|
Иностранный язык или речь: что же вы изучаете?Автор статьи: Нина Брянцева
Мы не привыкли задумываться о том, что язык и речь – далеко не одно и то же. Какая, казалось бы, разница? И то, и другое является средством общения. Разница оказывается очень существенной, когда мы собираемся изучать иностранный язык. Без понимания того, что именно нам нужно изучить и для чего, мы рискуем оказаться затянутыми в бесконечный процесс обучения, который может так и не привести нас к желаемому результату. Чтобы повествование сделать наглядным, давайте сразу рассмотрим на примерах. Послушайте речь людей, которые изучали иностранный язык, но не овладели навыками речи: Экс-мэр Москвы Ю.Лужков говорит по-английски Премьер-министр РФ Д.Медведев говорит по-английски В качестве примеров намеренно выбраны люди, которые не были ограничены бюджетом на своё обучение и получили явно не худших преподавателей. Недостаток времени у руководителей такого уровня не извиняет получившийся результат: свободного времени для изучения языка у многодетной матери или у работающего человека не намного больше. Здорово, что человек говорит на иностранном языке на широкую публику – это достойно уважения. К сожалению, это единственный уместный тут комплимент. В целом кажется, будто человек говорит по-русски, но английскими словами. Такое впечатление возникает по нескольким причинам: - интонация и ритм речи остаются русскими; Мы знаем по своему опыту, что учить руководителей такого уровня – не лёгкая задача для преподавателя по многим причинам. Печально, но преподавательское мастерство в России утеряно на одно поколение назад. Центру языковой психологии повезло: нам удалось перехватить эстафету, облечь её в технологию и сделать продукт, доступный каждому. Программы CLP сделаны для того, чтобы ставить учащимся практические навыки речи вместо абстрактного «обучения языку». Речь является специфическим человеческим инструментом, позволяющим нам не только доносить друг до друга информацию о настоящем, будущем и прошлом, но и мыслить. Человеческое мышление основывается на внутренней речи и вне речи не существует. Язык – это система кодировки информации. Недаром существуют языки программирования, но не существует «речи программирования». С помощью определённой системы знаков и символов люди и даже животные передают друг другу разнообразную информацию. Язык человека облечён в речь как в форму. Речь – навык, практический инструментарий общения, язык – система знаний. Речь бывает устная, письменная и внутренняя. Устная речь включает в себя слуховое понимание и говорение, письменная речь – чтение и письмо, внутренняя речь – это мышление, разговор человека с самим собой. Для изучения иностранного языка важно понимать, что компоненты речи физиологически связаны друг с другом в определённую систему и последовательность. Невозможно научиться говорить, не воспринимая речь на слух. В то же время, чем лучше и правильнее вы говорите, тем лучше понимаете на слух: так работает слухоречевая система человека, подкрепляя себя с обеих сторон. Невозможно научиться правильно писать, если вы не читаете. Зато, если вы умеете читать, навыками письма вы овладеете без малейших затруднений. Верно и обратное: человек, который много пишет, будет быстрее и легче читать. Это стоит взять на заметку родителям детей, которым трудно удаётся грамотное письмо: просите ребёнка читать, в том числе вслух! В естественных условиях язык следует за речью. При освоении родного языка мы приступаем к нему фактически только в школе, то есть тогда, когда уже владеем речью. При классическом подходе к изучению иностранных языков этот принцип всегда нарушается: нам сначала преподают язык, а потом надо как-то, «обратным ходом», добраться до речи. Этот заковыристый путь удаётся преодолеть не каждому. Особенно к устной речи подобраться оказывается нелегко. Точнее, научиться что-то сказать – не так уж сложно, а вот понять, что говорят вам в ответ – уже задачка. Всем ли, кто хочет учить иностранный язык нужен именно он – «язык»? В каких-то основных компонентах он, безусловно, нужен всем, чтобы строить свою речь по определённым законам. Вопрос заключается в том, в какой мере и в каком объёме он нужен. Обычно не в том, в котором его нам дают в традиционной модели обучения иностранным языкам. Традиционные подходы к обучению языкам часто грешат перегруженностью теорией в ущерб практике, то есть навыкам речи. В результате на выходе такого обучения получаются люди, неплохо владеющие грамматикой, но «ни в зуб ногой» в плане практического применения. Причём эта беда касается и самих преподавателей… Если вы хотите просто уметь общаться на каком-то языке, вы не обязаны вникать во все его головокружительные дебри. Во-первых, потому, что на практике в эти дебри носители этого языка тоже не погружаются. Во все времена разговорная речь стремится к упрощению, а в наше информационно перенасыщенное время это происходит тем более. Во-вторых, когда вы практически используете язык, углубление ваших знаний и усложнение конструкций нарастает постепенно, вполне естественным образом. Нет никакой нужды в том, чтобы обрушить на вас всю сложность языка разом. Что нужно для того, чтобы овладеть речью? Нужно выстраивать речевые навыки. В этом процессе теория должна встраиваться в практику ровно в том объёме, в котором это необходимо. Навыки никто не может выстроить вам без вашего личного участия и труда. Программы CLP сделаны таким образом, чтобы помочь вам выстроить навыки речи правильно. Правильно сформированные навыки в любом деле на вес золота, потому что знания можно и подзабыть, а вот то, что вы умеете делать, остаётся при вас навечно. Качественно проработанные навыки – это система, которая когда-нибудь заработает как хорошо отлаженный механизм даже без вашего сознательного участия. Как подушки безопасности, система в нужный момент включается сама. Нужно понимать, что это не придёт ни завтра, ни само собой, а требуется время, правильный тренинг и грамотно построенная языковая практика. Овладевать теорией можно как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. В языке теория обычно легче идёт тогда, когда она опирается на практику, а не предшествует ей или вовсе оторвана. Просто потому, что такой вариант является более естественным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|