«Нормальный развод лучше плохого брака» считает французский психоаналитик и педиатр Франсуаза Дольто. Попробуем разобраться так ли это. Не случайно в данной статье процитирована мысль именно этого психолога. Франсуаза Дольто одна из первых исследовала вопрос отношений в семье, детско- родительских отношений и ситуацию развода в том числе, с позиции благополучия ребенка. В ее научных трудах четко прослеживается позиция, которую коротко можно описать «на стороне ребенка», «на стороне подростка». Эти фразы также являются названиями двух из ее многочисленных книг, посвященных вопросу воспитания детей.
Фразу «хочу сохранить семью ради детей» часто можно услышать от матери ребенка, в случае с отцами такие слова звучат реже и то, как правило такое послание адресовано пассиям на стороне, нежели женам, но это уже другая тема для другой статьи.
В повседневной жизни глубоко укоренилось мнение, что развод плохо сказывается на ребенке. И с этим мнением трудно не согласиться. Многие сталкивались с ситуацией развода, если не в своем браке, то будучи детьми на примере своих родителей. Действительно, развод имеет свои последствия. Что это за последствия, каким образом и что именно отражается непосредственно на ребенке? А теперь по порядку.
Наиболее сензитивный (восприимчивый) период в жизни ребенка в возрасте от рождения до 6-7 лет, когда на первый взгляд незначительное событие может сказаться на всей последующей жизни ребенка. Вот таким образом эта мысль звучит у одних из многочисленных психологов, придерживающихся такой позиции: «Большинство патогенных потрясений приходится на период детства..» считает Шандор Ференци- венгерский психоаналитик, один из единомышленников З. Фрейда. «Большинство людей не хотят знать историю своего детства и не догадываются, что именно то, что было заложено в детстве, предопределяет их поступки.», пишет психолог и писатель Алис Миллер в своей книге «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я».
Для ребенка первым и единственно важным, особенно на первых этапах жизни, в отношениях с матерью является эмоциональная близость. «Без любви ребенка можно вскормить, но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не преуспеет в том, чтобы сделать из него самостоятельного человека.» пишет в одной из своих работ британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В неблагоприятной семейной ситуации, когда в воздухе витает конфликт, напряжение или недовольство родителей друг другом, ребенок остро реагирует на уменьшение количества и качества внимания по отношению к нему, на эмоциональную холодность со стороны матери.
Также плохо сказывается на ребенке отсутствие у него информации о сложившейся ситуации, когда родители с наилучшими намерениями, скрывают причины ухудшения своего настроения. «О ребенке говорят много, но с ним не говорят.» пишет Франсуаза Дольто, в очередной раз подчеркивая важность диалога между ребенком и родителями. Эмоциональный и информационный вакуум ребенок не может перенести безболезненно и в целях самосохранения выстраивает свои гипотезы происходящего. В силу того, что в детском возрасте в представлениях ребенка, мир крутится вокруг его оси, вокруг самого ребенка, он воспринимает сложившуюся семейную ситуацию на свой счет, предполагая, что «я сделал что-то плохое и поэтому мама перестала меня любить и начала кричать и нервничать», «мама с папой перестали обращать на меня внимание, потому, что я им больше не нужен», «родители ругаются из-за меня и надо сделать все для того, чтобы они не разводились».
В сложное и безвыходное положение ставит ребенка негативные оценки и критика супругов в адрес друг друга, что может поставить ребенка в роль рефери, в которой вставая на защиту одного из родителей, автоматически попадаешь в нелюбовь со стороны другого родителя, опять же в субъективном понимании самого ребенка. Часто существует момент манипуляции ребенком, как инструментом в войне супругов. Роль буфера в родительском конфликте также нарушает эмоциональное благополучие ребенка, что может послужить толчком к развитию таких проблем как инурез, детская клептомания, заикание, нервный тик итд.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что сам развод на ребенка не оказывает негативного влияния. Ребенок реагирует в первую очередь на эмоциональное состояние и поведение родителей по отношению к себе. Ситуация развода родителей для ребенка в возрасте старше 7 лет, в меньшей степени сказывается на его психологическом состоянии, чем на ребенке в более раннем возрасте.
При благоприятных условиях бракоразводного процесса, которые в силах создать оба супруга, ребенок может не заметить эту ситуацию и пережить ее с минимальными потерями и без вреда для своего эмоционального благополучия.
Автор: Лия Александрова