. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|