Особенности начального этапа психологического сопровождения семьи

Когда становится понятно, что наиболее адекватным методом помощи ребенку является психологическое сопровождение семьи, в которой он воспитывается, команда профессионалов делает попытки вовлечь родителей в этот процесс. У родителей есть реальный мотив присоединиться к процессу психологической помощи — они хотят помочь выздоровлению своего ребенка. Как и при любой другой терапии, нужно сразу же сделать все возможное, чтобы установить рабочий альянс. Для этого психолог должен помочь родителям уяснить — хотя бы на поверхностном уровне — характер сложностей их ребенка. Объяснение должно быть доступным и убедительным для родителей, и для этого лучше всего опираться на результаты психологической диагностики [2, стр. 235]

Психолог выступает в роли диагноста, определяя характер проблемы, интегрируя данные и, опираясь на собственные познания в психологии, психопатологии, нормальном развитии и психологически здоровых условиях, принимает обоснованные решения. Важно отметить тот факт, что утверждения родителей об имеющихся у ребенка сложностей само по себе не является достаточным основанием для начала оказания соответствующей помощи. Предположения, подозрения и гипотезы родителей является ценной информацией для специалиста, однако нужно рассмотреть и ряд других конкурирующих вариантов. Поведение ребенка может, например, укладываться в границы нормального, но представляется беспокойным с точки зрения неадекватных родительских ожиданий от детского поведения. Когда родители слишком рассчитывают на то, что их ребенок будет вести себя «по-взрослому», то основная проблема оказывается не в нем. Кроме того,  определяемая у ребенка проблема может быть отражением дисфункционального паттерна внутрисемейного взаимодействия, когда наибольшее внимание следует уделять не ребенку как таковому, а стилю родительского воспитания. Таким образом, психолог выступает как диагност в том плане, что учитывает разнообразные источники информации и, опираясь в суждениях на свой багаж знаний, определяет сущность проблемы и оптимальную стратегию для ее устранения [2 стр. 123].

Для того, чтобы определить показания к психологическому сопровождению семьи, важно учитывать, каким образом проблема воспринимается и перерабатывается. Рабочий альянс со специалистом психологом опирается на требования к эмоциональной и когнитивной готовности родителей к сотрудничеству и к тому, насколько они способны переносить сопровождающие этот процесс стрессы. Для прояснения показаний к психологической работе важно, например, брать в расчет субъективные страдания клиента, чтобы определить способен ли он понять психодинамическую взаимосвязь между симптомом и индивидуальным окружением, может ли клиент быть замотивирован на принятие на себя обязательств в рамках запланированной модальности психотерапии и есть ли у него доступ к необходимым личностным и социальным ресурсам. Также для специалиста важны в качестве критериев оценки, аспекты опыта переживания клиентом своих сложностей, симптомов и его установок на совместную работу. Ряд авторов обнаруживают связь между личностными характеристиками, способом переживания симптомов и сложностей, и мотивацией к работе; характерные способы переживания и мотивации к терапии могут быть проявлением специфических структурных особенностей или характерных конфликтных паттернов переживаний или действий [1, стр. 176].

Прежде всего, психолог должен задаться вопросом, какой вид помощи нужен клиенту исходя из имеющейся проблемы, а также психологических переменных, на почве которых они произрастают. Следующим шагом является исследование того, какой тип установок к лечению и мотивации к переменам демонстрирует клиент. Процедура определения показаний должна принимать во внимание как ресурсы или препятствия, которые могут иметь отношение к сотрудничеству, так и определенную мотивацию клиента к работе. Это значит, что для клиента должно быть определено:

a)                     насколько он в настоящее время обладает необходимыми ресурсами в отношении непременных условий, связанных с психологическим сопровождением, таким как уровень саморефлексии или уровень эмоционального стресса, который может быть вынесен клиентом, и

b)                    как сильно он мотивирован к сотрудничеству со специалистом. В ситуации, когда существуют внутренние и внешние препятствия или ограничения для участия клиента в совместной работе с психологом. Может быть выбран иной психологический подход (например, эмоционально-поддерживающий или активно-структурированный), или психолог может работать с клиентом, чтобы создать аффективные и когнитивные предпосылки (включая мотивацию к работе) для конфликт-центрированной работы [1, стр. 178].

Психологу на диагностическом этапе полезно определить такие особенности клиента, как опыт заболевания и предпосылки к психотерапии, природу и тяжесть имеющихся сложностей, роль социального контекста: отношения психолог – клиент, личностные черты клиента.

Ряд исследователей под опытом болезни понимают часть более обширного термина переработки и совладания с болезнью, которые, с одной стороны влияют на способности индивида справляться с болезнью, и с другой стороны, как модель процесса, сами оказываются под влиянием копинг механизмов пациента. Опыт заболевания включает в себя эмоциональные, когнитивные и поведенческие процессы, на которые среди прочего оказывают влияние следующие факторы:  происхождение и тяжесть имеющегося заболевания, социальное окружение,  отношения врач-пациент, личностные характеристики и мотивация к лечению [1, стр. 178].

Все эти факторы сложным образом взаимодействуют между собой. Они варьируются как внутри одного индивида, так и между разными людьми.

Различные аспекты заболевания могут действовать одновременно или один за другим как «стрессоры» или «угрозы», посредством которых, степень физических, психических или социальных стрессов может изменяться в различные моменты времени в течение всей болезни, таким образом, дальше оказывая влияние на переживания клиентом его сложностей. Проявление одних только симптомов, в общем, не является достаточной причиной для обращения за помощью. Другие факторы также должны включаться, хотя многими из них часто пренебрегают.

Социальная точка зрения на совокупность экономических, социальных и нормативных требований влияет на все процессы социализации и, как следствие, психологические условия индивидуального развития. Таким образом, она играет ключевую роль в формировании характеристик индивида обретаемых в процессе его социализации [1, стр. 187].

Особенно важными в опыте переживания болезни являются материальные и институциональные условия в системе здравоохранения, научная ориентация и стандарты в секторе заботы о здоровье (медицина, психология, и так далее), а также соответствующие представления и ориентации относительно здоровья и болезни. На этом фоне важны не только концепции развития сложностей и мероприятий, направленных на их преодоление, но и характерные стереотипы и предрассудки, которые могут оказывать эффект на стиль совладания, касающийся здоровья, трудностей и лечения. Будет ли болезненное поведение осуждено или оценено как девиантное, зависит от многих моментов в поведении медицинских работников (и других специалистов помогающих профессий) и институционального стиля мышления, а также зависит от обстоятельств и социо-политических факторов. Также на то, как человек переживает сложности и справляется с ними на индивидуальном уровне оказывают влияние парамедицинские / парапсихологические, околонаучные концепции и поведенческие паттерны. Они влияют, например, на общий уровень внимания к определенным симптомам, специфическим концепциям сложностей или процедурам их преодоления.

С точки зрения психодинамической теории, опыт переживания и поведение в отношении болезни рассматриваются, как следствие характерных личностных особенностей на уровне эмоциональных, когнитивных, а также поведенческих ресурсов или их ограничений [1, стр. 189].

Особенное значение в этом контексте имеет структура личности (процессы самовосприятия, толерантности к стрессу или репертуар индивидуальных Эго-функций, которые включают, например, тип защитного механизма, толерантность к фрустрации или тревоге (способности к саморегуляции), тестирование реальности и способности к построению отношений). Эти функции оказывают влияние на аффективную и когнитивную гибкость или жесткость клиента. Убеждения и предрассудки относительно здоровья очень тесно связаны с этими факторами.

Аспекты собственного образа клиента или то, как он управляет этими представлениями в условиях болезни, играют в значительной степени важную роль. Очень значимо в этом контексте, способен ли клиент поддерживать или соответственно  модифицировать образ собственного Я, несмотря на испытываемые сложности. Личностные характеристики и конфигурации интрапсихических конфликтов являются факторами влияния, которые согласно психодинамическому взгляду, оказывают влияние на проявление болезни, а в дальнейшем на то, как человек переживает болезнь и справляется с ней [1, стр. 192].

Таким образом, начальный этап психологического сопровождения семьи сопряжен с диагностическими мероприятиями, которые позволяют специалисту получить наиболее полное представление о внутриличностных и внутрисемейных процессах, а также определить стратегию будущего сотрудничества с семьей.



Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бесплатные консультации — для кого они важны? Для клиента или для терапевта?
  • Причинность в синергетике как основа восприятия психологом психических здоровья или болезни у клиента
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Психолог для ребенка....или для родителей?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Как быть с принятием-таким-какой-есть в отношениях. Или как экологично принимать партнёра.
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Для чего нужен психолог, или несколько слов об особенностях психологической помощи
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Как найти мужчину для отношений: ТОП - 3 сложностей и их преодоления
  • Психолог для Золушки или все могло быть иначе
  • Развод – дело родителей, а не детей! Или о том, как разводиться бережно для себя.
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.
  • Как быть присутствующим или 12 стратегий для развития осознанности
  • «Ни за что не обращайтесь к психологу!!!» или 7 «критических» дней для любого клиента
  • 7 правил для родителей подростка или как стать ближе к своему ребенку
  • Как Помочь Первоклашке или « Подводные камни» школьного обучения для родителей.
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?
  • Болезнь безупречности...Или как перестать быть хорошим для всех
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь