|
Памятка. Как стать лидером! Часть 17. Речь и жизненные сценарииАвтор статьи: Дамиан Синайский
(Продолжение. Читать предыдущие главы) Часть 17. Речь и жизненные сценарии. (Кроме своих исследований, я опирался на исследования Э. Кармилофф-Смит, Д. Деннет, С. Кови) На первых шагах овладения родным языком звуковая речь воспринимается без понимания ее смысла. Мама говорит ребенку: "Не трогай плиту, горячо!" На данном этапе ребенок совсем не понимает значения слов "не трогай", "горячо", "плита", "огонь". Для него это только звуки, которые произносит мама, но они отчетливо эхом отражаются в его памяти и запоминаются. Впоследствии, эти ситуации могут вызывать в его воображении подобные звуковые события. Причем не только то событие, в котором имел место некий конкретный запрет, но даже те ситуации, в которые вовлечено похожее звуковое повторение. В процессе звукового повторения, приобретается навык - привычка вроде понимания и самоотношения. В дальнейшей жизни под влиянием слов и речи родителей ребенок приобретает навык сопровождать свои действия звуковыми комментариями, употребляя слова без понимания их значений. Ребенок, подражая, произносит запреты и поощрения в виде, своего рода, названий-лейблов. И только потом, постепенно, данные слова для ребенка приобретают смысловые значения и начинают использоваться уже для реального поощрения или запрета. По мере того, как у ребенка складываются ассоциативные связи между процессами его действий и звуковым сопровождением, в его памяти создаются оттиски-узелки. Слова узнаются, даже еще не будучи понятым. Именно эти оттиски в памяти являются основой, опираясь на которую, названия-лейблы постепенно обретают независимую идентичность внутри системы. Главным признаком понимания является использование слов в разных контекстах. Психика ребенка, таким образом, переходит от состояния простых повторов к состоянию понимания собственных слов. Для того, чтобы уже для взрослого ребенка открылась его языковая перспектива, его будущее, необходимо, чтобы он научился отделять названия от конкретных обстоятельств и прикладывать их к разным контекстам. Если этого не происходит, то ребенок становится заложником "голосовых программ" родителей, которые уже в его взрослой жизни диктуют ему его модель поведения, его образ мысли и образ жизни. Повзрослевший ребенок бессознательно отрабатывает родительскую программу неудачника. Повзрослевший ребенок, без осознания своих неосознанных взглядов на жизнь, без своей так и необретенной идентичности, позволяет другим людям и, соответственно, другим обстоятельствам полностью формировать его ложную идентичность и управлять его жизнью. Телевидение и другие СМИ доканчивают воспитание нового и очередного бедолаги зомби-манкурта, манипулируя человеческой психикой, лишая личность способности разумного самоконтроля, принуждая её к желаемому типу поведения и образу мышления, формируя желаемые запросы и вкусы. Мы нуждаемся в одобрении сначала родителей, потом друзей, других людей. Но когда у нас отсутствует подлинная аутентичность, мы, чтобы добиться признания и любви, будем делать то, что нам навязывают и хотят от нас другие в их собственных целях. Мы уже не живем свою жизнь, живем чужую. Мы проживаем ложные сценарии как бы своей жизни. Эрик Берн выделяет четыре вида сценария, заложенные в нас в детстве: 1. "Я хороший - ты хороший", по-другому: "я победитель - ты победитель" - сценарий лидера с чувством собственного достоинства и уважения к другим. 2. "Я хороший - ты плохой", "я победитель - ты проигравший" - сценарий высокомерного парниши. 3. "Я плохой - ты хороший", "я проигравший - ты победитель" - сценарий апатии и депрессии. 4. "Я плохой - ты плохой", "я проигравший - ты проигравший" - сценарий отчаяния и безнадеги. Примеры из моей практики:
Дамиан Синайский, коуч по лидерству, эксперт-психоаналитик, руководитель Центра стратегического коучинга и психотерапии "Ценности Инноваций" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|