|
О «чистом языке» в образовании: по материалам выступления Кейтлин УолкерАвтор статьи: Мирцало Анна
Мое первое знакомство с «чистым языком» состоялось на вебинаре Кейтлин Уолкер, директора “Clean Learning” и разработчика «Системного моделирования™», на IV Международной конференции «Коучинг в образовании-2016». Свое вступление Кейтлин начала с рассказа о своей истории и первом знакомстве с «чистым языком» в работе Дэвида Гроува. Будучи психотерапевтом, он изобрел метод, с помощью которого можно узнавать мир клиента, не привнося в него ничего своего. Кейтлин описала один из эпизодов работы Дэвид Гроува с одной клиенткой, который произвел на нее большое впечатление, когда он пригласил эту клиентку на сцену и спросил о том, чтобы она хотела, чтобы произошло. И она ответила, что хотела бы выступать публично, но когда пытается это делать (выступать публично), ее голос «уходит». И затем Дэвид стал задавать ей по-настоящему простые вопросы: «И когда ваш голос уходит, что это за уходит? И когда он уходит, куда он уходит?». И дама показала на свою грудь. И Дэвид продолжал выстраивать некую модель с помощью вопросов, она же показала на то место в области груди, куда «уходил» голос. И он спросил: «А где именно здесь (в области груди)? И когда он пропадает, где именно он пропадает?» И так они и продолжали работать с очень простыми вопросами и Дэвид, как высокопрофессиональный мастер, помогал клиентке выстраивать модель ее опыта – того, что с ней происходит и расширять его. Он спрашивал: «Где?», «Где именно?», «Что это за ...» и «Есть ли что-то еще?». И когда у них был некий фундамент, база и она рассказала о «дырке» у нее в груди, куда «уходил» голос, тогда он начал задавать ей вопросы в некоторой последовательности: «Что происходит прямо перед этим? Что происходит после этого?». Клиентка сумела разработать сценарий, когда она впервые потеряла свой голос. И Дэвид Гроув не пытался привнести что-либо свое или изменить, он просто помогал выстроить невидимую архитектуру. Рис. 1 – Примеры «чистых вопросов»
Кейтлин взяла эти вопросы (рис.1) и начала учить подростков. В этот момент она была волонтером в юношеской организации и работала с подростками в возрасте 11-14 лет с очень плохим поведением или некими проблемами ментального характера. Кейтлин обнаружила, что дети могут выучить эти вопросы очень легко. Начав работу с подростками, она пояснила, что ее задача состоит в том, чтобы помочь им понять, как они делают те вещи, которые они делают. И что в ее задачи не входит побудить их прекратить что-то делать или начать что-то делать. Например, если они умеют читать, она может помочь им понять, как они это делают, и, наоборот, если они не умеют читать, то, как происходит так, что они не могут читать. Или если они хороши в управлении своими эмоциями, они могут понять, как они это делают и если у них это не получается, понять, как это так не получается. И Кейтлин обратилась к юношам с вопросом о том, что бы им хотелось, чтобы произошло. Один из них сказал, что ему бы хотелось понять, как происходит так, что он теряет контроль над своими эмоциями. Он рассказал о том, что так случается, что он идет, никого не трогает и вдруг кто-то на него посмотрит, и вот он уже на полу и этот человек тоже на полу и он не знает, что произошло. И затем Кейтлин задавала следующий вопрос: «Когда ты теряешь контроль над собой, ты как что/это как что?» (рис. 2) Рис. 2 – Примеры «чистых вопросов» Ответы молодых людей были различными. Один из них ответил, что не теряет контроль над собой, а просто становится тихим. Другой рассказал о том, что при возникновении проблемы сразу убегает. А один из них сказал, что когда теряет контроль над собой, становится красным. - И что это за красный? – спросила Кейтлин - Это такой кроваво-красный, – ответил он. - И когда кроваво-красный, где этот кроваво-красный? – продолжала Кейтлин. - О, это прямо здесь у меня в груди и он взрывается через мой кулак. И тогда Кейтлин спросила: «У кого по-другому, когда вы теряете контроль?». Один сказал: «А я вот так щелкаю (и показал жестом щелчок пальцами)». «И что это за щелкаю?». «Кто-то смотрит на меня, что-то происходит и ...щелчок...и они лежат уже на земле, истекая кровью». Как действовать в этом случае? Мы принимаем самый первый ответ и начинаем потихонечку его расширять вопросами из разряда «фиолетового» или «голубого»: «Что это за...», «Есть ли что-то еще о ...», «Где...?», «Где именно...» И каждый раз, получая ответ, принимать и раскрывать, расширять его. Если посмотреть на ответы, то некоторые люди отвечают метафорами (я становлюсь, как ураган), некоторые отвечают чувствами, некоторые отвечают концепциями. И «чистый язык» работает со всем, а не только с метафорами. И как только получена некая основа благодаря использованию «голубых» и «фиолетовых» вопросов, можно переходить к «зеленым», чтобы «двигать время». И тогда можно отыскать последовательность событий. Этот простой метод помогает исследовать, как негативные, так и позитивные состояния. Это нетипичный для коучинга способ и его цель – исследовать то, как работает то или иное состояние. И Кейтлин доверяла тому, что когда подростки узнают, как это работает, они поймут, что с этим делать. И это произошло. В экспериментальной сессии с мальчиками-тинейджерами, она больше использовала «зеленых» вопросов, чтобы узнать, как «работает» то или иное состояние. - И когда «красный», что происходит сразу перед тем, как «красный»? – спрашивала Кейтлин. - Тогда я «фиолетовый» вот здесь – отвечал молодой человек, указав на область чуть выше пупка. - И кода ты «фиолетовый» там (где ты показал), что происходит сразу перед тем, как ты фиолетовый? – продолжала Кейтлин - О, перед этим я такой прохладный, я «голубой», как небо, как моя мама, - сказал он. И так каждый ребенок в течение 5 минут выполнял это упражнения на символическое моделирование, и затем они разошлись по домам. Но на следующий день, когда они пришли, было совершенно очевидно, что они работали, был запущен некий процесс. И тот парень, который становился красным, сказал: «Знаете что, мисс? Вот что происходит: я просыпаюсь утром и мой папа пьяный – «красный» (я становлюсь «красным»); мои вещи пахнут потом и это отвратительно надевать их – «красный»; и у меня нет достаточно еды, чтобы поесть и мне придется идти в школу голодным – «красный»; у меня нет денег на автобус и поэтому мне нужно бежать в школу бегом и тогда я становлюсь потным и липким – «красный». И когда я прихожу в школу, мой «красный» подступает мне к горлу и это, почему я бью людей?» Кейтлин сказала, что не знает. И он продолжил: «Ну, знаете, если я чувствую этот «красный», когда я иду в школу, я остановлюсь около озера и буду смотреть на отражение неба в воде и тогда я буду думать о моей маме и я буду вдыхать «голубой». И тогда я смогу сделать себя «фиолетовым». И тогда, я думаю, мне не придется бить людей в школе». И тогда все захотели иметь такую модель, чтобы управлять своими эмоциями... Больше о применении в коучинге «чистого языка» читайте в статьях Кейтлин Уолкер и Светланы Шаповальянц, PCC ICF, в 1-й части сборника по материалам IV Международной конференции «Коучинг в образовании-2016». В книге собран уникальный практический опыт 15 спикеров конференции «Коучинг в образовании-2016», объединенных темой 1-го дня «Коучинг в школьном образовании (учебном и воспитательном процессе). Коучинг в вузе. Коучинг в профориентации школьников и студентов». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|