Стереотип - киллер публичного выступления. Что мешает подготовке к публичному выступлению? Часть 2.

 

В первой статье мы рассмотрели тип мышления, при котором человек живет как бы "на черновик", дожидаясь подходящего момента или оставляя все на самотек. Часто возникает такое поведение на этапе подготовки и мешает включиться в процесс. Сегодня мы будем исследовать еще один аспект этого затруднения - "страх ошибки", при котором человек боится экспериментировать и предпочитает каждый раз выбирать привычные способы поведения.

 

Рассмотрим на примере.

На тренинге по ораторскому искусству в ходе упражнения, я предлагаю участникам попробовать новый способ подготовки к публичному выступлению. Им необходимо создать краткий план речи и пересказать его вслух, Алиса, одна из участниц сидит и судорожно пытается заучить текст. На мой вопрос: "Почему ты не готовишься по предложенному способу?"

Отвечает:

-"Мне привычней так."

-"Зачем тебе сейчас делать привычно? Просто попробуй новый способ! И узнай как он тебе."

-"Я не могу!"

Безусловно, это ее право выбирать, как готовиться к предстоящему выступлению. Меня в этом случае настораживает убежденность Алисы в том, что она не "может" сделать другой выбор. И таким образом даже не смотря на то, что привычный способ также как и любой другой может оказаться непродуктивным, девушка все равно снова и снова выбирает его.

Во время своего доклада она говорит очень строгим тоном, резко отвечает на уточнявшие вопросы участников и вообще выглядит напряженно и отстраненно, под конец занятия, сменив привычное обращение в группе "ты" на официальное "вы" и не смотрит в глаза.

На вопрос: "Что с тобой происходило во время выступления?" Алиса ответила: "Мне казалось, что все меня осуждают, и если я ошибусь, они будут меня презирать!" При этом аудитории нравилась тема, что подтверждали положительные отклики участников и множество уточняющих вопросов. Все с большим уважением относились к этой участнице, и такая перемена поведения очень взволновала и удивила всех присутствующих.

После беседы и откликов некоторых участников она осознала, что не хочет замечать уважение к себе, а тем более похвалу, "потому что так я могу расслабиться и пропустить удар". А главное, что ей удалось понять, что если она попробует новый способ, здесь на тренинге ничего кардинально не изменится в ее жизни: она не потеряет работу, не снизит авторитет перед значимыми людьми и т.д. Она так привыкла воспринимать весь мир как вражескую территорию, где ни в коем случае нельзя допустить ошибку "потому что иначе тебя перестанут уважать и сядут на голову". Разбор этих установок тема отдельной статьи. Главное, что на следующем занятии ей удалось рассказать свою лекцию так, что все аплодировали и это был огромный прорыв.

Подобное поведение встречается часто, в данном случае настоящая ситуация оценивается недостаточно адекватно, а вместо актуального состояния есть очень много прогнозов, фантазий и представлений о том как все может быть плохо. Вследствие чего возникает тревога, напряжение, неудовлетворенность и пр., а это в свою очередь заметно отражается на поведении, а значит и на выступлении. Тем самым, не позволяя оратору использовать все свои возможности.

Можно предположить, что такому поведению предшествовала травма. Когда боль пережить не удается, человеку свойственно, вытеснять ее настолько что не помнить что и когда произошло. Но, то решение, которое когда-то было принято, сейчас мешает творчески решать задачу.

 

Что значит творческое решение?

Творческое решение - способность находить наилучший способ удовлетворения потребности в каждой конкретной ситуации.

Однажды у Алисы получилось справиться со сложной ситуацией, заучив текст. После она неоднократно использовала этот метод, оттачивала его и теперь отказаться от того, на что потрачено столько сил и того, что все-таки работало, представляется ей невозможным.

Еще раз повторю, что это ее право какой выбор делать. Но если задуматься ее ли этот выбор? Осознанно ли она выбирает каждый раз бездумно зазубривать текст и боятся того, что забыв одно слово, весь мир будет презирать ее?

Это здорово, что какой-то период времени способ, выбранный однажды, работал. Но это совершенно не значит, что он будет безотказно работать каждый раз!

 

Попробуйте осознать, к чему это приводит!

У меня дома нет межкомнатных дверей, значит, мне не нужно их открывать. Я точно знаю, что идя из комнаты в кухню мне не нужно браться за ручку, крутить ее и т.д. Но если я приду в гости к подруге, у которой есть двери и буду продолжать действовать привычным для меня способом, который каждый день удобен мне дома? То есть проходить из комнаты в комнату, не открывая закрытые двери. Я набью себе шишки! А представьте, если на предложение открыть дверь я отвечу "Нет, я привыкла так. Я по-другому не могу!". И буду продолжать долбить головой в закрытую дверь.

В итоге мне будет больно, я, возможно, покажусь подруге и остальным гостям странной, может, даже разобью дверь, пропущу вечеринку, и Бог знает, какие еще беды я переживу, продолжая действовать своим привычным способом! А когда приду домой и осознаю всю нелепость моих действий, меня ждет не иначе как жуткое чувство вины и желание не попадаться подруге на глаза, одним словом стыд.

Но ведь в случае с реальной дверью мы понимаем, какую ручку крутить и через какие двери как пройти. Если же нет, пытаемся разобраться, попросить помощь и пр. А в ситуациях связанных, например, с публичными выступлениями почему-то пренебрегаем возможностью действовать по-новому. Так как того требует или даже предлагает ситуация. Забывая, что однажды выбранный способ может быть уже не актуальным сегодня.

Так, например, когда вы ребенок, который еще не умеет ходить и говорить. И вдруг вы видите, как на вас падает дерево. Очень творческим решением будет в этой ситуации громко закричать и сжаться в коляске. Но если вам 40, а вы до сих пор на все опасности реагируете также, может, стоит задуматься? Когда вы уже умеете ходить, вы можете просто отойти от опасного места!

 

Стереотипы.

Психическое явление, при котором мы, не задумываясь, действуем "на автомате" называют стереотипом. И в нем, безусловно, есть множество положительных моментов, так как его основная функция обеспечить четкую своевременную реакцию на раздражитель. Так, попробовав, есть суп ложкой несколько раз, мы навсегда запоминаем, что суп едят ложкой и нам не нужно каждый раз проверять каким столовым предметом лучше есть суп. Так что когда мы голодны, мы можем не глядя выбрать ложку и быстро расправиться с содержимым тарелки. Но, в то же время, есть множество ситуаций, которые требуют не автоматизма, а нашего присутствия и актуального решения подходящего данной конкретной ситуации. Одной из таких является публичное выступление. Даже если вы будете выполнять все действия автоматически хорошо, выступление потеряет жизненность и актуальность, потому что у вас никогда не будет двух идентичных аудиторий. Даже одни и те же люди будут каждый раз с разным настроением и разными потребностями.

И если вы хотите сделать так, чтобы ваше выступление было живым, важно понять, что пробы и ошибки - это всего лишь исследование и поиск верного пути. Даже самые великие ораторы когда-то были новичками, именно ошибаясь и анализируя свои ошибки, они добились успеха. И как поет Земфира: "Боль, тем и полезна, что заставляет двигаться дальше".

Отказ от выбора новых способов это, по сути, отказ от роста и развития. А что происходит с любым организмом, который перестал расти и развиваться? Деградация и смерть. Так что задумайтесь, стоит ли выбор привычного способа отказа от жизни?

 

Итог.

Привычное поведение не всегда бывает актуальным. Жизнь никогда не стоит на месте. И страх того, что ошибка приведет к полному краху, может быть эхом из прошлого и не иметь никакого отношения к настоящему.

Жизнь - она происходит каждую новую секунду и важно научится проживать ее здесь и сейчас, как мы это делаем каждый раз, встречая перед собой разные двери.

Только ошибаясь и экспериментируя можно почувствовать вкус жизни и стать профессионалом.

 

Резюме.

Главный посыл, который я пытаюсь выразить это - проживая свою жизнь каждый раз оглядываясь на обстоятельства и боясь экспериментировать, вы упускаете то, что важно для вас и совершенно не реализуетесь. И словно стоите в сторонке, пока ваша жизнь идет. Но жизнь у вас одна и каждое событие вашей жизни произойдет в ней только один раз. Обстоятельства, мешающие вам воплотить задуманное будут возникать всегда (то ли это эхо прошлого, неловкость настоящего или тревога о будущем). И нужно концентрироваться не на них, а на тех возможностях, которые вам предоставляет жизнь, чувствовать, что вам подходит, и ничего не боятся. Как бы нам не хотелось жизнь никогда не будет безоблачной и гладкой. Это иллюзия, что если вы прекратить чувствовать боль, страдание и разочарование жизнь станет счастливее. Только пройдя через страдание можно узнать настоящее счастье. Только окунувшись в публичное выступление и пройдя путь тщательной подготовки можно испытать радость импровизации!

 



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Что значит проживать эмоции,и как это влияет на пресловутое качество жизни?" -ответ на вопрос
  • "Ну за что мне все это?!!"
  • "Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать..."(еще раз об идентификации с агрессором)
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "У меня все есть, но почему мне так плохо?"
  • Что делать, если не знаешь "что делать" или как перестать бурлачить?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • Что делать, когда на работе возникают мысли: "Не хочу/не буду/неинтересно/мое ли это?"
  • "Прости меня" - что это значит?
  • "Все равно его не брошу, потому что он хороший!"
  • "5 признаков того, что мужчина к вам неравнодушен. На что обратить внимание?"
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Что может увидеть каждый в проекте "Взвешенные люди"
  • Что, чёрт возьми, значит этот ваш вопрос "что ты чувствуешь?!"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь