Памятка. Как стать лидером! Часть 17. Речь и жизненные сценарии

Автор статьи: Дамиан Синайский

(Продолжение. Читать предыдущие главы)

Часть 17. Речь и жизненные сценарии.

(Кроме своих исследований,  я опирался на исследования Э. Кармилофф-Смит, Д. Деннет, С. Кови)

На первых шагах овладения родным языком звуковая речь воспринимается без понимания ее смысла. Мама говорит ребенку: "Не трогай плиту, горячо!" На данном этапе ребенок совсем не понимает значения слов "не трогай", "горячо", "плита", "огонь". Для него это только звуки, которые произносит мама, но они отчетливо эхом отражаются в его памяти и запоминаются. Впоследствии, эти ситуации  могут вызывать в его воображении подобные звуковые события. Причем не только то событие, в котором имел место некий конкретный запрет, но даже те ситуации, в которые вовлечено похожее звуковое повторение.

В процессе звукового повторения, приобретается навык - привычка вроде понимания и самоотношения. В дальнейшей жизни под влиянием слов и речи родителей ребенок приобретает навык сопровождать свои действия звуковыми комментариями, употребляя слова без понимания их значений. Ребенок, подражая, произносит запреты и поощрения в виде, своего рода, названий-лейблов. И только потом, постепенно, данные слова для ребенка приобретают смысловые значения и начинают использоваться уже для реального поощрения или запрета.

По мере того, как у ребенка складываются ассоциативные связи между процессами его действий и звуковым сопровождением, в его памяти создаются оттиски-узелки. Слова узнаются, даже еще не будучи понятым. Именно эти оттиски в памяти являются основой, опираясь на которую, названия-лейблы постепенно обретают независимую идентичность внутри системы. Главным признаком понимания является использование слов в разных контекстах. Психика ребенка, таким образом, переходит от состояния простых повторов к состоянию понимания собственных слов.

Для того, чтобы уже для взрослого ребенка открылась его языковая перспектива, его будущее, необходимо, чтобы он научился отделять названия от конкретных обстоятельств и прикладывать их к разным контекстам. Если этого не происходит, то ребенок становится заложником "голосовых программ" родителей, которые уже в его взрослой жизни диктуют ему его модель поведения, его образ мысли и образ жизни. Повзрослевший ребенок бессознательно отрабатывает родительскую программу неудачника.

Повзрослевший ребенок, без осознания своих неосознанных взглядов на жизнь, без своей так и необретенной идентичности, позволяет другим людям и, соответственно, другим обстоятельствам полностью формировать его ложную идентичность и управлять его жизнью. Телевидение и другие СМИ доканчивают воспитание нового и очередного бедолаги зомби-манкурта, манипулируя человеческой психикой, лишая личность способности разумного самоконтроля, принуждая её к желаемому типу поведения и образу мышления, формируя желаемые запросы и вкусы.

Мы нуждаемся в одобрении сначала родителей, потом друзей, других людей. Но когда у нас отсутствует подлинная аутентичность, мы, чтобы добиться признания и любви, будем делать то, что нам навязывают и хотят от нас другие в их собственных целях. Мы уже не живем свою жизнь, живем чужую. Мы проживаем ложные сценарии как бы своей жизни.

Эрик Берн выделяет четыре вида сценария, заложенные в нас в детстве:

1. "Я хороший - ты хороший", по-другому: "я победитель - ты победитель" - сценарий лидера с чувством собственного достоинства и уважения к другим.
2. "Я хороший - ты плохой", "я победитель - ты проигравший" - сценарий высокомерного парниши.
3. "Я плохой - ты хороший", "я проигравший - ты победитель" -  сценарий апатии и депрессии.
4. "Я плохой - ты плохой", "я проигравший - ты проигравший" -  сценарий отчаяния и безнадеги.
Примеры из моей практики:
  • Клиентка с самого детства слышала от мамы и молчаливого папы слова: "Деньги, богатство не для нас, мы как были бедными, так и будем". Клиентка с 15 лет находит себе мужчин значительно ее старших, которые ее содержат. Сейчас живет с мужем, который старше ее на 18 лет и зарабатывает откатами (ворует). Мечтает обрести независимость, прежде всего, финансовую. Очень тяжело продвигается работа.
  • Клиент, с детства мама зарабатывала деньги нечестным путем - работая в магазине, приводила сына с дочкой и позволяла им брать с полок, что они хотят и вслух говорила, что это бесплатно, платить не надо. Клиент в юности начал нарушать закон, итог - колония. Сейчас имеет собственный бизнес, хочет больших денег, но заработать честным путем. Деньги для него все: "Есть деньги - есть я, нет денег - меня нет, я ничтожество". При этом, боится заработать по настоящему большие деньги, не знает, как будет жить дальше.
  • Клиентка, в детстве очень талантливая. С 5 лет с подружкой создавала вселенные и наполняла их самым разным содержанием. Но в 10 лет они решили сказать правду своей однокласснице, итог - скандал с ее родителями. Их же самые близкие люди, любящие родители и учителя "сломали" их, обвиняя их во всех грехах, встав на сторону одноклассницы, даже не выслушав и не попытавшись понять суть дела. Клиентка боится любых начинаний, страх перед неизвестностью.
С момента начала моей деятельности как коуча, психоаналитика прошло 19 лет.


Невозможное для других, для вас скоро станет возможным!


Удачи!
Продолжим.

 

Дамиан Синайский,
коуч по лидерству, эксперт-психоаналитик,
руководитель Центра стратегического коучинга и психотерапии "Ценности Инноваций"

 

Источник: Центр стратегического коучинга и психотерапии Дамиана Синайского



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Злой человек - "плохой" или "хороший"?
  • "Хороший" и "Плохой" Психолог. Как распознать?
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Работа с метафорой (упражнение "Моя книга" с набором "Слова и смыслы")
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Работа с МАК". Расклад " КРУГ ПОНИМАНИЯ"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Цена выбора в токсичных отношениях: Быть "хорошей" или "плохой"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь