Жестовый язык - родной язык для людей с нарушением слуха.

Автор статьи: Амина Алиева

Ребенок рождается в языковой среде. Как правило, родители решают какой язык предпочтительнее.

Если говорят на одном языке, к примеру – на русском, то тут и решать нечего. Ребенок слышит, воспринимает и начинает на нем говорить. Позднее он знакомится с другими языками и, в зависимости от необходимости, изучает их глубже или поверхностно.

Теперь возьмем выходцев из России, которые живут в других странах или же малые народы, населяющие любую страну, где есть признанный единый язык, но не их родной. Людей, которые являются носителями нескольких языков – множество.

Итак, в такой семье рождается ребенок. Возникает закономерный вопрос: «На каком языке с этим ребенком говорить?». Кто-то выбирает приоритетным общепринятый язык, кто-то старается, чтобы первые слова были произнесены на родном языке данного народа. В результате, как правило, ребенок сразу изучает и учиться говорить на двух, а то и трех языках. И даже, если на родном он будет перекидываться парой слов с родителями, считается, что знать его – необходимо. Зов корней, признание своего рода – каждый сам решает, зачем это надо.

А теперь представьте, что в слышащей семье родился ребенок с нарушением слуха или абсолютно глухой. Можно ли говорить, что его родной язык – это один из произносимых языков?

Понятно, что такой ребенок будет обучаться в специализированной школе, где его будут учить пользоваться голосом, разрабатывать голосовые связки. Процесс это долгий, требующий большого терпения как со стороны ребенка, так и со стороны учителей, семьи, дефектологов, логопедов, психологов.

Однако, между собой такие дети и взрослые говорят на жестовом языке. На мой взгляд люди с нарушением слуха – отдельная народность. И они имеют право на изучение жестового языка так же, как изучают любой другой язык. Я считаю, что данный предмет должен быть введен в начальных классах и раньше, если проводятся подготовительные курсы детей с нарушением слуха к школе. Так же проблемным является дошкольное образование этих детей.

Эти дети должны знать классический и разговорный жестовый язык. Ведь, если ребенок не знает жеста, он его придумает. И этот жест будет использовать конкретный круг людей. А другие о нем не будут знать. И при построении контакта с другими детьми и взрослыми, имеющими нарушение слуха, понимание будет осложненно. Если есть система, где детей с нарушением слуха учат говорить вслух, то почему нет в этой системе пункта об обучении этих детей жестовой речи и с помощью жестовой речи?!

Это еще один важный момент: обучение ребенка в школе с помощью жестовой речи. Что важно для учителя: развитие ребенка или его способность правильно сказать слово вслух? И мы говорим не только об интеллектуальном развитии, есть такое понятие, как эмоциональный интеллект, который часто страдает у лиц с нарушением слуха.

Когда я сама столкнулась с проблемой недопонимания, был найден единственный подходящий выход: учить язык жестов. Мне было важно, чтобы эти дети понимали то, о чем я им говорю. Как специалист я уделяла много времени переделке тех рабочих инструментов, которые разработаны для слышащих детей, но дети, с нарушением слуха с ними не справлялись. Я говорю о тестах, опросниках. Когда же возникала необходимость провести беседу с детьми, то речь вообще уходила на задний план, если, конечно, было желание говорить, вести диалог, а не высказаться, дождаться кивка со стороны ребенка и уйти, решив, что дело сделано. Ребенку легче изложить мысль жестами, так почему бы ему не дать такую возможность?!

Я не предлагаю полностью перейти на жестовую речь. Но и не стоит запрещать пользоваться жестами, как это бывает в некоторых школах, где упор сделан на произношении. Необходимо чтобы были уроки жестовой речи. И начинали их вести так рано, как только возможно. Дети имеют право его знать и пользоваться им. Есть время для произношения слов, а есть для жестикуляции. Эти два процесса могут друг друга дополнять, чтобы добиться больших результатов в обучении и развитии.

Ниже приведены несколько ссылок на материалы по данной теме:

Право на жестовый язык

Круглый стол о роли жестового языка

 

 



Просмотров: 585
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Танцевальная терапия для подростков с нарушением слуха
  • Ваш ребенок вырос, и Вы не можете найти с ним общий язык? Тогда эти советы для Вас.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть-2
  • Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык. Часть 3.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как запоминать сны, понимать их язык и использовать это для большего самопонимания
  • О нарушении слуха и его влиянии на поведение.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Иностранный язык или речь: что же вы изучаете?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Речь и психика: что можно сказать о человеке по его манере говорить?
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха
  • Телесность человека как язык его взаимоотношений с Небом и Землей, миром и самим собой.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Легко говорить, что откажешься от богатства, если его не имеешь!
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Языки любви у детей. Как определить язык любви у моего ребенка?
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Гиперактивные дети: что нужно знать, чтобы готовить их к школе?
  • Символическое моделирование и чистый язык. Что это?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь