Семь кругов рая. Как правильно репетировать речь

Здравствуйте, друзья!

Как вы уже, наверно, обратили внимание, мы плавно прошли по процессу подготовки выступления от самого начала с фундаментальными вопросами подготовки – до завершающего этапа с правильными ответами на вопросы зрителей. Можно сказать, что теоретически вы вооружены в достаточной степени, чтобы смело браться за живые выступления в разнообразных жанрах и совершенствовать свои ораторские умения. Однако, обращаю ваше внимание на одну интересную деталь.

Богатый набор прекрасных продуктов не гарантирует того, что мы полакомимся отличным обедом – ленивый или неумелый повар может все испортить.

Семь кругов рая Как правильно репетировать речь

Такая же история и с речью. Знание правил, отличные аргументы, интересные факты, прекрасные жизненные примеры и веселые анекдоты, загруженные в нужных пропорциях в нашу голову, не превратятся в блестящее выступление автоматически. Если мы поленимся качественно приготовить нашу речь, она получится пресной и жесткой, непромешанной и непропеченной, непродуманной и бестолковой, словом – совершенно невкусной. Это правило не имеет исключений – и умение импровизировать здесь, увы, не поможет.

Это, конечно, совсем не новость, все знают, что готовиться нужно, но... Много вы видели в жизни (именно в жизни, а не на Youtube в Ted Talks) действительно хорошо подготовленных выступлений? А сами часто готовились так, чтоб после не стыдно было? Ну да – то лень, то не успели, то на память понадеялись...

По поводу «лень» и «не успели» - это не про риторику, а про правильную организацию жизни, разобраться с этим хорошо помогает коучинг. А вот как правильно репетировать перед выступлением, чтобы память не подвела, чтобы все, что есть в голове, представить в лучшем виде – об этом сейчас поговорим.

КАК ПРАВИЛЬНО ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ. Еще один хороший способ.

Об особенностях подготовки мы уже беседовали в статьях Три хороших способа подготовки и Карты, мысли, сто программ – но там речь больше шла о путях организации информации, о преимуществах и недостатках текстов, конспектов и интеллект-карт. Сегодня я расскажу о способе, который называется «Композиционный цикл», он широко применяется в американской практике – я с ним познакомился на курсе риторики University of Washington. Этот способ отлично помогает приготовить и отрепетировать выступление практически в любом ораторском жанре. В чем его особенности?

Люди обычно организуют подготовку к выступлению в виде линейного процесса:

сбор материала – сочинение речи – репетиция – выступление.

Но это не лучший путь, так как живой процесс подготовки абсолютно не линеен. Нам могут прийти в голову новые идеи, могут открыться новые цели, мы можем просто вспомнить что-то или найти-узнать-вспомнить новую информацию о предмете, об аудитории, о месте выступления, о чем угодно! В процессе репетиции мы можем столкнуться с тем, что нам не хватает времени, что некоторые места выглядят скучно или неуместно. Содержание и процесс выступления постоянно притираются, взаимно дополняют и изменяют друг друга.

В итоге первичная структура, выглядевшая прежде вполне подходящей, начинает вызывать сомнения, Но уже столько написано по плану, так лень все переделывать... И вот когда-то очень хороший план становится тормозом, берет нас в заложники, заставляет следовать уже устаревшему порядку – а менять что-то кардинально не хочется, да и времени нет...

Выход в том, чтоб изначально организовать подготовку иначе – циклично, а не линейно.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦИКЛ можно представить в виде спирали из нескольких кругов. Сначала она охватывает большой объем «сырого» чернового материала – и с каждым витком делает его все более тугим, крепким и отточенным.

1. Прокладка пути.

Начинаем, конечно, с плана. Как обычно, обдумываем фундаментальные вопросы, прикидываем соотношение компонентов, возможные варианты структуры и так далее.

Затем создаем БОЛЬШОЙ массив информации по всем вопросам, имеющим отношение к речи. Берем с запасом, столько, сколько можем!

- самые разные данные по теме

- разнообразные свидетельства, доказательства, примеры, иллюстрации

- о чем можно поговорить вокруг основной темы

- интересные факты, байки, рассказы очевидцев, выдержки из прессы

- и так далее...

Изучаем материалы, обдумываем, оцениваем полезность, актуальность, достоверность, интересность и так далее. И запускаем цикл:

Прогон. Проговариваем весь материал. Почти читаем, конечно, большая часть его не пойдет в финальный вариант. Но с самого начала стараемся облечь информацию в свои слова, прогнать через память – это добавит общей эрудиции по теме. За временем пока не следим – просто впитываем материал, тестируем по ощущениям: «нравится» - «не нравится».

Анализ. Рассматриваем большие куски речи – что показалось подходящим, интересным, что точно не подойдет. Как мы чувствовали, насколько это полезный, нужный, важный материал, насколько одна часть соответствует другим, возможно ли их логическое объединение.

Изменение. По итогам анализа удаляем не подошедшие большие куски, проверяем и при необходимости корректируем цели, оставляем наиболее ценную информацию.

2. Создание речи.

Оставшийся материал отправляем на второй виток спирали.

Прогон. Текста уже значительно меньше, проговариваем его во второй раз – следовательно, основные вещи, базовые куски содержания помним уже лучше. Конечно, в текст или в схему подглядываем еще часто – но продолжаем активно запоминать, говорить своими словами, а не читать. Добавляем тайминг – замеряем время каждой части.

Анализ. Смотрим, что нравится, что нет, чему не находится места, что можно выкинуть, сократить, что не так интересно.

Изменение. Проводим более тонкую «чистку» текста, определяемся с тем, что должно остаться в речи, а что точно нужно выкинуть.

3. Выстраиваем части в структуру.

Витки становятся все туже, речь все ближе к итоговому боевому виду.

Прогон. Проговариваем речь дважды подряд. Засекаем время каждой части. Определяем, сколько нужно отсечь, чтобы уложиться в регламент.

Анализ. Если что-то не укладывается по времени, может возникнуть соблазн говорить быстрее, но оставить весь материал – он к этому моменту уже кажется таким родным и необходимым! Однако, здесь нужно проявить твердость. Не играем с регламентом – безжалостно определяем и удаляем лишнее. Проверяем, насколько гармонично выглядят части структуры, насколько мы естественно чувствуем себя в работе с оставшимся материалом.

Изменение. Удаляем лишнее, гармонизируем структуру.

4. Оттачиваем стиль, наводим блеск.

Финальные обороты спирали делают речь совершенной.

Прогон. Проговариваем речь – опять два раза подряд с проверкой приблизительного соответствия каждой части запланированному времени. Хорошо уже обходиться без подглядываний в текст или схему.

Важно создать себе небольшой резерв времени: если выступление на сцене должно занимать 10 минут, во время репетиции необходимо укладывать его в 8.5 минут. Это позволяет чувствовать себя во время выступления более свободно, иметь запас для живого общения с аудиторией, не тараторить.

Анализ. На этом этапе речь уже должна нам нравиться )). Проверяем, где можем «сбиться с тропы», отвлечься на второстепенные темы, завязнуть в деталях. Отмечаем эти места, берем их под контроль.

Изменение. Финальные мелкие правки, уточнения деталей, проверка общего стиля.

Дело сделано! Выступаем и получаем удовольствие )).

Догадываюсь, о чем вы думаете ). Но система, когда ей пользуешься, не требует так много времени, как кажется на первый взгляд. Получается всего 4-5 изменений и 6-8 прогонов. А даже если и это дольше, чем вы думали – оно того стоит. Ведь в итоге вы отлично готовы, хорошо помните свою речь и блестяще выступаете!

Ну, а когда времени совсем мало – можно использовать короткий вариант спирали:

- Планируем речь, собираем материал с запасом.

- первый круг: прогон, анализ, изменения. Выбрасываем лишнее.

- второй круг: прогон, анализ, изменения. Делаем финальные изменения, проверяем тайминг.

- финальный прогон с таймингом.

Получаем 2-3 изменения и 2-3 прогона. Тоже неплохо, когда между качеством и временем приходится выбирать второе. В любом из вариантов главное – тренировать, проговаривать речь и запоминать структуру, план, композицию выступления.

Подозреваю, вам уже не терпится приступить к отработке )). Что ж – не отказывайте себе в удовольствии. Не забудьте поделиться результатами. Задавайте вопросы, оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected] А у меня деловая встреча с организаторами мастер-класса, так что я прощаюсь.

Верных Вам слов и верных решений!

С уважением,

Вячеслав Саломасов.

Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова

http://vernoeslovo.com/

Полная или частичная перепечатка, цитирование статьи возможны только со ссылкой на первоисточник.

Фотографии, видеофрагменты и рисунки взяты из открытых источников в интернете.



Просмотров: 480
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Почему взрослые люди хотят, чтобы их речь была лучше?
  • А зачем мне речь, если у меня есть идеальные родители
  • Новый взгляд на нашу родительскую речь
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Верные краски. Как правильно иллюстрировать речь
  • Когда начинать развивать речь ребёнка?
  • Как думаете, сколько нужно времени, чтобы...
  • Памятка. Как стать лидером! Часть 17. Речь и жизненные сценарии
  • Наша простая речь в жизни
  • Содержание речи. Три хороших способа подготовки.
  • Продолжаем развивать речь ребенка
  • Возможно ли забыть родную речь?
  • Внутренний наблюдатель оратора. Как сделать речь живой без шпаргалок.
  • Навык общения - ассертивная, убедительная речь
  • Вы умеете вести свою речь?
  • Готовое удовольствие, или как телевизор влияет на детскую речь.
  • Сколько времени нужно, чтобы решить проблему?
  • Сколько времени нужно, чтобы пережить расставание?
  • Сколько времени вам нужно, чтобы вымыть окна?
  • Стереотип - киллер публичного выступления. Что мешает подготовке к публичному выступлению? Часть 2.
  • "Экономить нельзя тратить". Где запятая, если речь идет о детях?
  • Сколько в действительности нужно времени на то, чтобы изменить жизнь?
  • Речь
  • Что нужно сказать мужчине, если он не уделяет вам достаточное количество времени: всего одна фраза
  • Смирение. О чем речь?
  • Речь в отношениях
  • Самодостаточность - о чем речь?
  • Обезличенная речь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь