|
Содержание речи. Три хороших способа подготовки.Автор статьи: Саломасов Вячеслав Вадимович
Здравствуйте, друзья! Рад нашей новой встрече в переменчивом (но за моим окном пока солнечном) апреле. Уверен, после того, как вы отработали материал прошлой статьи на практике, ваши речи, да и ваша жизнь в целом стали более фундаментальными ). Сегодня мы продолжаем беседу о том, как правильно подготовиться к успешному выступлению. Итак, фундаментальные вопросы проработаны, цель определена – приходит время заняться содержанием речи. Чаще всего в этот момент мы сталкиваемся с двумя сложностями. Первый: «Не знаю, что говорить...», когда информации для выступления недостаточно или нет совсем. Второй: «Не знаю, что выбрать...», когда информации больше, чем можно втиснуть в регламент. С первым случаем все достаточно просто (если только вы не студент на экзамене): не знаешь, что сказать – ищи материалы или меняй тему. Или отказывайся от выступления. Если же рассказать есть о чем – отлично, приступаем к отбору нужного содержания и складыванию его в эффективную и красивую структуру. Есть несколько классических способов подготовки речи. Первый – самый традиционный – когда вы просто пишете текст своего выступления на бумаге или на компьютере. Сейчас все более распространяется вариант этого способа – кто-то (кто лучше умеет) пишет текст за оратора, а оратор (иногда) знакомится с содержанием накануне выступления. В любом случае, в итоге вы имеете некоторое количество страниц текста – вашу речь, написанную дословно. Чем этот способ хорош – вы имеете возможность тщательно продумать, какие слова будете говорить, выбрать лучшие речевые обороты, отобрать и правильно выстроить самую нужную информацию. Одним словом, с содержанием все должно быть в порядке. Минусы такой подготовки, к сожалению, очевидны. Во-первых, это отнимает много времени. Даже если вы писали в школе сочинения по двенадцать листов на «отлично» из собственной головы (а не из интернета) – не факт, что с первого раза получится набело создать хороший текст выступления. Во-вторых, даже очень хорошо написанная статья не может при прочтении или пересказе автоматически превратиться в живое интересное выступление – это разные творческие жанры. Чтение или пересказ, если только вы не профессиональный актер, лишит ваш голос естественных разговорных интонаций и приведет к потере контакта со зрителями со всеми вытекающими печальными последствиями. Для неопытного оратора написанная речь превращается в своеобразный психический «костыль», его все время тянет следить за текстом, проверять себя. Он берет записи с собой на сцену, прилипает телом к трибуне, а глазами к тексту – и превращается в нудную «говорящую голову». В-третьих, в тексте (особенно размером более одной страницы) трудно ориентироваться, отыскивать нужные куски, сложно, оторвав взгляд, вернуться взглядом к нужному месту. Листы можно перепутать, рассыпать, уронить в воду, испачкать чернилами... одним словом, написанная речь может превратить вас в своего раба – будьте осторожны! Второй распространенный вариант – составление тезисов, краткого конспекта выступления. Автор последовательно записывает только основные мысли каждой части будущей речи, а во время выступления говорит «из головы», раскрывая подробно каждый из тезисов. Тезисы могут быть записаны в виде списка на одном-двух листах бумаги, а могут располагаться на отдельных небольших карточках. В бизнес-презентациях роль таких карточек в наше время часто исполняют слайды PowerPoint – отличие в том, что оратор делает их такими, чтобы показать и зрителям. Плюсы тезисного способа, в первую очередь, в его большей компактности – подготовка такого плана требует меньше времени, а сам план получается меньших размеров. Его гораздо удобнее взять с собой на сцену. Если у оратора в руках не толстая кипа листов, а несколько маленьких карточек или компьютерная мышь для перелистывания слайдов, он чувствует себя свободнее, ему легче жестикулировать и перемещаться. Речь становится живой, «не письменной», исчезает опасность сказать «неправильно», не так, как в тексте – ведь никакого текста не было. Увы, и у этого способа есть свои минусы. В первую очередь, для рассказывания «из головы» оратор должен неплохо владеть навыком импровизации на заданную тему и уметь легко переходить с одной темы на другую – а это нужно тренировать. Даже если вы обладаете энциклопедическими знаниями по теме выступления и можете часами рассказывать о ней друзьям за чашкой чая, это не гарантирует, что вы будете так же красноречивы на сцене. Кроме того, последовательная «линейная» запись тезисов недостаточно хорошо отображает общую структуру выступления. Это затрудняет оптимальное распределение времени выступления. Продвигаясь по речи от пункта к пункту, вы довольно легко можете увлечься раскрытием одного тезиса в ущерб другим и потерять контроль над целостностью общей композиции – особенно, когда перед глазами только один тезис на отдельной карточке или один из слайдов. К тому же, карточки довольно легко перепутать, на листе бумаги трудно быстро найти глазами очередной тезис, а компьютер может закапризничать, зависнуть, остаться без питания и так далее. Третий способ также признается классическим, хотя, на мой взгляд, он больше «на любителя». Этот самый «любитель» предпочитает наговаривать речь устно, мысленно представляя себе выступление. Если вы выберете наговаривание, то, несомненно, оцените его преимущества. Вы не ограничены необходимостью записывать и, следовательно, можете для вдохновения гулять по живописному парку, сидеть с чашкой кофе на открытой террасе уютного ресторанчика на морском берегу или с удовольствием мыть посуду на собственной кухне. Кроме возможности работать над содержанием речи где и когда угодно, очевидным плюсом является возможность параллельно с созданием текста репетировать и само будущее выступление. Язык речи, созданной таким способом – живой и образный, а неоднократные повторения делают выступление более уверенным и непосредственным. Вы можете продумать (и тут же проверить на практике), где нужна та или иная пауза, громкость, интонация, можете рассчитать и откорректировать длительность речи. Один из основных минусов этого способа – высокие требования к памяти автора. К тому же – и здесь нужно уметь импровизировать, чтобы оживлять и адаптировать приготовленные заготовки к требованиям конкретной аудитории. Простое чтение наизусть приведет к быстрой потере контакта с залом. А если вы собьетесь или отвлечетесь – для того, чтобы продолжить, придется каждый раз мысленно возвращаться к началу. Попробуйте прямо сейчас быстро вспомнить четвертую сточку песенки «В лесу родилась елочка». Что вы сделали сначала? Да, сначала вспомнили три первых строки – так будет и с заученным наизусть текстом речи. Таким образом, у каждого из трех классических способов подготовки содержания выступления есть свои преимущества и недостатки – так что вряд ли любой из них на сто процентов устроит нас в чистом виде. Самое время здесь и сейчас рассказать о секретном четвертом способе, который чудесным образом объединяет все плюсы и исключает все минусы классической тройки, но – не буду )). Во-первых, хоть четвертый способ и есть, он вовсе не волшебен, не секретен и не идеален. Во-вторых – я хочу рассказать о нем более подробно, а для этого понадобится отдельная статья. Ну, и в-третьих – будет интересно узнать о ваших способах подготовки содержания выступления, а также ваше мнение об этих трех. Так что – пишите, делитесь своим опытом, рассказывайте о своих способах успешной подготовки классных выступлений. А я пока прощаюсь. Жду, как обычно, ваших рассказов о своих успехах. Задавайте вопросы об ораторском мастерстве и мастерстве общения в целом. Оставляйте комментарии, пишите на почту [email protected]. Верных Вам слов и верных решений! С уважением, Вячеслав Саломасов. Все новости о тренингах по мастерству публичного выступления и других мероприятиях с моим тренерским участием читайте на сайте Верного Слова http://vernoeslovo.com/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|